Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Через «Пятерочку» к звездам: Какой получилась космическая драма «Проксима» с Евой Грин

Через «Пятерочку» к звездам: Какой получилась космическая драма «Проксима» с Евой Грин

16 января 2020 /
Через «Пятерочку» к звездам: Какой получилась космическая драма «Проксима» с Евой Грин

Европейская лента рассказывает о трудностях физической и психологической подготовки к полету, причем большая часть действия разворачивается в России.

Французская астронавтка Сара Лоро (Ева Грин) приезжает в Звездный городок тренироваться перед полетом. Ей предстоит провести год на МКС вдали от восьмилетней дочери. Их разлука уже началась: девочка живет с папой-астрофизиком в Германии. До России далеко, летать получается через раз. Дочь отдаляется от Сары, пряча страх за обидой.

Тем временем, в центре подготовки космонавтов идут тренировки на износ. Сара не может позволить себе сломаться, тем более, что американский командир экипажа (Мэтт Диллон) откровенно намекает: барышням не место в космосе. А Сара без космоса жить не может.

Фильм француженки Алисы Винокур — явственно русофильское кино. Тренируясь, героиня Грин смотрит «Войну и мир» Бондарчука, крупный план ее лица рифмуется с лицом Наташи Ростовой. Фильм напоминает, что как раз здесь, среди раздолбаных дорог, интерьеров с коврами на стенах и супермаркетов «Пятерочка» (откуда разошлись меметичные фото со съемок) живут люди, которым мало одной Земли. Космические полеты — русское чудо, в него верит вся интернациональная команда фильма. Трогательную сторону национального характера воплощает наш космонавт с чувствительной душой в исполнении Алексея Фатеева, которого дома ждет старенькая больная мать. В минуту редкого отдыха он предлагает коллегам почитать стихи (под водочку) и читает… Мандельштама!

Соответственно, в тех же русских традициях, далекий космос выступает поводом поговорить о человеке, которому нужен человек, об отношениях героини с дочерью (и, немного, с бывшим мужем). Сентиментальный саундтрек Рюити Сакамото в моменты сюрреальных тренировок в бассейне, обмена взглядами Сары с дочкой через стекло, наконец, запуск ракеты, когда экран заливает пламя, работает не хуже музыки Эдуарда Артемьева.

При этом героиня Евы Грин осуществляет свою мечту о космосе не как представитель рода человеческого, а именно как женщина. Начиная с речи, где та вспоминает, что мать ей говорила: «Космос не для девочек», и дальше — когда она решает не прерывать менструальный цикл на время годового полета. Но феминистическое ли это кино?

Алиса Винокур явно осмысляет свой опыт матери, работающей в «мужской профессии», несмотря на сопутствующие трудности. Однако проявлены эти трудности на экране вполне традиционно. Так, герой Диллона, у которого два сына, не додумался приглашать детей на рабочую планерку, а Сара своего ребенка пригласила. И, конечно, отвлекается на дочь, которая шалит от скуки. Стереотипы женственности подтверждают и традиционные для Грин сцены с обнажением. Понятно, мы всегда готовы еще раз увидеть грудь актрисы — как и персонаж Диллона, который в раздевалке спрашивает Сару «что ее заводит».

Зловещий флер вообще не оставляет Диллона после «Дома, который построил Джек», иначе трудно считывать его оценивающие взгляды под классическую музыку. Напряжение, впрочем, ничем не разрешается. В конце все разногласия исчерпаны, задачи поставлены, цели определены.

Устремление в космос снова подразумевает примирение землян между собой в лучших традициях утопической фантастики. Разумеется, символична сцена, где прекрасная француженка счастливо засыпает у костра под звездами рядом с мужественными русским и американским космонавтами. К маскулинному звездному соперничеству двух гигантов подмешано присутствие классической европейской красоты и, никуда не денешься, женственности, которая облагораживает технологический аспект прогресса. Отдельно забавна в «геополитическом» ключе линия немца-астрофизика (это Ларс Айдингер, отметившийся ролью Николая II в «Матильде»), представителя нации, которая изобрела ракетостроение, и которой не суждена своя космическая программа: слезы стоят в глазах героя, когда он наблюдает взлет на Байконуре.

Весь этот вольный или невольный традиционализм вызывает ассоциации с советским производственным кино. Как ударники космического производства решат одновременно рабочие и личные проблемы? Благополучно. Интерес режиссера к рабочим проблемам космонавтов наиболее проявлен в псевдодокументальных «репортажных» кадрах. В какой-то момент фильм начинает напоминать агитационную ленту для будущих пионеров астронавтики.

Что в этом плохого? Конечно, ничего. Нам нужны счастливые концы и праведные устремления. За их наивностью — правда, за нее можно простить до определенного предела художественную неубедительность. Характерно, что эта самая глубинная «правда» одновременно представлена и в ключе работы на прогресс человечества, и в духе заботы о своем единственном неповторимом ребенке. Дочку Сары, чтобы было уж всем понятно, зовут Стелла — «звезда». Потеряешь одну звезду — не достанешь других. Линии смыкаются в эпизоде, где Сара со Стеллой проникают на космодром, чтобы увидеть устремленную в бесконечность ракету на рассвете. Собственно, дуэт несколько «инопланетно» выглядящей в любом образе Евы Грин и юной актрисы Зели Булан-Лемесль, девочки-с-Земли, и есть лучшая часть фильма. Искренность одной, загадочность другой — вот и алхимический рецепт для сентиментального путешествия на небо.

Проксима (2019) официальный трейлер

«Проксима» уже в прокате. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: