22 июня до отечественных экранов доберется многострадальный этнотриллер «Микулай» с Виктором Сухоруковым. Почему многострадальный? Да потому, что премьера этой специфической картины состоялась еще год назад, на 44-м ММКФ. После чего она буквально канула в Лету: дату выхода ленты в прокат, как и дату цифрового релиза, окутал туман неизвестности. Впору было задаться вопросом – а существует ли фильм на самом деле? Подобная загадочность вполне в духе «Микулая», о котором мы решили поведать вам в формате любопытных фактов, подогревающих интерес к необычному проекту.
Микулай – центральное действующее лицо одноименной пьесы татарского драматурга Мансура Гилязова. По сюжету, добродушный мужичок Микулай (Виктор Сухоруков) живет преспокойно в маленькой деревеньке с беременной супругой и старенькими родителями. И все бы ничего, да в один прекрасный день нарисовывается небритый тип (Иван Добронравов) и объявляет себя Микулаевым сынком. После этого всякие таинственные да зловещие события не заставляют себя долго ждать.
Моноспектакль по пьесе Гилязова ставили в двух театрах Татарстана. Зрителем одного из них оказался кинематографист Ильшат Рахимбай, заявивший, что с такой историей – хоть в Канны. Идею экранизации ему предложил сам Гилязов. Так «Микулай» стал режиссерским дебютом Рахимбая, клипмейкера и автора короткометражек, причем на ранних стадиях производства фильм тоже смахивал на эдакий моноспектакль. Но постепенно изменилась атмосфера, сюжетные повороты, набор персонажей. А в каст, помимо Сухорукова с Добронравовым, добавились Варвара Шмыкова («Чики») и Екатерина Агеева («Далекие близкие»).
Ведущую роль в картине исполняет великий Виктор Сухоруков, который с присущим ему пламенным задором заявил, что «многих от себя отодвинул, разогнал, чтобы принять участие в фильме». И добавил, что «эта история, возможно, – начало создания в Татарстане своей киноимперии». Как бы то ни было, заметим, что Сухоруков, частенько мелькающий далеко не на первых (пусть и незабываемых) ролях, здесь бесконечно колоритен и харизматичен.
Причем он – не единственный Микулай в ленте! Если точнее, их тут три. Кроме Сухорукова, речь о Рафике Тагирове (старик Маркум), народном артисте Республики Татарстан, который играет главную роль в постановке Альметьевского драматического театра. Ну а третий Микулай из театральных кругов – Олег Фазылзянов, актер театра Камала (в фильме сыграл деревенского жителя Щаргу).
Ильшат Рахимбай замахивался на солидный для авторского кино бюджет в размере 20 млн рублей. За проект всячески ратовала министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, и команда «Микулая» выиграла самый большой грант, который предоставляется на киносъемки в республике, – 2 млн. Но потом слетел крупный спонсор, поддерживавший спектакли «Микулай» в татарстанских театрах. А съемки уже должны были вот-вот начаться. Рахимбай, правда, утверждает, что трудности их только закалили: «Мы сделали фильм в 10 раз сильнее, в 10 раз лучше, чем если бы расслабились, зная, что имеем определенный бюджет».
На этапе постпродакшена, в январе 2022-го, Ильшат запустил краудфандинг-кампанию, дабы собрать 1,5 млн на завершение работы над лентой (саунд-дизайн, CGI, цветокоррекция и так далее). Среди вознаграждений «вкладчикам» были фалафели, саженцы пятилетней жимолости, мед, экскурсия на место съемок и винтажные кассеты дилогии «Брат» с автографом Сухорукова. Получить удалось лишь 784 тыс., однако фильм обрел заступника в лице Тимура Бекмамбетова, ставшего художественным руководителем «Микулая». Он-то и посоветовал режиссеру изменить характер его творения, превратив артхаусную мелодраму в чисто жанровое кино.
