Кино

Мы все над пропастью: Как «Черная весна» нарушает правила подростковой драмы

В приморском городке живут простые тинейджеры с понятными радостями и горестями. Мелу (Глеб Калюжный) нравится Анжела (Анастасия Красовская), а та его яростно френдзонит. Гена (Никита Кологривый) занимается грязными драгдилерскими делишками и враждует с батей. Киса (Артем Кошман) обожает тусовки, но в глубине души страдает из-за того, что не знает, кто его настоящий отец. Однажды в рутинную жизнь героев врывается неожиданное событие: к ним в руки попадают винтажные дуэльные пистолеты. Недолго думая, парни создают секретный дуэльный клуб, и теперь у каждого есть шанс разобраться со своими обидчиками здесь и сейчас.

Мы неоднократно писали, что в последнее время подростковые фильмы и сериалы – российские прежде всего – переживают невиданный взлет. В «Смычке» юный скрипач поневоле стал кладменом. В «ЮЗЗЗ» ростовские Ромео и Джульетта оказались в центре соперничества бандитских группировок. В «Хэдшоте» задрот, которого, кстати, играет упомянутый Кошман, обзавелся странным товарищем – аватаром из онлайн-стрелялки, дающим ему уроки сурового мужского воспитания. На первом плане классические проблемы: школьный буллинг, разные типы зависимости, трудности в общении с противоположным полом, конфликт поколений… В «Черной весне» они тоже в избытке присутствуют. Но форму приобретают нетривиальную, а потому привлекательную.

Ключевая изюминка, конечно, в дуэлях. Здешние тинейджеры не только транжирят время за пивом и куревом, но и, скажем, детали убийства Пушкина параллельно обсуждают. И естественно, проникаются рыцарской романтикой прошлого, когда отстаивать честь с оружием в руках было в порядке вещей. «Глаза в глаза, через дуло пистолета». Причем члены дуэльного клуба «Черная весна» не просто воскрешают забытую традицию, а наполняют ее новой философией. Дуэли становятся исчерпывающим средством борьбы с травлей. Каждый лузер может бросить вызов задире и пустить ему пулю в лоб. Согласитесь, это более эффектная месть, чем банальная стрелка за гаражами. Но и последствия ее гораздо плачевнее: школьники превращаются в убийц.

Без трупов, ясное дело, не обойтись. А трупы куда-то девать надо. Городок в «Весне» маленький. Исчезновение любого человека бросается в глаза. Так что над дуэльным кружком быстро нависает угроза разоблачения. Поэтому авторы сериала Сергей Тарамаев и Любовь Львова («Зимний путь», «Фишер») не концентрируются чисто на kids with guns, цитируя песню Gorillaz, а создают многофигурное полотно с массой побочных сюжетов и действующих лиц. Вроде страдающего от личных неурядиц кандидата в мэры (Сергей Гилев), его сексуально озабоченного отпрыска Рауля (Иван Лаврухин) и отца Мела, тихого интеллигента Влада (непривычно застенчивый Даниил Воробьев).

Все они так или иначе соприкасаются друг с другом, что превращает «Весну» в эдакий клубок важных и не очень второстепенных линий. Своеобразный лабиринт Минотавра, где зритель блуждает среди неловких сцен первого секса, изнасилования, криминальных разборок, потасовок, а затем задается резонным вопросом: ради чего, собственно, все затевалось? К счастью, в критические моменты общего хаоса вновь всплывает дуэльная тема, напоминая о простой истине: нельзя вечно балансировать на краю пропасти. Рано или поздно придется отойти – либо сорваться в бездну.

Большинство персонажей кидается из крайности в крайность, пришпоривая наше любопытство, и 8 эпизодов пролетают стремительнее пули. «Черная весна» не всегда дружит с логикой, но колорит можно ложкой черпать, а лихо запечатленные диалоги – с резкой камерой, однокадровыми дублями, без дурацких «восьмерок» – создают документальный эффект а-ля «Школа» Гай Германики. Ну и, конечно, артисты: за такое блестящее созвездие любые грехи отпустишь. Нервный Артем Ткаченко (режиссер) в розовом свитшоте кажется худшим негодяем на планете. Веселый и хмельной Александр Яценко (местный алкаш) задвигает эксцентричные философские теории. Николай Фоменко (авторитет) аппетитно жарит мясцо и обкашливает вопросики…

А еще герой нашего недавнего интервью Никита Кологривый рвет и мечет. На фоне разбитного Гены, трикстера, зубоскала, любителя прекрасных дам, откровенно скучноватый Мел теряется, а его пассия Анжела выглядит безжизненной куклой Барби. Но все они в той или иной степени сталкиваются со смертью, придавая сериалу большую трагичность, исповедальность, обреченность, чем мы привыкли наблюдать в большинстве подростковых проектов (ближайший аналог – хитовая «Эйфория»).

«Черная весна» – угрюмые хроники человеческих несчастий, лихорадочные танцы на минах, приговор современным 17-летним, которые еще жить-то не научились, а уже намерены красиво уйти. Любовь не будет вечной. Дружба истлеет, обратившись в пепел. Мечты растают в непроницаемом мраке. Нелегко на душе от этого сериала. Зато приятно осознать, что у тебя в принципе осталась душа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

2 часа назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

22 часа назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

24 часа назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

2 дня назад

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

2 дня назад