На этой неделе завершилась первая часть Берлинского кинофестиваля – в этом году он проходит в два этапа. После пяти дней онлайн-показов для прессы и кинопрофессионалов фестивальное жюри выбрало победителей. О фильме «Неудачный секс или беспечная порнушка» румына Раду Жуде, получившем «Золотого медведя», мы уже рассказали подробно – теперь коротко о других победителях и любопытных премьерах.
Новый фильм японца Рюсукэ Хамагути, который получил на Берлинале вторую по значимости награду – Гран-при жюри. Кроме того, его почти единодушно похвалили критики, что в условиях все большего расхождения по гендерным и этическим вопросам — редкость. «Колесо фортуны и фантазии» состоят из трех не связанных между собой новелл. В первой девушка встречает парня, с которым разошлась два года назад, во второй студентка читает преподавателю эротический отрывок из его романа, в третьей женщина приезжает домой из Токио на встречу выпускников. Все три исследуют отношения между людьми и обращаются к вопросам памяти, все три по-своему мелодраматичны (как и предыдущий фильм Хамагути «Асако 1 и 2», который был претендентом на «Золотую пальмовую ветвь»).
Но обычных элементов мелодрамы – долгих крупных планов, флэшбеков, нежной фортепианной музыки – тут нет, это очень просто снятое разговорное кино. И кажется, Хамагути обошел другого любителя ненавязчивой режиссуры и долгих разговоров Хона Сан-су (про его новый фильм, который также показали на Берлинале, мы писали здесь) на его же поле. Герои вдруг признаются друг другу в том, в чем давно не могли открыться, и сквозь обыденное течение жизни с электричками, завариванием чая и болтовней в машине вдруг прорывается что-то очень важное. Это по-своему терапия для героев – освобождаясь от своих тайн, они испытывают облегчение – а значит, и для зрителей. Надеемся, что фильм выпустят в российский прокат.
Мексиканский «Полицейский фильм» – еще один участник конкурсной программы, получивший награду. Жюри отметило «инновационность» фильма (а точнее, его монтажа) и вручило ленте «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения. Фильм действительно очень затейливо снят и собран. Режиссер Алонсо Руис Палашиос рассказывает историю двух копов из Мехико – Терезы (Моника дель Кармен) и Монтойи (Рауль Брионес). Их дежурства, обеды, задержания и рутинные рабочие обязанности (взять пистолет, сдать пистолет) сопровождаются их монологами от первого лица. Они рассказывают о том, почему пошли в полицию, что им нравится (этого меньше) и что не нравится (этого больше) на службе. Первая половина фильма – лучшая, потом Руис Палашиос ломает четвертую стену: оказывается, что это вербатим, монологи героев – не выдуманные, затем еще один драматургический твист, зрителям показывают настоящих Терезу и Монтойу. Хотя моментами сделано очень любопытно, не оставляет чувство, что режиссер немного перемудрил со структурой. Но это кино интересно смотреть с антропологической точки зрения – почему люди решают пойти в копы в обществе, где полицию ненавидят те, кого она должна защищать (сложно не проводить параллели). «Полицейский фильм» выйдет на Netflix, когда именно, пока неизвестно.
И немного о том, что показали на фестивале за пределами конкурса. Итальянец Пьетро Марчелло, два года назад снявший отличного «Мартина Идена», привез на фестиваль документальный фильм «Для Лучо» (программа Berlinale Special). Это посвящение певцу и композитору Лучо Далле (в мире, по иронии, его больше всего знают по песне про другого певца – «Памяти Карузо»). Далла внезапно умер от инфаркта в 2012 году – практически 10 лет назад. В фильме за тарелкой пасты о нем вспоминают его концертный менеджер Тобиа Риги и друг детства Стефано Бонага, с которыми Далла поддерживал отношения почти всю жизнь. Но «Для Лучо» – кино не только про Даллу, но и про эпоху, которая сейчас кажется очень наивной и романтичной, когда можно было сочинять песни про автомобильные гонки и Одиссея. Отличное маленькое кино про встречу с гением (Лучо и правда был удивительно лучистым) и возможность отправиться в Италию, пока границы закрыты.
Также показанный в секции Berlinale Special фильм про доброту незнакомцев, про который нельзя сказать ничего хорошего. Бездарные «Уроки языка» сняла актриса Натали Моралес, она же сыграла в фильме одну из главных ролей, в другой – ее соратник по сериалу «Комната 104» Марк Дюпласс (они же вдвоем написали сценарий). Это зум-кино, из тех, что много снимали во время карантина. Обеспеченный американец Адам (Дюпласс) получает в подарок от мужа курс онлайн-уроков испанского, которые ведет Кариньо из Коста-Рики (Моралес). Потом мужа сбивает машина, Адам остается один и зумы с Кариньо из практики разговорного испанского преващаются для него в терапию.
Дюпласс безбожно переигрывает, Моралес полтора часа изображает сочувствие, они натужно смеются над шутками в духе «Как будет «менсплейнинг» по-испански?» «Мужеобъяснение»?» При этом очевидно, что самим им их участие в проекте доставило большое удовольствие – к сожалению, разделить их воодушевление не получается ни на минуту.
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…