Главный герой «Микулая» проживает в кряшенском селе, и вполне вероятно, что вы об этом народе и не слышали. Кряшены живут на территории Татарстана, исповедуют православие, но имеют свой язык и уникальные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Имена у кряшен христианские, но произносят их на татарский манер. Так, собственно, Николай и стал Микулаем. Православие они приняли еще в XVI веке, но языческие обычаи в их среде до сих пор живее всех живых – в фильме это регулярно обыгрывается.
Правда, самих кряшенов о съемках ленты не предупредили и на площадку в качестве консультантов не позвали. Поэтому они отказали Рахимбаю в финансовой поддержке. Зато в кадре появляются жители деревни Толкияз Пестречинского района Татарстана, где проживает в общей сложности 68 человек. По словам Рахимбая, возраст участников съемок варьировался от 3 до 90 лет. На локацию эту, кстати, он наткнулся случайно: сломалась машина и потребовалась помощь кого-то из местных. В итоге группа из 35 энтузиастов провела здесь месяц в сентябре-октябре 2021 года, а позднее жителей деревушки пригласили на премьеру.
Ильшат Рахимбай рассказывал, что во время поиска локаций (да и потом, уже на съемках) они с командой трепетно изучали обычаи и верования кряшен. Посещали их музеи и церкви, общались с бабушками и записывали старинные песни в их исполнении.
«Практически во всех кряшенских мотивах, особенно плясовых, есть свой уникальный грув, под который очень сложно не начать двигаться. Это меня еще с детства привлекало: там, где я рос, много кряшенских деревень», – говорит Рахимбай.
Они с композитором Тимуром Милюковым использовали этот «грув» для создания неповторимой атмосферы картины, а помогали им в этом участники ансамбля «Бермянчек». Он появился в 2008 году по инициативе Общественной организации кряшен Республики Татарстан, а его худруком стал известный фольклорист Геннадий Макаров. Плоды его многолетних этнографических экспедиций, в ходе которых он познакомился с обычаями кряшен, и легли в основу репертуара «Бермянчека».
К мифологии «Микулая» авторы подошли с максимальной ответственностью. Взять хотя бы логотип в форме креста и лучей с кругами на концах, который фигурирует на всех постерах строго над названием. Это изображение является символом народа кряшенов, своеобразным племенным оберегом. Красный цвет означает жизнь, новое начало, а черный фон олицетворяет плодородную землю, на которой, собственно, новая жизнь и произрастает.
Хотя все зависит от восприятия. С таким же успехом это сочетание цветов может вызвать смутную тревогу: огненно-кровавый крест способен пугать или предупреждать об угрозе. Создал запоминающийся знак дизайнер, каллиграф, а по совместительству рэпер Назим Исмагилов. Двойственность символа соответствует духу «Микулая», где все оказывается не тем, чем казалось на первый взгляд.
Ильшат Рахимбай уверяет, что он – человек ненасмотренный. Возможно, говорит, сам Всевышний бережет его от знакомства с большим количеством фильмов («у меня жизнь складывается абсолютно по-другому»). И утверждает, что «Микулай» создавался с нуля. Только на съемках, дескать, стало известно, что он во многом напоминает прочие славные этнотриллеры – «Солнцестояние» Ари Астера и «Плетеного человека» Робина Харди.
Рахимбай, с одной стороны, остался при своем мнении: «Можно сказать, что наш фильм – вот такой, ни на что не похожий». С другой – признал, что «все здесь старое, все уже перемешано и витает в этой сети, в этой матрице». А они, кинематографисты, «просто берут, смешивают и выдают новые смыслы». Поэтому в одном из интервью он упомянул отсылки к «Острову проклятых» Мартина Скорсезе, с которым «Микулая» якобы сравнивали дистрибуторы. Но что нам заморский Лео ДиКаприо, когда у нас есть родной Виктор Иванович Сухоруков!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…