77-й Каннский кинофестиваль отгремел, но его эхо еще долго будет нас преследовать. Знакомимся с самыми любопытными новинками смотра, которые в обозримом будущем совершенно легально появятся на отечественных экранах.
В основном конкурсе Канн участвовал Дэвид Кроненберг с «Саваном», однако куда горячее публика обсуждала «Субстанцию» малоизвестной француженки Корали Фаржа (сняла один эпизод «Песочного человека» и revenge-триллер «Выжившая»). Деми Мур играет звезду фитнес-телепрограммы, которая с помощью загадочного препарата периодически превращается в обаятельную и привлекательную Маргарет Куолли. Естественно, у этих перевоплощений вскоре обнаруживаются побочки.
Не самый свежий, казалось бы, но остроумно закрученный сюжет обмена телами принес Фаржа приз за лучший сценарий и рейтинг 91% на Rotten Tomatoes. Повышенная степень кровавости, гротескный визуал и размышления о непростых женских судьбах на языке боди-хоррора красноречиво доказывают, что дело Кроненберга в надежных руках. Хотя зрителям со слабыми нервами, судя по всему, стоит выбрать для вечернего киносеанса вариант поспокойнее.
Дата релиза неизвестна
Вот, собственно, и упомянутый «Саван», который осенью доберется до наших широт. Герой Венсана Касселя теряет жену (Дайан Крюгер) и открывает специфическое кладбище, где посредством новомодных девайсов каждый может проверить, что творится с телами покойных. А когда некие злоумышленники начинают осквернять могилы, мужчина прилагает все усилия, дабы отыскать виновных. Перед нами уже не типичный боди-хоррор а-ля Кроненберг, а экзистенциальная драма о связи с загробным миром, попытках отпустить и примириться с тем, что близкий человек отныне далеко-далеко.
В 2017-м и сам Дэвид потерял супругу, поэтому автобиографические черты в «Саване» заметны невооруженным глазом. Его логичным образом сравнивали с «Субстанцией», и сравнения складывались не в пользу канадского гения. На фоне дикой безудержности Фаржа новый Кроненберг мог показаться чересчур рассудочным и холодным. Но лучше, конечно, сделать выводы самостоятельно. «Преступления будущего» вон тоже кто только не хаял, а кино изумительное при этом.
В кино с 10 октября
Еще одна картина из основного конкурса – за авторством британки Андреа Арнольд, трижды увозившей из Канн приз жюри: за «Жилой комплекс «Ред Роуд», «Аквариум» с Майклом Фассбендером и «Американскую милашку» с Шайей ЛаБафом. Ее «Птица» осталась без наград, но зрителям приглянулась. Это очередная история взросления, которую так котирует Арнольд: 12-летняя девчушка живет в английском захолустье, вращается в компании маргиналов (ее папаню играет Барри Кеоган в татухах) и общается со странным типом с кличкой Птица и лицом Франца Роговского.
Первые десять рецензий на Rotten Tomatoes были положительными, но потом добавились и скептические отзывы, сформировав, впрочем, недурной итоговый рейтинг 72%. Пресса рапортовала, что фильм медленно разгоняется, но в конце концов очаровывает сплетением социального и магического реализма, трогательным гуманизмом и неистребимым чувством надежды, что не увядает даже в неуютной глубинке.
Дата релиза неизвестна
Свежайшая дичь неутомимого абсурдиста-сюрреалиста Квентина Дюпье, в последнее время радующего фанов аж дважды в год. В 2022-м вышли «Невероятно, но факт» и «Курение вызывает кашель». В 2023-м – «Даааааали!» и «Янник». Теперь на очереди «Второй акт», которому выпала честь открыть Канны. Компания стильно одетых французских звезд – Луи Гаррель, Леа Сейду, Венсан Линдон и другие – играет актеров, которые встречаются в кафе где-то в полях и типа в кино снимаются. Но поди отличи, какие сцены в реальной жизни разворачиваются, а какие заранее были прописаны.
К лентам Дюпье невозможно подготовиться, поскольку кадры, трейлер, синопсис дают о них максимально общую информацию. Тогда как в самих фильмах скрывается тьма-тьмущая сюрпризов, твистов, неожиданных находок и откровений. «Второй акт», видимо, не станет исключением – поклонники Квентина уж точно не уйдут обиженными. Ну и остальные наверняка что-нибудь для себя откроют в этом иронично-минималистичном кино про кино.
