На прошлой неделе в прокат вышло «Оно 2» — вторая часть экранизации одноименного романа Стивена Кинга, ставшей главным хоррор-хитом 2017 года и самым коммерчески успешным фильмом ужасов в истории. Из гигантского текста объемом свыше тысячи страниц, режиссер Андреас Мускетти сконструировал не менее масштабное кинополотно, каждая часть которого длится больше двух часов. Но, несмотря на бережное отношение к первоисточнику и тщательное следование ключевым сюжетным линиям, многие детали книги и ее адаптации серьезно различаются. И если в первой части изменены были лишь второстепенные моменты, то во второй встречаются намного более серьезные модификации сюжета. «КиноРепортер» подготовил подробный список различий кинематографической и литературной версий истории про злобного клоуна Пеннивайза, наводящего ужас на Дерри.
Самая очевидная, но тем не менее, заслуживающая пристального внимания деталь: время действия в книге и фильме различаются примерно на одно поколение. Кинг писал роман в середине 1980-х, и действие его разворачивается параллельно в 1958-м и 1985-м, то есть прошлое, описанное в книге — это прошлое самого Кинга, который в 1958-м был бы ровесником главных героев. В экранизации произведена замена 1950-х на 1980-е, а 1980-х — на 2010-е, что, с одной стороны, логично, а с другой — закрыло несколько весьма заманчивых возможностей. Так, например, в книге Оно активно использует образы классических монстров 1940-х и 1950-х годов, вроде Твари из Черной лагуны, Мумии или Человека-Волка, а к ближе к современности прикидывается даже акулой из «Челюстей». Все это богатство фантазии было исключено из фильмов — думается, не в последнюю очередь из-за проблем с авторскими правами. А ведь любопытно было бы посмотреть на то, как за Неудачниками охотятся попеременно Фредди Крюгер, Майкл Майерс и Джейсон Вурхис!
Кинг вписал события «Оно» в широкую космологическую перспективу, где встречаются многие важные для него образы, связывающие воедино большинство написанных им книг. Хотя прямой связи «Оно» и цикла «Темная башня» нет, все же в книге играет очень важную роль Черепаха — персонификация древних сил Добра, противостоящая Оно как силе потустороннего Зла, пусть и не прямо, а через Неудачников, которых Черепаха направляет на всем протяжении их борьбы с Пеннивайзом. Все, что осталось от сложной мифологии Кинга — один-единственный кадр с пластмассовой черепахой во второй части фильма, когда Бен Хэнском идет по коридорам школы. Кстати сказать, это изменение привело к еще одному важному различию в акцентах. В то время как в книге постоянно подчеркивается неслучайный характер связи Неудачников, и тот факт, что они находятся под защитой силы, желающей поражения Оно, в экранизации (и особенно во второй ее части) их желание вернуться в Дерри, равно как и поиск способов борьбы с Пеннивайзом остаются делом исключительно их собственных рук.
Вся история похождений второго главного врага Неудачников — одно из самых серьезных различий книги и ее экранного воплощения. В первом фильме линия Бауэрса в общем соответствует книжной версии (хулиган-садист мучает героев и убивает отца-полицейского). Зато второй фильм обходится с этим персонажем не самым понятным образом: сбежав из психиатрической лечебницы, позврослевший Бауэрс сначала нападает на Эдди Капсбрака, а затем — на Майка Хэнлона, но гибнет от рук вовремя подоспевшего Ричи. Тем самым все действия Бауэрса, в принципе, ничего не меняют в планах Неудачников, и остаются лишь опасным эпизодом. В книге же все совершенно иначе: Оно делает серьезную ставку на Генри, и ставку эту он во многом оправдывает. В частности, Генри удается очень серьезно ранить Майка в схватке, из-за чего он попадает в больницу и не может помочь своим друзьям в момент решающей битвы. После этого (а не до, как в фильме) Генри почти выводит из игры Эдди, напав на него в номере отеля, и там же встречает свою смерть. Таким образом, он хотя бы отчасти выполняет задачу, возложенную на него Пеннивайзом — как можно больше сократить число готовых к бою Неудачников.
Пожалуй, самое неправдоподобное изменение первоисточника связано с последствиями суицида Стэнли Уриса. В финале второй части Билл читает письмо от Стэна, в котором он оправдывает решение покончить с собой, рассчитывая, что его гибель, во-первых, избавит Неудачников от самого слабого звена в команде, а во-вторых, сплотит всех остальных на новом уровне, что поможет победить Пеннивайза. Выглядит это решение надуманной попыткой сценариста придать хотя бы какое-то драматическое значение смерти важного персонажа, превратив задним числом самоубийство в самопожертвование. Кинг был намного более правдоподобен и безжалостен в отношении своего персонажа: Стэн Урис погибает, поскольку он не в силах одолеть собственный ужас перед столкновением с безымянным монстром, а вовсе не потому, что он думает о том, как его страх повлияет на остальных Неудачников.
