На прошлой неделе в прокат вышло «Оно 2» — вторая часть экранизации одноименного романа Стивена Кинга, ставшей главным хоррор-хитом 2017 года и самым коммерчески успешным фильмом ужасов в истории. Из гигантского текста объемом свыше тысячи страниц, режиссер Андреас Мускетти сконструировал не менее масштабное кинополотно, каждая часть которого длится больше двух часов. Но, несмотря на бережное отношение к первоисточнику и тщательное следование ключевым сюжетным линиям, многие детали книги и ее адаптации серьезно различаются. И если в первой части изменены были лишь второстепенные моменты, то во второй встречаются намного более серьезные модификации сюжета. «КиноРепортер» подготовил подробный список различий кинематографической и литературной версий истории про злобного клоуна Пеннивайза, наводящего ужас на Дерри.
Самая очевидная, но тем не менее, заслуживающая пристального внимания деталь: время действия в книге и фильме различаются примерно на одно поколение. Кинг писал роман в середине 1980-х, и действие его разворачивается параллельно в 1958-м и 1985-м, то есть прошлое, описанное в книге — это прошлое самого Кинга, который в 1958-м был бы ровесником главных героев. В экранизации произведена замена 1950-х на 1980-е, а 1980-х — на 2010-е, что, с одной стороны, логично, а с другой — закрыло несколько весьма заманчивых возможностей. Так, например, в книге Оно активно использует образы классических монстров 1940-х и 1950-х годов, вроде Твари из Черной лагуны, Мумии или Человека-Волка, а к ближе к современности прикидывается даже акулой из «Челюстей». Все это богатство фантазии было исключено из фильмов — думается, не в последнюю очередь из-за проблем с авторскими правами. А ведь любопытно было бы посмотреть на то, как за Неудачниками охотятся попеременно Фредди Крюгер, Майкл Майерс и Джейсон Вурхис!
Кинг вписал события «Оно» в широкую космологическую перспективу, где встречаются многие важные для него образы, связывающие воедино большинство написанных им книг. Хотя прямой связи «Оно» и цикла «Темная башня» нет, все же в книге играет очень важную роль Черепаха — персонификация древних сил Добра, противостоящая Оно как силе потустороннего Зла, пусть и не прямо, а через Неудачников, которых Черепаха направляет на всем протяжении их борьбы с Пеннивайзом. Все, что осталось от сложной мифологии Кинга — один-единственный кадр с пластмассовой черепахой во второй части фильма, когда Бен Хэнском идет по коридорам школы. Кстати сказать, это изменение привело к еще одному важному различию в акцентах. В то время как в книге постоянно подчеркивается неслучайный характер связи Неудачников, и тот факт, что они находятся под защитой силы, желающей поражения Оно, в экранизации (и особенно во второй ее части) их желание вернуться в Дерри, равно как и поиск способов борьбы с Пеннивайзом остаются делом исключительно их собственных рук.
Вся история похождений второго главного врага Неудачников — одно из самых серьезных различий книги и ее экранного воплощения. В первом фильме линия Бауэрса в общем соответствует книжной версии (хулиган-садист мучает героев и убивает отца-полицейского). Зато второй фильм обходится с этим персонажем не самым понятным образом: сбежав из психиатрической лечебницы, позврослевший Бауэрс сначала нападает на Эдди Капсбрака, а затем — на Майка Хэнлона, но гибнет от рук вовремя подоспевшего Ричи. Тем самым все действия Бауэрса, в принципе, ничего не меняют в планах Неудачников, и остаются лишь опасным эпизодом. В книге же все совершенно иначе: Оно делает серьезную ставку на Генри, и ставку эту он во многом оправдывает. В частности, Генри удается очень серьезно ранить Майка в схватке, из-за чего он попадает в больницу и не может помочь своим друзьям в момент решающей битвы. После этого (а не до, как в фильме) Генри почти выводит из игры Эдди, напав на него в номере отеля, и там же встречает свою смерть. Таким образом, он хотя бы отчасти выполняет задачу, возложенную на него Пеннивайзом — как можно больше сократить число готовых к бою Неудачников.
Пожалуй, самое неправдоподобное изменение первоисточника связано с последствиями суицида Стэнли Уриса. В финале второй части Билл читает письмо от Стэна, в котором он оправдывает решение покончить с собой, рассчитывая, что его гибель, во-первых, избавит Неудачников от самого слабого звена в команде, а во-вторых, сплотит всех остальных на новом уровне, что поможет победить Пеннивайза. Выглядит это решение надуманной попыткой сценариста придать хотя бы какое-то драматическое значение смерти важного персонажа, превратив задним числом самоубийство в самопожертвование. Кинг был намного более правдоподобен и безжалостен в отношении своего персонажа: Стэн Урис погибает, поскольку он не в силах одолеть собственный ужас перед столкновением с безымянным монстром, а вовсе не потому, что он думает о том, как его страх повлияет на остальных Неудачников.
