Кино

«Буратино»: Невероятные приключения любимых героев в Италии

90 лет тому назад не волшебник, но мастер слова Алексей Толстой адаптировал сказку Карло Коллоди о длинноносом непоседе Пиноккио для советских книголюбов. А полвека назад, в 1975-м, постановщик Леонид Нечаев перенес историю деревянного мальчишки, который доброй сказкой входит в дом, на телевизионные экраны, заставив всех напевать ту самую песенку с припевом из четырех мелодичных слогов. Скажите, как его зовут? Конечно же, Буратино! И – о чудо! – он уже стучится в топы и сердца современных ребятишек и их родителей вместе с новой удивительной экранизацией.

Вот уже второй год подряд в новогоднюю битву сказок вступает виртуоз Игорь Волошин, уже подтвердивший статус хитмейкера эффектной проходкой по дороге из желтого кирпича и отечественному прокату. Его вариация на вечную тему «Волшебника Изумрудного города» заработала в прокате более 3 миллиардов рублей, став – на минуточку – самой кассовой лентой 2025 года. Потому и доверие к свежему киноаттракциону за авторством Волошина сложилось поистине колоссальное.

На сей раз умелец с помпой открывает праздничную киногонку адаптацией другой сказочной повести, любимой без преувеличения миллионами с детства, – «Золотой ключик, или Приключения Буратино». И если за океаном маэстро Гильермо дель Торо сдувал пыль с истории Пиноккио в недалеком 2022-м, то родина Толстого не видела резонансной киноверсии «деревянной» сказки аккурат со времен нечаевского телефильма. И уж тем более не видела настолько зрелищной и во всех смыслах инновационной ее версии.

А главной инновацией свежевыточенного «Буратино» стал, собственно, заглавный персонаж, впервые «оживленный» с помощью технологии захвата движения, а не силами юного актера с заостренным накладным носом. Мастера по визуальным эффектам наложили 3D-модельку миловидного озорника на пластику и мимику главной звезды российского детского кино – юркой Виталии Корниенко. И сделали это так искусно, что сомневаться в подлинности ритма его сердца и плясок не приходится ни на секунду.

Искренний, обаятельный, пусть и порой неугомонный чудо-мальчик едва ли покидает сказочную арену – словно абсолютно реальный ребенок, он носится, поет, танцует и познает мир своими живыми глазами, жадно фиксирующими новые открытия. С таинственного старта ленты до динамичного калейдоскопа ее финальных аккордов Волошин и его команда разливают по кадру подлинное волшебство, ловко влюбляя аудиторию в уже знакомого всем героя в новом технологически передовом исполнении.

Не подкачала графика и в проработке второстепенных «компьютерных» героев – трио забавных тараканчиков, которые знакомят зрителя с миром чудес вместо сверчка. А также в детализации живописных общих планов, сопоставимых как минимум с ландшафтами голливудских блокбастеров последних лет. В чем CGI-ремесленникам подсобили декораторы, построившие в кинопарке «Москино» целое антуражное поселение, стилизованное под итальянскую глубинку образца конца XIX века. С поросшими зеленью домишками, душистыми пекарнями и освежающими фонтанчиками в комплекте.

Дивный городок в оптике Волошина и впрямь живет и дышит в такт истории, прямо-таки насквозь пропитанной чарующими мотивами Италии. Разноперая труппа Карабаса-Барабаса, то и дело в брани упоминающего Санту-Марию, в новаторской экранизации занята в уличном театре а-ля комедия дель арте. Тогда как Базилио, будучи то ли уличным мошенником, то ли стилягой с миланской недели моды, и вовсе на время «забывает» русский, в унисон с хитрой примадонной Алисой запевая как un italiano vero.

Ценители каноничной версии Нечаева же придут в восторг от выразительных аранжировок классических композиций, в частности, заглавной темы, вышедшей из-под пера мэтра Алексея Рыбникова. Он же, к слову, и переинтерпретировал саундтрек, как влитой вписавшийся в атмосферу сказки на новый лад. Особенно впечатляет заключительный музыкальный номер картины, собравший хор молодых голосов и более 200 актеров и профессиональных танцоров во главе с «не игрушкой, но живым» Буратино.

«Деревянность – это лучшее, что может быть в артисте репертуарного театра», – заверяют юнца на подмостках. Этим своеобразным качеством, однако, не может похвастаться не в пример именитый каст адаптации. Ведь помимо звездочки Корниенко местную сцену озаряют таланты как молодых топ-звезд, – от чумазых Артемона и Арлекина с колоритом Марка Эйдельштейна и Рузиля Минекаева до волоокой Мальвины, небесные локоны которой примерила Анастасия Талызина, – так и мастодонтов индустрии.

