Рассказываем о фильмах, в которых один разговор переворачивает мир главного героя.
21 октября в прокат вышел фильм «По соседству» – режиссерский дебют Даниэля Брюля. Диалоговая картина, все действие которой происходит в одной локации, была номинирована на главный приз Берлинале и оказалась более чем интересным взглядом на соседские отношения. Хотя дело, конечно, вовсе не в соседях: главный персонаж, избалованный вниманием актер, случайно встречает в баре соседа, и их диалог выворачивает его мировоззрение наизнанку.
Часто ли все меняется после одного разговора? Кажется, это совершенно невозможно. Тем не менее «КиноРепортер» собрал 7 потрясающих фильмов, где нет ничего важнее диалога, способного изменить жизнь.
«По соседству» (2021)
Даниэль Брюль, чью игру уже не раз отметили в равной степени фанаты Marvel и любители детективов, занял режиссерское кресло. Судя по всему, он не лишен самоиронии: в фильме «По соседству» он сыграл избалованного славой актера по имени Даниэль, который ни с кем в этом мире уже не считается. Однажды он забегает в бар выпить кофе и случайно (а может, и нет) встречает там соседа.
Тот давно наблюдает за Даниэлем, говорит с иронией – если не с сарказмом – и без стеснения высказывает свое мнение по поводу его стиля жизни. Мистер Звезда спешит на рейс, но уйти не может: нарциссизм мешает ему прервать разговор, посвященный собственной персоне. И чем дальше, тем больше Даниэль хочет слушать откровения незнакомца и сильнее меняет свое отношение к базовым вещам. К черту перелет, к черту контракт: теперь только собеседник имеет значение. Потому что когда разговор закончится, ничто не останется прежним.
«Виновный» (2017)
Датский фильм с оригинальным сценарием оказался настолько сильным, что его попытались повторить, задействовав в главной роли Джейка Джилленхола. Не получилось. Однако ленте лучше остаться за пределами потока голливудских блокбастеров – настолько это камерная и личная история. По сюжету, оператор кол-центра службы спасения по имени Асгер принимает звонок от девушки, которая оказалась в плену и едет в неизвестном направлении в чьем-то багажнике.
Стараясь выяснить детали, Асгер погружается в чужое горе и пытается помочь по мере возможностей. Во время разговора он не только взаимодействует с дамой в беде, но и рефлексирует по поводу своих прежних отношений, жизненных ошибок, провалов на службе… И кажется, что все идет более или менее по плану, пока вдруг не выясняется, что в своем желании спасти человека Асгар зашел слишком далеко. Настолько, что оказался слеп к реальным фактам, пытаясь искупить собственную, весьма серьезную ошибку.
«Сыщик» (2007)
На самом деле есть сыщик и постарше: в 1972 году вышел фильм «Игра навылет», где Майкл Кейн сыграл роль Майло. Майло – молодой любовник жены успешного писателя Эндрю. В фильме 2007 года Кейн сыграл роль самого Эндрю, а его прежнее место занял Джуд Лоу. Но дело не столько в касте, который ограничивается всего парой актеров: Кейн, Лоу – и все. Дело в их взаимодействии, которое оказывается настолько напряженным, что даже при условии, что в кадре буквально ничего не происходит, оторваться от экрана невозможно.
Писатель Эндрю Уайк приглашает к себе Майло, чтобы заключить сделку. Ее итогом должно стать воссоединение Майло и жены Уайка, но перед этим нужно будет серьезно потрудиться. Майло соглашается, в то время как Эндрю считает, что поймал глупца на крючок. И все последующее действие складывается из взаимного обмана и попытки победить противника.
Интрига заключается в том, что один другого переиграть никак не может, и эстафета переходит от Майло к Эндрю и обратно в течение всего фильма, так что финал становится абсолютно непредсказуемым. Как и дальнейшая судьба героев.