Указанный ритуал, подробно описанный в книге, позволяет Неудачникам увидеть, как Оно появилось в Дерри, и наводит их на мысли о том, как можно победить монстра. Эту же функцию ритуал Чудь выполняет и в фильме, однако само его оформление при этом значительно изменено. Для начала, в книге ритуал Неудачники проводят, будучи детьми, а не во взрослом возрасте. И участвуют в нем все семеро друзей, а не только Билл Денбро и Майк Хэнлон. В экранизации Майк отправляется за помощью в проведении ритуала к индейцам, знавшим о существовании Оно, в то время как в книге информацию о ритуале получает Билл, проштудировав справочники по мифологии. Наконец, ритуал у Кинга включает в себя употребление изменяющих сознание веществ, что по очевидным причинам вряд ли можно было продемонстрировать на экране в полной мере.
Самая известная сцена книги, отсутствующая в экранизации. В конце первой битвы с Пеннивайзом, Неудачники теряют дорогу из подземных лабиринтов, и чтобы найти ее, мальчикам приходится выполнить своего рода ритуальное соитие с Беверли. Вопреки тому, что можно подумать, тональность этой сцены имеет мало общего с порно, и напоминает больше о болезненности — и неотвратимости — прощания с детством. Но, как бы то ни было, даже следа этой сцены нет ни в первой части дилогии, ни во второй.
Во второй части «Оно» Майк Хэнлон обзванивает всех членов Клуба неудачников, чтобы — через 27 лет — вновь собрать их на битву с Пеннивайзом. И, как мы знаем из фильма, сам Пеннивайз всячески подначивает своих давних врагов, ожидая скорой встречи с ними. А в книге Оно, напротив, постоянно кошмарит главных героев, чтобы они не вздумали возвращаться в родной город. И понятно, почему: после первой схватки с Неудачниками монстр их боится — но, разумеется, никогда в этом не признается, даже самому себе. Эта разница в фильме, заметим, никак не пояснена — что именно заставляет Оно провоцировать своих самых серьезных противников на драку, остается неизвестным.
В первой части Оно захватывает в плен Беверли, что вынуждает ее друзей спуститься в туннели под городом, чтобы спасти ее, дав бой чудовищу. В книге же Пеннивайз не похищает девочку, хотя главные герои все равно приходят в его логово. Разница между сюжетом экранизации и книги — в мотивации: пленение Беверли, очевидно, дает Неудачникам (и зрителям) намного более понятную и ощутимую причину рискнуть жизнями. У Кинга же герои к этому моменту уже неоднократно оказывались на грани смерти, что лишь добавляет им решимости: становится понятно, что Пеннивайз в любом случае не оставит их в покое, и тогда риск погибнуть в бою становится единственной разумной стратегией.
Одна из наиболее сильных сторон книги — детализация истории города, в котором происходит основное действие. Дерри у Кинга предстает едва ли не самостоятельным персонажем, обладающим собственной историей, в которой тесно переплетаются реальный контекст Новой Англии и зловещие происшествия, время от времени происходящие в тихом мэнском захолустье. Учитывая, что Оно просыпается примерно раз в 27 лет, перед читателем проходит несколько исторических периодов в жизни Дерри, среди которых выделяются начало ХХ века и период Великой депрессии: в первом случае речь идет о взрыве на металлургическом заводе на пасхальной неделе, когда погибло много детей, а во втором — о страшном пожаре в клубе «Черное местечко» и о случае с бандой гангстеров, которых добропорядочные жители беспощадно линчевали, ничего не сказав полиции. В каждом из таких инцидентов видна рука Пеннивайза, а даны они через серию интерлюдий, написанных от лица Майкла Хэнлона, архивиста и библиотекаря Дерри. В фильме исторические экскурсы сократились до мельком показанной книги об истории Дерри, упомянутой в романе — решение в целом понятное, поскольку событий из этих интерлюдий хватило бы на отдельный мини-сериал.
Одна из глав книги целиком посвящена истории сбежавшего от родителей мальчика по имени Эдди Коркорэн, который стал очередной жертвой Оно летом 1958-го. Кинг тщательно отображает весь ход расследования, сопровождая его вырезками из газет и описаниями судебного процесса над отчимом Эдди — как выясняется, отчим забил старшего брата Эдди молотком до смерти. Убийца отправляется в тюрьму Шоушэнк, но найти пропавшего Эдди полиции так и не удается. Покончив с официальной частью, Кинг рассказывает, что же произошло с мальчиком в тот день, когда он сбежал из дома. К сожалению, ничего хорошего — его съедает Тварь из черной лагуны. Ни следа этой истории в экранизации нет, вероятно, из-за того, что подобный сюжет, даже в сокращенном виде, сильно увеличил бы хронометраж — как и смерть Патрика Хокстеттера, одного из друзей Генри Бауэрса, подробно изложенная в книге.
«Оно 2» уже в прокате.
Читать также: Клуб неудачников: какие актеры играют юных и взрослых героев в «Оно 2», Один «пуфф», — и оно исчезнет: Рецензия на «Оно 2» по Стивену Кингу
Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…