21 октября в прокат вышел фильм «По соседству» – режиссерский дебют Даниэля Брюля. Диалоговая картина, все действие которой происходит в одной локации, была номинирована на главный приз Берлинале и оказалась более чем интересным взглядом на соседские отношения. Хотя дело, конечно, вовсе не в соседях: главный персонаж, избалованный вниманием актер, случайно встречает в баре соседа, и их диалог выворачивает его мировоззрение наизнанку.
Часто ли все меняется после одного разговора? Кажется, это совершенно невозможно. Тем не менее «КиноРепортер» собрал 7 потрясающих фильмов, где нет ничего важнее диалога, способного изменить жизнь.
Даниэль Брюль, чью игру уже не раз отметили в равной степени фанаты Marvel и любители детективов, занял режиссерское кресло. Судя по всему, он не лишен самоиронии: в фильме «По соседству» он сыграл избалованного славой актера по имени Даниэль, который ни с кем в этом мире уже не считается. Однажды он забегает в бар выпить кофе и случайно (а может, и нет) встречает там соседа.
Тот давно наблюдает за Даниэлем, говорит с иронией – если не с сарказмом – и без стеснения высказывает свое мнение по поводу его стиля жизни. Мистер Звезда спешит на рейс, но уйти не может: нарциссизм мешает ему прервать разговор, посвященный собственной персоне. И чем дальше, тем больше Даниэль хочет слушать откровения незнакомца и сильнее меняет свое отношение к базовым вещам. К черту перелет, к черту контракт: теперь только собеседник имеет значение. Потому что когда разговор закончится, ничто не останется прежним.
Датский фильм с оригинальным сценарием оказался настолько сильным, что его попытались повторить, задействовав в главной роли Джейка Джилленхола. Не получилось. Однако ленте лучше остаться за пределами потока голливудских блокбастеров – настолько это камерная и личная история. По сюжету, оператор кол-центра службы спасения по имени Асгер принимает звонок от девушки, которая оказалась в плену и едет в неизвестном направлении в чьем-то багажнике.
Стараясь выяснить детали, Асгер погружается в чужое горе и пытается помочь по мере возможностей. Во время разговора он не только взаимодействует с дамой в беде, но и рефлексирует по поводу своих прежних отношений, жизненных ошибок, провалов на службе… И кажется, что все идет более или менее по плану, пока вдруг не выясняется, что в своем желании спасти человека Асгар зашел слишком далеко. Настолько, что оказался слеп к реальным фактам, пытаясь искупить собственную, весьма серьезную ошибку.
На самом деле есть сыщик и постарше: в 1972 году вышел фильм «Игра навылет», где Майкл Кейн сыграл роль Майло. Майло – молодой любовник жены успешного писателя Эндрю. В фильме 2007 года Кейн сыграл роль самого Эндрю, а его прежнее место занял Джуд Лоу. Но дело не столько в касте, который ограничивается всего парой актеров: Кейн, Лоу – и все. Дело в их взаимодействии, которое оказывается настолько напряженным, что даже при условии, что в кадре буквально ничего не происходит, оторваться от экрана невозможно.
Писатель Эндрю Уайк приглашает к себе Майло, чтобы заключить сделку. Ее итогом должно стать воссоединение Майло и жены Уайка, но перед этим нужно будет серьезно потрудиться. Майло соглашается, в то время как Эндрю считает, что поймал глупца на крючок. И все последующее действие складывается из взаимного обмана и попытки победить противника.
Интрига заключается в том, что один другого переиграть никак не может, и эстафета переходит от Майло к Эндрю и обратно в течение всего фильма, так что финал становится абсолютно непредсказуемым. Как и дальнейшая судьба героев.
Этого диалога могло бы и не быть: Стю Шеферд (Колин Фаррелл) просто шел мимо телефонной будки. Ну кто же берет трубку, если звонит уличный телефон? А если поднять трубку с рычага из любопытства, то вряд ли случится что-то плохое. Черт дернул Стю ответить на звонок. С этого момента он навсегда распрощался с прежними принципами. И хотя разговоры с незнакомцами, как правило, заканчиваются ничем, этот, похоже, будет совершенно непредсказуемым.
Шеферду есть что скрывать, а коварный незнакомец, набравший номер уличного автомата, прекрасно знает все его секреты. Не желая продолжать разговор с назойливым хамоватым типом, герой намерен бросить трубку, но как бы не так: теперь разговор зависит исключительно от инкогнито на том конце провода.
А чтобы подтвердить серьезность своих намерений и важность диалога, маньяк делает пару выстрелов в будку: вдруг Стю ему не поверил. Теперь его жизнь, работа и брак полностью зависят от незнакомца. В это время полиция все плотнее смыкает кольцо вокруг пресловутой будки, полагая, что Шеферд – террорист…
Пьер Брошан – тот еще мерзавец: его главное развлечение заключается в том, чтобы за ужином с коллегами издеваться над каким-нибудь неудачником. Побеждает тот, кто приведет самого нелепого или забавного чудака для развлечения. Увы, ни одна из приглашенных «звезд» даже не осознает своей участи. Однако именно в этот раз все пойдет по совершенно иному сценарию: Брошан потянул спину, играя в гольф, и ужин отменили.
Однако «придурок» на ужин все равно явился – ровно в тот момент, когда Пьера по телефону бросает жена. Обездвиженный и несчастный, хозяин вечера вынужден всерьез общаться с гостем, приглашенным на потеху. А тот, на удивление, оказывается весьма понимающим человеком. К тому же пару лет назад и от него ушла жена, так что он может дать Пьеру ряд ценных советов по поводу сложившейся ситуации – или хотя бы поддержать. Нужно ли говорить, что жизнь Брошана уже не будет прежней после этого вечера?
Джузеппе Торнаторе славится хорошими фильмами, но этот – совершенно особенный. Главную роль исполнил Жерар Депардье, а его невероятным собеседником стал Роман Полански. Впрочем, обо всем по порядку. Представьте: ночь, гроза, писатель Оноф бежит, не разбирая дороги, чтобы укрыться под деревьями. Как вдруг – о ужас! – он встречает компанию джентльменов, которые никак не хотят пропустить его. Так Оноф оказывается в полицейском участке.
Комиссар полиции радушно встречает писателя, ведет с ним задушевную беседу, легко цитирует отрывки из его книг – и так же легко переходит к допросу. Беседа несколько раз меняет направление, и бедняга Оноф все никак не может понять: издеваются над ним или же для встречи с полицией есть веский повод. А главное – он совершенно не помнит, как оказался в лесу среди ночи. Возможно, разговор откроет ему тайну, которую он сам от себя скрывает?
Вершина пирамиды – картина Сидни Люмета, номинированная на «Оскара» и «Золотой глобус» и награжденная «Золотым медведем» Берлинале. Чисто диалоговый фильм, где все, опять же, происходит в одной локации: совет присяжных решает, казнить или спасти юношу, обвиненного в убийстве. И только один человек предполагает, что парень может быть невиновным.
Спустя несколько часов, пару десятков сигарет, множество споров и оскорблений присяжные все-таки принимают решение. Смогут ли они отправить несовершеннолетнего мальчишку на казнь? Или, прислушавшись к мнению незнакомца, спасут ему жизнь? Возможно, мы так и не узнаем. Но момент, когда абсолютно уверенные в своем выборе взрослые мужчины вдруг начинают сомневаться, бесценен.
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…