Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Евтушенко. В свое время он сформулировал аксиому «поэт в России – больше, чем поэт» и сам четко следовал этому принципу, оставив след в различных областях искусства. И в том числе – в кинематографе. Киноработ в его послужном списке не так много, но все они по-своему достойны внимания, и обо всех мы сейчас вам расскажем.
Кинокарьера Евгения Евтушенко, может, и вовсе не состоялась бы, если бы не одно важное историческое событие. А именно – победа Кубинской революции, после которой Евтушенко несколько раз Остров свободы посетил с визитом и, проникшись тамошним знойным колоритом до глубины души, сочинил поэму «Я – Куба». А затем на ее основе при содействии кубинского писателя Энрике Пинеда Барнета написал сценарий одноименного фильма.
Фильм содержит четыре незатейливые зарисовки, практически лишенные какой-либо драматургии. Но при этом исчерпывающе, наглядно разъясняет, как на Кубе обстояли дела до захвата власти Фиделем Кастро (катастрофически безблагодатно) и почему свершившаяся революция – это замечательно.
Иными словами, кино носит характер сугубо пропагандистский и оперирует соответствующими приемами. Бездушные американские империалисты, доведенные до отчаяния угнетенные крестьяне, прогрессивные студенты-мученики, героические отважные повстанцы – вот практически полный спектр представленных персонажей, будто бы сошедших с агитплакатов. Не в последнюю очередь из-за этого зрители того времени – как раз оттепель была в разгаре – приняли картину весьма прохладно.
С другой стороны, в числе создателей фильма были, помимо Евтушенко, еще двое талантливых граждан – Михаил Калатозов и Сергей Урусевский. Те самые, которые «Летят журавли» сняли. И вот они-то превратили довольно академичный, безупречно политически выверенный сценарий в настоящий безумный карнавал. С грандиозными по масштабу и техническому исполнению сценами, отсылками к Эйзенштейну и Кубрику, жаркими сексуальными танцами и манящими видами сладкой капиталистической жизни. Благодаря чему «Я – Куба» и сейчас смотрится впечатляюще.
Собственной персоной Евгений Евтушенко появлялся на экране еще в оттепельной классике «Застава Ильича» (1965). Затем – в скандальном экспериментальном шведском опусе «Я любопытна – фильм в желтом» (1967). И еще то там, то сям не раз появлялся. Но главную роль довелось ему сыграть лишь однажды – в биографической драме про великого русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского.
Режиссер Савва Кулиш («Мертвый сезон», «Трагедия в стиле рок») представляет основоположника космонавтики в весьма нестандартном свете. В фильме он предстает несчастным, замкнутым в себе полусумасшедшим, которого окружающие воспринимают в лучшем случае как душного зануду, а в худшем – как опасного для общества субъекта. Что многих, конечно, тогда немало возмутило.
Как бы то ни было, к Евтушенко вопросов точно никаких не должно быть. Он, во-первых, и внешне как будто похож (если не держать перед глазами портрет, то кажется, что прямо вылитый). И максимально убедительно воплощает неоднозначный образ не принятого современниками гения, постоянно выпадающего из реального мира в мир собственных мыслей. Так что, пожалуй, вполне мог бы Евгений Евтушенко большой кинозвездой стать, если б захотел.
И еще надлежит отметить: во все картины, к созданию которых Евтушенко был напрямую причастен, он привносил ту или иную долю поэзии. Буквально. И не только своей поэзии. Во «Взлете», например, его Циолковский декламирует стихотворение Райнера Марии Рильке «Созерцание» в переводе Пастернака. Что, с одной стороны, анахронизм. А с другой, почему бы и нет: Циолковский ведь был своего рода пророком, в будущее смотрел.
Оба авторских фильма Евгения Евтушенко имеют основу автобиографическую. Евтушенко снимал о том, чему сам был свидетелем когда-то давно, о том, что ему самому довелось пережить. «Детский сад» – это воспоминания о детстве, проведенном в эвакуации во время Великой Отечественной. Главный герой, мальчик по имени Женя, отправляется поездом на станцию Зима (есть такой город под Иркутском). Но в какой-то момент состав попадает под удар вражеской авиации, и оставшуюся часть пути Жене приходится преодолевать на своих двоих. То и дело встречаясь со всякими интересными личностями, в том числе весьма неприятными.
