На этой неделе завершилась первая часть Берлинского кинофестиваля – в этом году он проходит в два этапа. После пяти дней онлайн-показов для прессы и кинопрофессионалов фестивальное жюри выбрало победителей. О фильме «Неудачный секс или беспечная порнушка» румына Раду Жуде, получившем «Золотого медведя», мы уже рассказали подробно – теперь коротко о других победителях и любопытных премьерах.
Новый фильм японца Рюсукэ Хамагути, который получил на Берлинале вторую по значимости награду – Гран-при жюри. Кроме того, его почти единодушно похвалили критики, что в условиях все большего расхождения по гендерным и этическим вопросам — редкость. «Колесо фортуны и фантазии» состоят из трех не связанных между собой новелл. В первой девушка встречает парня, с которым разошлась два года назад, во второй студентка читает преподавателю эротический отрывок из его романа, в третьей женщина приезжает домой из Токио на встречу выпускников. Все три исследуют отношения между людьми и обращаются к вопросам памяти, все три по-своему мелодраматичны (как и предыдущий фильм Хамагути «Асако 1 и 2», который был претендентом на «Золотую пальмовую ветвь»).
Но обычных элементов мелодрамы – долгих крупных планов, флэшбеков, нежной фортепианной музыки – тут нет, это очень просто снятое разговорное кино. И кажется, Хамагути обошел другого любителя ненавязчивой режиссуры и долгих разговоров Хона Сан-су (про его новый фильм, который также показали на Берлинале, мы писали здесь) на его же поле. Герои вдруг признаются друг другу в том, в чем давно не могли открыться, и сквозь обыденное течение жизни с электричками, завариванием чая и болтовней в машине вдруг прорывается что-то очень важное. Это по-своему терапия для героев – освобождаясь от своих тайн, они испытывают облегчение – а значит, и для зрителей. Надеемся, что фильм выпустят в российский прокат.
Мексиканский «Полицейский фильм» – еще один участник конкурсной программы, получивший награду. Жюри отметило «инновационность» фильма (а точнее, его монтажа) и вручило ленте «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения. Фильм действительно очень затейливо снят и собран. Режиссер Алонсо Руис Палашиос рассказывает историю двух копов из Мехико – Терезы (Моника дель Кармен) и Монтойи (Рауль Брионес). Их дежурства, обеды, задержания и рутинные рабочие обязанности (взять пистолет, сдать пистолет) сопровождаются их монологами от первого лица. Они рассказывают о том, почему пошли в полицию, что им нравится (этого меньше) и что не нравится (этого больше) на службе. Первая половина фильма – лучшая, потом Руис Палашиос ломает четвертую стену: оказывается, что это вербатим, монологи героев – не выдуманные, затем еще один драматургический твист, зрителям показывают настоящих Терезу и Монтойу. Хотя моментами сделано очень любопытно, не оставляет чувство, что режиссер немного перемудрил со структурой. Но это кино интересно смотреть с антропологической точки зрения – почему люди решают пойти в копы в обществе, где полицию ненавидят те, кого она должна защищать (сложно не проводить параллели). «Полицейский фильм» выйдет на Netflix, когда именно, пока неизвестно.
И немного о том, что показали на фестивале за пределами конкурса. Итальянец Пьетро Марчелло, два года назад снявший отличного «Мартина Идена», привез на фестиваль документальный фильм «Для Лучо» (программа Berlinale Special). Это посвящение певцу и композитору Лучо Далле (в мире, по иронии, его больше всего знают по песне про другого певца – «Памяти Карузо»). Далла внезапно умер от инфаркта в 2012 году – практически 10 лет назад. В фильме за тарелкой пасты о нем вспоминают его концертный менеджер Тобиа Риги и друг детства Стефано Бонага, с которыми Далла поддерживал отношения почти всю жизнь. Но «Для Лучо» – кино не только про Даллу, но и про эпоху, которая сейчас кажется очень наивной и романтичной, когда можно было сочинять песни про автомобильные гонки и Одиссея. Отличное маленькое кино про встречу с гением (Лучо и правда был удивительно лучистым) и возможность отправиться в Италию, пока границы закрыты.
Также показанный в секции Berlinale Special фильм про доброту незнакомцев, про который нельзя сказать ничего хорошего. Бездарные «Уроки языка» сняла актриса Натали Моралес, она же сыграла в фильме одну из главных ролей, в другой – ее соратник по сериалу «Комната 104» Марк Дюпласс (они же вдвоем написали сценарий). Это зум-кино, из тех, что много снимали во время карантина. Обеспеченный американец Адам (Дюпласс) получает в подарок от мужа курс онлайн-уроков испанского, которые ведет Кариньо из Коста-Рики (Моралес). Потом мужа сбивает машина, Адам остается один и зумы с Кариньо из практики разговорного испанского преващаются для него в терапию.
Дюпласс безбожно переигрывает, Моралес полтора часа изображает сочувствие, они натужно смеются над шутками в духе «Как будет «менсплейнинг» по-испански?» «Мужеобъяснение»?» При этом очевидно, что самим им их участие в проекте доставило большое удовольствие – к сожалению, разделить их воодушевление не получается ни на минуту.
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…