Указанный ритуал, подробно описанный в книге, позволяет Неудачникам увидеть, как Оно появилось в Дерри, и наводит их на мысли о том, как можно победить монстра. Эту же функцию ритуал Чудь выполняет и в фильме, однако само его оформление при этом значительно изменено. Для начала, в книге ритуал Неудачники проводят, будучи детьми, а не во взрослом возрасте. И участвуют в нем все семеро друзей, а не только Билл Денбро и Майк Хэнлон. В экранизации Майк отправляется за помощью в проведении ритуала к индейцам, знавшим о существовании Оно, в то время как в книге информацию о ритуале получает Билл, проштудировав справочники по мифологии. Наконец, ритуал у Кинга включает в себя употребление изменяющих сознание веществ, что по очевидным причинам вряд ли можно было продемонстрировать на экране в полной мере.
Самая известная сцена книги, отсутствующая в экранизации. В конце первой битвы с Пеннивайзом, Неудачники теряют дорогу из подземных лабиринтов, и чтобы найти ее, мальчикам приходится выполнить своего рода ритуальное соитие с Беверли. Вопреки тому, что можно подумать, тональность этой сцены имеет мало общего с порно, и напоминает больше о болезненности — и неотвратимости — прощания с детством. Но, как бы то ни было, даже следа этой сцены нет ни в первой части дилогии, ни во второй.
Во второй части «Оно» Майк Хэнлон обзванивает всех членов Клуба неудачников, чтобы — через 27 лет — вновь собрать их на битву с Пеннивайзом. И, как мы знаем из фильма, сам Пеннивайз всячески подначивает своих давних врагов, ожидая скорой встречи с ними. А в книге Оно, напротив, постоянно кошмарит главных героев, чтобы они не вздумали возвращаться в родной город. И понятно, почему: после первой схватки с Неудачниками монстр их боится — но, разумеется, никогда в этом не признается, даже самому себе. Эта разница в фильме, заметим, никак не пояснена — что именно заставляет Оно провоцировать своих самых серьезных противников на драку, остается неизвестным.
В первой части Оно захватывает в плен Беверли, что вынуждает ее друзей спуститься в туннели под городом, чтобы спасти ее, дав бой чудовищу. В книге же Пеннивайз не похищает девочку, хотя главные герои все равно приходят в его логово. Разница между сюжетом экранизации и книги — в мотивации: пленение Беверли, очевидно, дает Неудачникам (и зрителям) намного более понятную и ощутимую причину рискнуть жизнями. У Кинга же герои к этому моменту уже неоднократно оказывались на грани смерти, что лишь добавляет им решимости: становится понятно, что Пеннивайз в любом случае не оставит их в покое, и тогда риск погибнуть в бою становится единственной разумной стратегией.
Одна из наиболее сильных сторон книги — детализация истории города, в котором происходит основное действие. Дерри у Кинга предстает едва ли не самостоятельным персонажем, обладающим собственной историей, в которой тесно переплетаются реальный контекст Новой Англии и зловещие происшествия, время от времени происходящие в тихом мэнском захолустье. Учитывая, что Оно просыпается примерно раз в 27 лет, перед читателем проходит несколько исторических периодов в жизни Дерри, среди которых выделяются начало ХХ века и период Великой депрессии: в первом случае речь идет о взрыве на металлургическом заводе на пасхальной неделе, когда погибло много детей, а во втором — о страшном пожаре в клубе «Черное местечко» и о случае с бандой гангстеров, которых добропорядочные жители беспощадно линчевали, ничего не сказав полиции. В каждом из таких инцидентов видна рука Пеннивайза, а даны они через серию интерлюдий, написанных от лица Майкла Хэнлона, архивиста и библиотекаря Дерри. В фильме исторические экскурсы сократились до мельком показанной книги об истории Дерри, упомянутой в романе — решение в целом понятное, поскольку событий из этих интерлюдий хватило бы на отдельный мини-сериал.
Одна из глав книги целиком посвящена истории сбежавшего от родителей мальчика по имени Эдди Коркорэн, который стал очередной жертвой Оно летом 1958-го. Кинг тщательно отображает весь ход расследования, сопровождая его вырезками из газет и описаниями судебного процесса над отчимом Эдди — как выясняется, отчим забил старшего брата Эдди молотком до смерти. Убийца отправляется в тюрьму Шоушэнк, но найти пропавшего Эдди полиции так и не удается. Покончив с официальной частью, Кинг рассказывает, что же произошло с мальчиком в тот день, когда он сбежал из дома. К сожалению, ничего хорошего — его съедает Тварь из черной лагуны. Ни следа этой истории в экранизации нет, вероятно, из-за того, что подобный сюжет, даже в сокращенном виде, сильно увеличил бы хронометраж — как и смерть Патрика Хокстеттера, одного из друзей Генри Бауэрса, подробно изложенная в книге.
«Оно 2» уже в прокате.
Читать также: Клуб неудачников: какие актеры играют юных и взрослых героев в «Оно 2», Один «пуфф», — и оно исчезнет: Рецензия на «Оно 2» по Стивену Кингу
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…