Режиссеру 1 Мая исполняет 75 лет.
Романтические герои, перестрелки в классических костюмах, замедленное действие, фонтаны крови и взрывы – классический рецепт Джона Ву. К юбилею режиссера «КиноРепортер» решил проанализировать его стиль на конкретных примерах. А так же выясним, какое влияние оказал Ву на голливудских коллег.
Истоки стиля
В 1946 году в бедной китайской семье родился Джон Ву. Когда мальчику исполнилось 5 лет, он вместе с родителями переехал в Гонконг. В гетто будущий режиссер и впитал все то, что потом покажет в своих картинах – драки со шпаной, бандиты из триад, перестрелки и мертвые тела. Мама старалась оберегать сына от улицы. Вместе они часто ходили смотреть старые голливудские мюзиклы. Отточенная хореография, сентиментальность и романтика станут основой боевиков маэстро.
Вестерн «Дикая банда» Сэма Пекинпа (1969) – смесь взрывов, ковбойских перестрелок, кровищи со вставками в слоу-мо – Джон Ву называет самым любимым. Отсюда режиссер позаимствовал для будущих картин не только приемы , но и персонажей, живых и безбашенных. А из фильма «Самурай» французского режиссера Жан-Пьера Мельвиля он позаимствует главного героя. Благородный киллер, которого сыграл Ален Делон, стал прототипом Джеффри из «Наемных убийц». Фильм прославил Джона Ву и его пригласили снимать в Голливуд.
Сюжет
Сюжеты в боевиках – это хорошая закуска к горячему из погонь, драк и перестрелок. Истории Ву очень просты. В «Круто сваренных» инспектор по прозвищу Текила борется с мафиозными группировками. В экшене «Герои не плачут» (1984) тайское правительство нанимает группу наемников для поимки наркобарона. Режиссер делает акцент не на историях, а на самих героях, их чувствах и эмоциях.
Герои
Герои Джона Ву – самураи, благородные и романтичные. В «Светлом будущем» киллер Марк в деловом костюме, солнцезащитных очках и сигаретой в зубах – жестокий убийца. При этом персонаж, которого сыграл Чоу Юнь-Фат – мечтатель. В «Наемном убийце» (1989) жестокий киллер Джеффри погибает, спасая слепую певицу Дженни. Режиссер играет на контрастах, добавляет противоречивые качества своим героям, что превращает их в живых людей, которым хочется сопереживать.
Приемы
Голуби у Джона Ву – не посланцы мира. Видишь голубей, значит сейчас убьют главного героя, либо пристрелят злодея, или случится другой поворотный момент.
Слоу-мо есть почти во всех фильмах режиссера, кроме комедий. А во время ганфайтов все компьютеры взрываются, бумага разлетается а бутылки разбиваются.
Герои обладают сверхчеловеческой точностью и могут попасть во врага хоть с 10 километров. Ву здесь работает на зрителя, чтобы он жадно ловил все пули летящие с экрана.
Влияние
Кинокритики отмечали, что стиль тарантиновских «Бешеных псов» (1991) напоминает боевики Джона Ву. Классические костюмы, мексиканская ничья (прием, когда персонажи наставляют друг на друга оружие в упор) – Квентин Тарантино взял эти фишки в свою картину.
Сестры Вачовски вдохновлялись боевиками Джона Ву при создании «Матрицы». Во время перестрелок стены в фильме разрушаются, люди нарушают законы физики в замедленном действии.
Если вы еще не смотрели фильмы Джона Ву, то обязательно посмотрите «Наемного убийцу», «Пулю в голове» (1990), «Круто сваренных» и «Без лица» (1997) с Джоном Траволта и Николасом Кейджем.
Комментарии