Статьи

Борцы за добро и справедливость: Чем примечательна команда Людей Икс

Совсем скоро на экраны выйдет заключительная часть франшизы «Люди Икс» — «Темный Феникс», после выхода которой мутанты вернутся на экраны еще нескоро. Тем интереснее покопаться в прошлом команды и проследить, какие идеи были вложены в героев их создателями.

Сегодня невозможно представить себе поп-культуру без таких героев, как Человек-паук, Халк, Фантастическая четвёрка и Железный человек, появившихся сначала на страницах комиксах, а позже прочно вошедших в повседневность уже через большие экраны. Все они были созданы покойным Стэном Ли, который делал своих персонажей похожими на обычных людей. В те времена сверхлюди были идеальными, и именно герои Ли подвергали свои действия сомнениям, чувствовали боль и сожаления. Они часто страдали и не всегда побеждали.

«В этих историях есть место для каждого, вне зависимости от расы, пола, религии или цвета кожи. А вот чему тут места нет, так это ненависти, неравенству и слепому фанатизму», — сказал Ли в 2017 году в видеообращении к фанатам. Именно Люди Икс, пожалуй, отражают эту мысль ярче всего.

Команда подростков-мутантов, собранная профессором Чарльзом Ксавье впервые появилась в 1963 году. Она сражались с суперзлодеями и даже с другими мутантами во главе с Магнето. От других супергероев мутантов отличало то, что их ненавидели «нормальные» люди. И это невероятно точно отражало современные своему времени социальные проблемы, в первую очередь — борьбу за права человека. В Ксавье с его попытками прийти к мирному сосуществованию с человечеством можно разглядеть Мартина Лютера Кинга, а в политике превосходства мутантов и призывах к насилию, которые пропагандирует Магнето, легко считывается философия Малкольма Икс, превозносившего афроамериканцев над европеоидами. Сегодня, спустя все эти годы, можно смело сказать, что «Люди Икс» — один из самых политически смелых комиксов своего времени. При этом Стэн Ли не рассматривал Магнето как абсолютное зло — это не самая здоровая и понятная реакция на окружающий мир.. С такой точкой зрения соглашается и Майкл Фассбендер, исполнитель роли молодого Магнето во франшизе: «Два блестящих ума [Ксавье и Магнето — прим.ред.] сталкиваются друг с другом, и их взгляды не уж сильно различаются. Наблюдая за ними, легко понять, что если бы они сумели прийти к пониманию, то союз их интеллектов и талантов дал бы по-настоящему прекрасные плоды. Но именно расхождение во взглядах делает этих персонажей такими интересными и трагичными».

В 1966 году Ли и его постоянный художник Джек Кирби пойдут еще дальше и представят миру первого чернокожего супергероя Черную Пантеру, правителя футуристичной африканской страны Ваканда — а в 1968 Стэн сделает невероятно громкое заявление в своей колонке «Stan’s Soapbox»:

«Давайте здесь прочертим линию. Нетерпимость и расизм — самые страшные социальные болезни, поразившие современное общество. Но в отличие от группы суперзлодеев в костюмах, им нельзя дать в рыло или выстрелить в них из лазерной пушки. Единственный способ их победить — показать, каким злом они являются на самом деле. Ксенофоб — это человек, ненавидящий без причин, слепо, фанатично и не сомневаясь в своей правоте. Если он не любит одного чернокожего — он ненавидит всех чернокожих. Если однажды его оскорбил рыжеволосый — он будет ненавидеть всех рыжеволосых. Если иностранец смог занять его рабочее место — он будет ненавидеть всех иностранцев. Он ненавидит людей, которых никогда не видел и не знал с одинаковой силой и ядом. Нет, мы не пытаемся сказать что нет никаких причин одному человеку нелюбить другого. Да, у каждого есть право не любить другого человека, но это ведь безумие — ненавидеть целую расу, презирать нацию или очернять всю религию. Рано или поздно, если человек хочет быть достойным своей судьбы, мы должны наполнить наши сердца терпимостью. Тогда и только тогда мы станем по-настоящему достойны верить, что человек был создан по образу и подобию Бога и что все мы его дети».

При этом сейчас Стэна Ли нельзя назвать активистом — скорее, он является отражением «просыпающегося» американца. Шон Хоув, автор книги «Комиксы Marvel: нерассказанная история» (Marvel Comics: The Untold Story) отметил: «Я не думаю о нем, как об активисте — хотя сейчас, 50 лет спустя, даже поборники справедливости умеренных взглядов кажутся мне сейчас куда более смелыми».

Люди Икс живут в мире, где их постоянно преследуют, и это позволило героям перенять новые проблемы общества. На смену расизму пришло неприятие ЛГБТ-сообщества, что отразилось в том числе и в кино: так, например, родители Бобби Дрейка (Айсмена) спрашивают его: «Ты пробовал не быть мутантом?» — и это до боли знакомый вопрос практически каждому, кто пытался рассказать своим родителям о нетрадиционной сексуальной ориентации.

Если же отложить в сторону социальный подтекст сюжетов, нельзя не остановиться на не менее важном моменте — истории из комиксов сильно повлияли на современное повествование. «Дни минувшего будущего» в свое время сумели поразить читателей неожиданным твистом, когда действие выпуска вместо ожидаемого продолжения предыдущих приключений начиналось видами разрушенного Нью-Йорка; позже из текста становится понятно, что речь совсем не о нашем времени. Постапокалиптическое и темное будущее герои будут исправлять в настоящем — подобный сюжет с путешествиями во времени если и встречался раньше, то никогда еще не был столь популярен. Другим ключевой историей стала сага «Темный Феникс» — сюжет о том, как в Джин Грей вселилась космическая сущность, постепенно захватившая ее разум и сделавшая некогда добрую девушку настоящим монстром. На фоне классических историй, где добро должно всегда побеждать, такой неожиданный и темный твист смотрелся в новинку.

Стоит ли упоминать, что «Люди Икс» сумели популяризовать подход к супергероике как к ромкому? Кроме постоянных сражений и спасения мира от очередного зла, герои не забывали учиться, ссориться, мириться, влюбляться и расставаться. Эта проблематика также работала на популярность комикса, одновременно с тем расширяя аудиторию читателей. И фильмы во многом переняли эту особенность, старательно выстраивая отношения между персонажами. Плюс к тому «Людей Икс» Брайана Сингера можно считать первым современным кинокомиксом, ведь именно благодаря первому фильму франшизы стало окончательно ясно: у супергероев есть финансовый потенциал в кино.

Стэн Ли создал персонажей, которые смогли стать куда более приземленными, чем герои раньше, и понятными всем. «Marvel всегда был и всегда будет отражением мира за нашими окнами», — сказал он за год до своей смерти. А уже после того, как Стэна не стало, многие не просто воздавали ему почести, а благодарили еще и за социальную значимость — и в первую очередь именно за Людей Икс. «Спасибо, Стэн Ли, за то, что ты объяснил людям, чувствующим себя непохожими на других, что они особенные», — написал Сет Роген в своем твиттере. Тысячи людей по всему миру присоединились к словам комика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

6 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

7 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

11 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад