Совсем скоро на экраны выйдет заключительная часть франшизы «Люди Икс» — «Темный Феникс», после выхода которой мутанты вернутся на экраны еще нескоро. Тем интереснее покопаться в прошлом команды и проследить, какие идеи были вложены в героев их создателями.
Сегодня невозможно представить себе поп-культуру без таких героев, как Человек-паук, Халк, Фантастическая четвёрка и Железный человек, появившихся сначала на страницах комиксах, а позже прочно вошедших в повседневность уже через большие экраны. Все они были созданы покойным Стэном Ли, который делал своих персонажей похожими на обычных людей. В те времена сверхлюди были идеальными, и именно герои Ли подвергали свои действия сомнениям, чувствовали боль и сожаления. Они часто страдали и не всегда побеждали.
«В этих историях есть место для каждого, вне зависимости от расы, пола, религии или цвета кожи. А вот чему тут места нет, так это ненависти, неравенству и слепому фанатизму», — сказал Ли в 2017 году в видеообращении к фанатам. Именно Люди Икс, пожалуй, отражают эту мысль ярче всего.
Команда подростков-мутантов, собранная профессором Чарльзом Ксавье впервые появилась в 1963 году. Она сражались с суперзлодеями и даже с другими мутантами во главе с Магнето. От других супергероев мутантов отличало то, что их ненавидели «нормальные» люди. И это невероятно точно отражало современные своему времени социальные проблемы, в первую очередь — борьбу за права человека. В Ксавье с его попытками прийти к мирному сосуществованию с человечеством можно разглядеть Мартина Лютера Кинга, а в политике превосходства мутантов и призывах к насилию, которые пропагандирует Магнето, легко считывается философия Малкольма Икс, превозносившего афроамериканцев над европеоидами. Сегодня, спустя все эти годы, можно смело сказать, что «Люди Икс» — один из самых политически смелых комиксов своего времени. При этом Стэн Ли не рассматривал Магнето как абсолютное зло — это не самая здоровая и понятная реакция на окружающий мир.. С такой точкой зрения соглашается и Майкл Фассбендер, исполнитель роли молодого Магнето во франшизе: «Два блестящих ума [Ксавье и Магнето — прим.ред.] сталкиваются друг с другом, и их взгляды не уж сильно различаются. Наблюдая за ними, легко понять, что если бы они сумели прийти к пониманию, то союз их интеллектов и талантов дал бы по-настоящему прекрасные плоды. Но именно расхождение во взглядах делает этих персонажей такими интересными и трагичными».
В 1966 году Ли и его постоянный художник Джек Кирби пойдут еще дальше и представят миру первого чернокожего супергероя Черную Пантеру, правителя футуристичной африканской страны Ваканда — а в 1968 Стэн сделает невероятно громкое заявление в своей колонке «Stan’s Soapbox»:
«Давайте здесь прочертим линию. Нетерпимость и расизм — самые страшные социальные болезни, поразившие современное общество. Но в отличие от группы суперзлодеев в костюмах, им нельзя дать в рыло или выстрелить в них из лазерной пушки. Единственный способ их победить — показать, каким злом они являются на самом деле. Ксенофоб — это человек, ненавидящий без причин, слепо, фанатично и не сомневаясь в своей правоте. Если он не любит одного чернокожего — он ненавидит всех чернокожих. Если однажды его оскорбил рыжеволосый — он будет ненавидеть всех рыжеволосых. Если иностранец смог занять его рабочее место — он будет ненавидеть всех иностранцев. Он ненавидит людей, которых никогда не видел и не знал с одинаковой силой и ядом. Нет, мы не пытаемся сказать что нет никаких причин одному человеку нелюбить другого. Да, у каждого есть право не любить другого человека, но это ведь безумие — ненавидеть целую расу, презирать нацию или очернять всю религию. Рано или поздно, если человек хочет быть достойным своей судьбы, мы должны наполнить наши сердца терпимостью. Тогда и только тогда мы станем по-настоящему достойны верить, что человек был создан по образу и подобию Бога и что все мы его дети».
При этом сейчас Стэна Ли нельзя назвать активистом — скорее, он является отражением «просыпающегося» американца. Шон Хоув, автор книги «Комиксы Marvel: нерассказанная история» (Marvel Comics: The Untold Story) отметил: «Я не думаю о нем, как об активисте — хотя сейчас, 50 лет спустя, даже поборники справедливости умеренных взглядов кажутся мне сейчас куда более смелыми».
Люди Икс живут в мире, где их постоянно преследуют, и это позволило героям перенять новые проблемы общества. На смену расизму пришло неприятие ЛГБТ-сообщества, что отразилось в том числе и в кино: так, например, родители Бобби Дрейка (Айсмена) спрашивают его: «Ты пробовал не быть мутантом?» — и это до боли знакомый вопрос практически каждому, кто пытался рассказать своим родителям о нетрадиционной сексуальной ориентации.
Если же отложить в сторону социальный подтекст сюжетов, нельзя не остановиться на не менее важном моменте — истории из комиксов сильно повлияли на современное повествование. «Дни минувшего будущего» в свое время сумели поразить читателей неожиданным твистом, когда действие выпуска вместо ожидаемого продолжения предыдущих приключений начиналось видами разрушенного Нью-Йорка; позже из текста становится понятно, что речь совсем не о нашем времени. Постапокалиптическое и темное будущее герои будут исправлять в настоящем — подобный сюжет с путешествиями во времени если и встречался раньше, то никогда еще не был столь популярен. Другим ключевой историей стала сага «Темный Феникс» — сюжет о том, как в Джин Грей вселилась космическая сущность, постепенно захватившая ее разум и сделавшая некогда добрую девушку настоящим монстром. На фоне классических историй, где добро должно всегда побеждать, такой неожиданный и темный твист смотрелся в новинку.
Стоит ли упоминать, что «Люди Икс» сумели популяризовать подход к супергероике как к ромкому? Кроме постоянных сражений и спасения мира от очередного зла, герои не забывали учиться, ссориться, мириться, влюбляться и расставаться. Эта проблематика также работала на популярность комикса, одновременно с тем расширяя аудиторию читателей. И фильмы во многом переняли эту особенность, старательно выстраивая отношения между персонажами. Плюс к тому «Людей Икс» Брайана Сингера можно считать первым современным кинокомиксом, ведь именно благодаря первому фильму франшизы стало окончательно ясно: у супергероев есть финансовый потенциал в кино.
Стэн Ли создал персонажей, которые смогли стать куда более приземленными, чем герои раньше, и понятными всем. «Marvel всегда был и всегда будет отражением мира за нашими окнами», — сказал он за год до своей смерти. А уже после того, как Стэна не стало, многие не просто воздавали ему почести, а благодарили еще и за социальную значимость — и в первую очередь именно за Людей Икс. «Спасибо, Стэн Ли, за то, что ты объяснил людям, чувствующим себя непохожими на других, что они особенные», — написал Сет Роген в своем твиттере. Тысячи людей по всему миру присоединились к словам комика.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…