В кино с 20 июня
Жиль Леллуш известен публике как артист широкого жанрового диапазона. Он и в триллерах вроде «Врага государства» как рыба в воде, и в болтливых трагикомедиях вроде «Маленьких секретов», и в пошлых балаганчиках вроде «Право на «лево». В прошлом году он заделался новым Обеликсом в «Поднебесной» и перевоплотился в Сальвадора Дали в том самом «Даааааали!» Дюпье. А в Каннах напомнил о себе как о постановщике и внезапно пробил гостей на 15-минутные овации, хотя критики приняли его драмеди «Разбитые сердца» с холодком: всего 1,3 балла из 4 в традиционном рейтинге журнала Screen Daily.
Это растянутая на двадцать лет лавстори двух подростков, которые прониклись друг к другу нежными чувствами в 1980-х. Происхождение сразу вбило меж ними клин: девочка воспитывалась в зажиточной семье, а мальчик – в рабочей. Вдобавок последний свернул не на ту дорожку и на 12 лет в тюрьму загремел. Но нежные чувства не растерял и решил вернуть даму сердца, чего бы ему это ни стоило. Франсуа Сивиль (д’Артаньян из дилогии «Три мушкетера») и Адель Экзаркопулос возглавили каст, а на втором плане их поддержали Ален Шаба, Венсан Лакост и Бенуа Пульворд.
В кино с 17 октября
Ворчливый классик Пол Шредер (сценарист «Таксиста» и не только, режиссер «Холодного расчета» и не только) привез в Канны меланхоличную драму «О, Канада» по роману Рассела Бэнкса. Ричард Гир с Джейкобом Элорди играют пожилую и молодую версии документалиста, который когда-то уехал из США в Канаду, а теперь умирает от рака и вспоминает прошлое. Шредер всегда был лишен компромиссов и крайне суров – к своим героям, критикам, коллегам и себе. Здесь же он внезапно стал чутким и трепетным, а превосходным проводником в его непривычно хрупкий мир оказался Гир, 44 года назад блиставший в «Американском жиголо».
Задумчивым настроением Шредера прониклись не все. И в драматургической неубедительности его упрекали, и в бессвязности, и в том, что трудно поверить, будто Джейкоб Элорди вырос и превратился в Ричарда Гира. Возможно, народ просто ожидал чего-то совсем иного, чем получил в результате. Но наши ожидания – понятно чьи проблемы.
Дата релиза неизвестна
Еще одна жертва конфликта ожиданий и реальности – вестерн Кевина Костнера «Горизонты». В Каннах представили дебютную часть, не за горами вторая, а там и третья выйдет когда-нибудь. Ради реализации проекта мечты актер-режиссер Костнер вдохновился примером Фрэнсиса Форда Копполы с его «Мегалополисом» и вложил в производство кругленькую сумму своих кровных, а вдобавок покинул сериал «Йеллоустоун», ставший для него настоящим карьерным ренессансом. На премьере Костнер не скрывал слез, хотя сам фильм разругали за чрезмерную неспешность и путаные сюжетные нагромождения.
С одной стороны, в подобной критике, видимо, и впрямь есть зерно истины. Костнер пять лет снимался в «Йеллоустоуне» и попытался перенести сериальную структуру в полный метр, что могло сыграть с ним злую шутку. С другой стороны, адекватно оценить «Горизонты» пока невозможно. Ведь первая глава – лишь пролог к ключевым событиям из жизни американских переселенцев XIX века, что развернутся в главе под номером два. Да и не смешно ли журить за старомодность и медлительность патриарха жанра, который старомоден и медлителен по природе своей? В общем, не спешите утверждать, что порох Костнера отсырел: в его магазине еще найдется патрончик-другой.
В кино с 27 июня (вторая глава – с 15 августа)
Не один лишь Квентин Дюпье осыпал Канны фейерверком абсурда. В те же степи подался маэстро романтических трагикомедий Кристоф Оноре («Парижская история», «Все песни только о любви»), боровшийся за «Золотую пальмовую ветвь» с занятной лентой «Мой Марчелло». Где героиню Кьяры Мастроянни, дочери Катрин Денев и Марчелло Мастроянни, тоже зовут Кьяра, и она тоже дочь Катрин Денев и Марчелло Мастроянни. При этом она не реальная Кьяра, а ее полуавтобиографическая, полувымышленная версия, которая во всем подражает отцу и получает от окружающих прозвище Марчелло.