Фильм состоит из калейдоскопа отдельных эпизодов, отражающих ту изнанку войны, которая зачастую в военном кино остается за кадром, – быт в глубоком тылу. Где работают на пределе, с неубывающим энтузиазмом оборонные заводы, где подло орудуют криминальные элементы, где все ждут с замиранием сердца сложенных треугольником писем с фронта. Пожалуй, сложно назвать картину, показывающую вот это все подробнее и компетентнее.
Реалистические эпизоды регулярно перемежаются метафорическими образами: гроссмейстер Алехин в исполнении самого Евтушенко, невесть как оказавшийся в Москве, жалуется, что не с кем в шахматы сыграть; солдаты маршируют строем с аквариумами в руках; как бы в рифму – пионеры шагают, играя на скрипках. А еще Ника Турбина проникновенно зачитывает свои (ну или не свои) очаровательные, покорившие тогда весь Советский Союз вирши.
Вместе с тем «Детский сад», скажем так, даже близко не «Иваново детство». В том смысле, что произведения из одной смысловой категории (война глазами ребенка), но с совершенно разным уровнем исполнения. Впрочем, все не «Иваново детство», кроме «Иванова детства», не правда ли?
Этот фильм понятно, чему посвящен – еще одному значительнейшему событию в истории нашей страны. Евгений Евтушенко, опять же, лично там был и постарался как можно точнее воспроизвести то, что сам видел, частично пропустив через призму собственного поэтического видения.
Главного героя снова зовут Женя, но теперь он подрос, пишет стихи и активно пытается разобраться в себе и во всем, что вокруг него происходит. А оно – то, что вокруг происходит, – вызывает серьезный диссонанс. Потому как одновременно со смертью обожаемого «отца народов» чекисты арестовывают отца родного (Алексей Баталов). Женя тем не менее идет проститься с вождем и в огромной очереди знакомится с девушкой.
Сюжета здесь тоже как такового нет, а есть череда отдельных сцен, из которых особо следует выделить сцену той самой смертельной давки на Трубной площади. Поставлена она в документальной манере, мастерски, в высшей степени натурально (не считая непосредственного участия Чарли Чаплина) – так, что волосы дыбом. Евтушенко над ней работал не в одиночку, ему помогали Станислав Говорухин, Савва Кулиш и Алексей Симонов, и съемки заняли шесть дней.
Картина предсказуемо пропитана лютой ненавистью к Сталину, но не к Сталину как к конкретной личности (его лицо нарочно в кадр не попадает), а к общему состоянию общества при сталинском режиме. Тому состоянию, которое и привело в итоге к ожесточенной давке. Ненависть эта передается теми же метафорическими образами, наиболее яркий из которых – чекист, намазывающий красную икру на бутерброд с черной икрой и мерзко закусывающий им водку.
Примечательно, что вскоре после премьеры «Похорон Сталина» (где, на минуточку, снимались, среди прочих, Ванесса Редгрейв и совсем юный Сергей Безруков) СССР прекратил свое существование, и Евгений Евтушенко как будто бы сразу к кинематографу охладел – не было у него с тех пор ни одного проекта.
А мог бы быть. По крайней мере, один. Беспрецедентно масштабный, международный, итальянско-американский, под названием «Конец мушкетеров». Про трех мушкетеров в старости. Причем на главную роль – пожилого д’Артаньяна – всерьез рассматривались поочередно Шон Коннери, Джек Николсон и Кирк Дуглас. И музыку должен был сам Леонард Бернстайн («Вестсайдская история») написать.
Но Дуглас выбыл из-за вертолетной аварии, в которую попал в феврале 1991 года, лишь чудом выжив. А затем, как рассказывал Евтушенко в интервью, итальянская и американская стороны не поделили деньги, и все, увы, заглохло.
А позже идею Евтушенко – если опять-таки верить ему самому – основательно переработали ушлые голливудские продюсеры, и так появился «Человек в железной маске» с ДиКаприо, Айронсом, Депардье, Малковичем и Хью Лори. Впрочем, в плагиате Евтушенко никого не обвинял. «У меня совершенно другое было: настоящее кино» – так он говорил. К сожалению, проверить мы уже никогда не сможем.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…