«Телефонная будка» (2002)
Этого диалога могло бы и не быть: Стю Шеферд (Колин Фаррелл) просто шел мимо телефонной будки. Ну кто же берет трубку, если звонит уличный телефон? А если поднять трубку с рычага из любопытства, то вряд ли случится что-то плохое. Черт дернул Стю ответить на звонок. С этого момента он навсегда распрощался с прежними принципами. И хотя разговоры с незнакомцами, как правило, заканчиваются ничем, этот, похоже, будет совершенно непредсказуемым.
Шеферду есть что скрывать, а коварный незнакомец, набравший номер уличного автомата, прекрасно знает все его секреты. Не желая продолжать разговор с назойливым хамоватым типом, герой намерен бросить трубку, но как бы не так: теперь разговор зависит исключительно от инкогнито на том конце провода.
А чтобы подтвердить серьезность своих намерений и важность диалога, маньяк делает пару выстрелов в будку: вдруг Стю ему не поверил. Теперь его жизнь, работа и брак полностью зависят от незнакомца. В это время полиция все плотнее смыкает кольцо вокруг пресловутой будки, полагая, что Шеферд – террорист…
«Ужин с придурком» (1998)
Пьер Брошан – тот еще мерзавец: его главное развлечение заключается в том, чтобы за ужином с коллегами издеваться над каким-нибудь неудачником. Побеждает тот, кто приведет самого нелепого или забавного чудака для развлечения. Увы, ни одна из приглашенных «звезд» даже не осознает своей участи. Однако именно в этот раз все пойдет по совершенно иному сценарию: Брошан потянул спину, играя в гольф, и ужин отменили.
Однако «придурок» на ужин все равно явился – ровно в тот момент, когда Пьера по телефону бросает жена. Обездвиженный и несчастный, хозяин вечера вынужден всерьез общаться с гостем, приглашенным на потеху. А тот, на удивление, оказывается весьма понимающим человеком. К тому же пару лет назад и от него ушла жена, так что он может дать Пьеру ряд ценных советов по поводу сложившейся ситуации – или хотя бы поддержать. Нужно ли говорить, что жизнь Брошана уже не будет прежней после этого вечера?
«Простая формальность» (1993)
Джузеппе Торнаторе славится хорошими фильмами, но этот – совершенно особенный. Главную роль исполнил Жерар Депардье, а его невероятным собеседником стал Роман Полански. Впрочем, обо всем по порядку. Представьте: ночь, гроза, писатель Оноф бежит, не разбирая дороги, чтобы укрыться под деревьями. Как вдруг – о ужас! – он встречает компанию джентльменов, которые никак не хотят пропустить его. Так Оноф оказывается в полицейском участке.
Комиссар полиции радушно встречает писателя, ведет с ним задушевную беседу, легко цитирует отрывки из его книг – и так же легко переходит к допросу. Беседа несколько раз меняет направление, и бедняга Оноф все никак не может понять: издеваются над ним или же для встречи с полицией есть веский повод. А главное – он совершенно не помнит, как оказался в лесу среди ночи. Возможно, разговор откроет ему тайну, которую он сам от себя скрывает?
«12 разгневанных мужчин» (1956)
Вершина пирамиды – картина Сидни Люмета, номинированная на «Оскара» и «Золотой глобус» и награжденная «Золотым медведем» Берлинале. Чисто диалоговый фильм, где все, опять же, происходит в одной локации: совет присяжных решает, казнить или спасти юношу, обвиненного в убийстве. И только один человек предполагает, что парень может быть невиновным.
Спустя несколько часов, пару десятков сигарет, множество споров и оскорблений присяжные все-таки принимают решение. Смогут ли они отправить несовершеннолетнего мальчишку на казнь? Или, прислушавшись к мнению незнакомца, спасут ему жизнь? Возможно, мы так и не узнаем. Но момент, когда абсолютно уверенные в своем выборе взрослые мужчины вдруг начинают сомневаться, бесценен.
Комментарии