Кьяра с давних пор является музой Оноре, в роли самих себя на экране красуются Денев и Стефания Сандрелли, а все вместе складывается в диковинную мозаику, окутанную любовью к кинематографу как искусству и образу жизни (разумеется, с купанием в фонтане а-ля La Dolce Vita). Осенью ждем уважаемых французов в наших кинотеатрах.
В кино с 26 сентября
Николас Кейдж покоряет новые вершины дикости, впервые встает на доску для серфинга и мстит негодяям, посмевшим над ним поиздеваться. Под палящим австралийским солнцем его необузданность закипает и льется через край, закручивая «Серфера» в вихре жестокости и безумия. Герой Кейджа испытывает кризис маскулинности, по-своему переживает его и тут же реагирует на токсичные выходки, недвусмысленно намекая, что с ним шутки плохи.
«Серфера» называют приятно олдскульным и сравнивают с малобюджетным эксплотейшеном 1970-х, отмечая и галлюциногенную атмосферу, и комический (читай – мемный) потенциал, и вайбы австралийской базы вроде «Обхода» Николаса Роуга и «Опасного пробуждения» Теда Котчеффа. Не факт, что фильм завирусится и завоюет в узких кругах культовый статус наравне с той же «Мэнди». Но если Кейдж однажды выйдет на пенсию, именно таких всплесков тестостерона нам будет не хватать.
Дата релиза неизвестна
На кинорынке в Каннах, помимо прочих проектов, гостил «Вальсируя с Брандо», где в скандальную звезду перевоплотился Билли Зейн, поразив присутствующих фантастическим сходством с Марлоном. Но этот фильм выйдет не очень скоро. Точно раньше него в России появится другая лента с художественным образом Брандо – про Марию Шнайдер, печально известные съемки «Последнего танго в Париже» и дальнейшую жизнь и карьеру француженки, которую эротическая картина Бернардо Бертолуччи одновременно прославила и погубила.
Ведущую роль в драме «Быть Марией» исполнила румынка Анамария Вартоломеи, недавно снявшаяся в «Империи» Брюно Дюмона и «Графе Монте-Кристо» с Пьером Нинэ (оба фильма, кстати, тоже выйдут в российский прокат). Брандо же изобразил Мэтт Диллон, который, несмотря на усилия гримеров, все равно больше похож на Мэтта Диллона, чем на Марлона Брандо. Однако кино в любом случае интригует – как минимум контекстом и персоной в центре внимания.
Дата релиза неизвестна
Гремучая смесь нуара, вестерна и комедии, победившая во второй по престижности программе Канн «Особый взгляд». По сюжету, бывший уголовник возвращается в родной город, знакомится с такой же, как он, неприкаянной дворнягой и находит в ней соулмэйта. Этот пес по кличке Синь завоевал Гран-при на премии Palm Dog, вручаемой лучшим четырехлапым артистам, так что за перформанс мохнатой звезды можно не волноваться – собакевич точно выше всяких похвал.
Сам фильм восторженно описывали как эпическую аллегорию, пропитанную едкими социальными комментариями. Китайский постановщик Гуань Ху в последние годы работал над военными лентами «Подвиг» и «Восемь сотен», но здесь он поведал более тихую и пронзительную историю. А президент жюри Ксавье Долан похвалил ее за «мастерскую режиссуру, изобретательность и поэтичность, от которой дух захватывает».
Дата релиза неизвестна
В 2021-м Ренате Реинсве завоевала приз в Каннах за лучшую роль в «Худшем человеке на свете». Позднее снялась в сериале «Презумпция невиновности» с Джейком Джилленхолом и драме «Другой человек» с Себастианом Стэном. И возглавила каст норвежского «Арманда», получившего «Золотую камеру» за лучший режиссерский дебют.
Норвежец Хальфдан Ульман Тендель, внук Лив Ульман и Ингмара Бергмана, выстроил свой фильм вокруг школьной драки шестилетних мальчишек: родители с учителями пытаются выяснить, кто прав и кто виноват, но докопаться до истины непросто. Неравнодушное наблюдение за тем, как выстроенная по кирпичикам жизнь разрушается на глазах, каждого приглашает к диалогу о важном. И однозначного ответа на наболевшие вопросы мы вряд ли дождемся: тем интереснее над ними поразмышлять.
Дата релиза неизвестна
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…