Посудите сами: пронзительную отцовско-сыновью линию на свои плечи водрузил Александр Яценко, в то время как его грузным антиподом без семьи и совести выступил еле узнаваемый продюсер ленты Федор Бондарчук. Сквозь роскошный грим с каноничной карабасовской бородой так и рвется по-хорошему грубый злодейский магнетизм в стиле великого Владимира Этуша. А «черепашье» амплуа Рины Зеленой вновь искрится в болотных водах стараниями неповторимой Светланы Немоляевой.

Ярчайшим бриллиантом картины видится же неожиданно гармоничный тандем Александра Петрова и Виктории Исаковой, сыгравших некота Базилио и нелису Алису. Одно лишь расстраивает до глубины души – Волошин будто бы скупится демонстрировать харизму своих звезд на всю катушку, не давая ни живущей в батискафе в духе «Кракена» Тортилле, ни обворожительным воришкам в мехах, ни даже «фарфоровым» театралам достаточно реплик и экранного времени. Тем не менее хочется надеяться, что этот промах в итоге разрешится в двух сиквелах, уже запланированных на 2028 и 2029 годы соответственно.

На продолжения сказки, сдается, возлагается и дальнейшее исследование итальянской провинции, застывшей в магическом безвременье. Поскольку дальше вотчины Карло, Страны дураков и близлежащего пруда, в глубинах которого и хранится заветный золотой ключик, публику пока еще не пускают. Малы еще, равно как и сам Буратино, который по сценарию преимущественно отвечает за воспевание сентиментальных ценностей для самых маленьких. В частности, прославляет важность взаимоподдержки и принятия отличий друг друга.

Так, юные зрители не только смогут познакомиться с персонажами, бережно сотканными Толстым, но и чуть ли не научиться бороться с собственными комплексами. «Просто я немножечко деревянный», – повторяет растерянный 3D-мальчуган в наиболее трепетные моменты повествования, в конечном счете направляющего персонажа к вечным моральным ориентирам, на пути к которым так важно всегда иметь надежную опору. Причем опору в виде не корыстного усача-работодателя, а самой настоящей семьи.

Публике постарше также будет, чем поживиться – Волошин, среди прочего, заигрывает с требовательным TikTok-поколением, перемежая и без того ритмичное действо рисованными вертикальными вставками. И если, например, вам будет не хватать симпатяг Эйдельштейна и Минекаева, во время просмотра вполне можно занять себя поиском Антона Шастуна и Вани Дмитриенко. Точнее, их сладких голосов, ставших тонкой пасхалкой для все тех же завсегдатаев вертикальных трендов.

Неожиданно приятно и то, что камео самого режиссера, который появляется по ту стороны камеры в образе плутоватого владельца книжной лавки, будто отсылает к так лелеемой миллениалами саге о «Гарри Поттере». Среди других поп-культурных аллюзий красуется и «лунная» мизансцена со взмывающим в небо, подобно Питеру Пену, главным героем. Более того, в кульминации он же, сдается, проворачивает и менее заметный, но не менее пикантный оммаж супергероическим «Мстителям».

В целом Волошин повторяет прошлогодний трюк, представляя все такое же доброе и уютное кино для всей семьи, отзывающееся мягкими нотками ностальгии. Вот только, в отличие от того же «Волшебника», «Буратино» кажется сказкой на порядок камернее и теплее. И причиной этому, естественно, не столько нарисованный на холсте очаг, сколько прячущаяся за ним практически осязаемая сердечность очага семейного, который и собирает неравнодушных друзей в слезоточивой развязке.

Словно ведомый родительским инстинктом душка Карло, гроза всея новогодних битв посредством простейших материалов – разве что не из древесины, а из таланта и большой любви к кино – превращает старую-добрую байку о чудесах столярного искусства в нечто оригинальное и по-новому трогательное. Причем делает это не лишь во имя очередного кассового успеха, но ради оживления длинноносого героя, в чьих руках уже давным-давно не видели ключ от счастья детишек и их тоскующих по юности родителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

19 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

22 часа назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

23 часа назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

1 день назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

1 день назад

Андрей Кретов: «Сериал «СВОИ» – это честное кино»

В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…

2 дня назад