Мужчина в массивных очках шагает по ночной лондонской улице и заходит в бар, где пляшут и пьют, после чего встречается с неким лысым гражданином. А лысый гражданин ему и говорит: караул, сэр, в наших рядах крот завелся. Нужно его незамедлительно (окей, в течение недели) найти да обезвредить. Иначе жди беды. Мужчина по имени Джордж рад помочь. Но есть загвоздка. В числе подозреваемых – его женушка Кэтрин. Вот и возникает резонный вопрос: как далеко он зайдет, коли выяснится, что у благоверной рыльце в пушку?
В минувшем году Стивен Содерберг поиграл с потусторонним в отличном «Присутствии», что прикидывалось хоррором, а на деле оказалось семейной драмой о комплексе вины и вторых шансах. Не успели мы отойти от той истории, которая, признаться, знатно так перепахивала, как неутомимый режиссер вернулся с «Черным чемоданом» – винтажным шпионским триллером, покорившим критиков и собравшим солидные 96% на Rotten Tomatoes. Повторив тем самым рейтинг культового дебюта Содерберга «Секс, ложь и видео». Лишнее доказательство того, что критики – странный народ. То великолепное кино с грязью мешают, то в один голос посредственностью восторгаются. А «Черный чемодан», как бы ни было грустно это констатировать, – как раз посредственность.
Казалось бы, ну не может совсем уж разочаровать фильм, где Кейт Бланшетт просит Майкла Фассбендера почесать ей спинку (эти замечательные артисты изображают супругов-шпионов). И поначалу он вполне себе обнадеживает. Агент Джордж созывает коллег на званый ужин и затевает психологическую игру, дабы на шокирующие признания их раскрутить. Чемодан, вынесенный в заголовок, кажется макгаффином вроде кроличьей лапки из третьей части серии «Миссия невыполнима» – мы понятия не имеем, что это, но из-за происков крота всем явно не поздоровится. Под Кэтрин Джордж тоже копает, используя в том числе новомодные технические приблуды. Включая, например, ИИ, позволяющий читать по губам. А сценарист Дэвид Кепп (он же «Присутствие» написал) прямо заявляет, что шпионы – опытные врунишки, и верить здесь нельзя никому. Даже Джорджу, который когда-то за родным отцом слежку устроил.
Не то чтобы все это необыкновенной свежестью отличалось. Отнюдь. Где-то Джона ле Карре вспоминаешь, где-то самого Содерберга времен «Вне поля зрения», Фассбендер вообще косит под Майкла Кейна из «Досье Ипкресс». Но, может, оно и неплохо – симпатичные люди плетут шпионские многоходовки под красненькое в изысканных интерьерах, почему бы и нет, собственно? Так утешаешь себя первые минут сорок. А затем начинает развиваться сюжет. И стереотипное мышление, которым «Черный чемодан» сразу отдавал, но сперва еще какой-то оптимизм внушал, принимается на всю катушку работать.
Откуда ни возьмись появляются мутные русские злоумышленники и шпионский босс в дорогущем костюме, который, дикобразу понятно, задумал недоброе. А чемоданчик оказывается банальным вирусом, способным повлечь за собой ядерный кризис. Герои продолжают беседовать о чем-то суперсерьезном с убийственно суровыми лицами, но сам фильм стремительно превращается в пустяковину – с невыразительной, как выясняется, интригой, нелепой развязкой, где Джордж строит из себя Пуаро и все блестяще разруливает, и серой массой на втором плане. Заговор на заговоре едет и заговором погоняет, но вряд ли через день – через час? – удастся вспомнить что-то конкретное. На бумаге оно, вероятно, и правда недурно смотрелось. Но в кадре не смотрится примерно никак, поскольку тебе абсолютно плевать, кто окажется пресловутым кротом – от разгадки подозреваемые не станут менее безликими.
Дуэт Фассбендера с Бланшетт в теории мог бы растопить лед чересчур холодной и механистичной миссии Содерберга. В одной из лучших (увы, немногих) сцен Джордж утверждает: если Кэтрин попадет в передрягу, он сделает для ее спасения все возможное. А сидящая рядом коллега-шпионка мигом возбуждается и отмечает, как это сексуально. Да, верность действительно куда сексуальнее адюльтера, и за напоминание о важности брачных уз Содерберг с Кеппом заслуживают комплиментов. Но у Майкла и Кейт не так много совместных эпизодов, а когда они все-таки остаются наедине, то держатся с вежливым профессионализмом, подчеркивая общую отчужденность. С такими агентами каши точно не сваришь – все равно сухой, безвкусной получится. Только для красивых фотокарточек и сгодится.
В отечественный прокат вышел запутанный фильм «Мистер К», главный герой которого оказывается заперт в зловещем отеле, на первый взгляд (но…
Спустя практически целое столетие на большие экраны вернется один из самых влиятельных документальных фильмов всех времен – «Человек с киноаппаратом»…
1941 год. Молодой лейтенант Николай Плужников прибывает на постоянное место службы – в Брестскую крепость. Полный надежд и планов на…
22 апреля в клубе «Ленинград» состоится торжественная церемония вручения VI премии «Альтер Эго» Гильдии каскадеров России за лучшие трюки, исполненные…
Седьмой сезон «Черного зеркала» вышел, и слава Богу. Пускай будет. Не так уж много на свете постоянства, и чем дальше…
В рамках 47-го ММКФ журнал «КиноРепортер» вновь собрал весь цвет российского теле- и киносообщества, чтобы назвать имена самых перспективных молодых…