«Человек, которого не было» (2001)
Мальчишка из семьи бедных южан, в 18 лет потерявший отца, Билли Боб Торнтон мечтал о карьере профессионального бейсболиста, но распрощался со спортом после перелома ключицы. Когда судьба занесла его в Голливуд, он нашел работу официанта, обслуживающего вечеринки. На одной из них какой-то дяденька поинтересовался, актер ли он. Торнтон кивнул. Дяденька отметил, что Билли недостаточно красив или уродлив, чтобы по-настоящему выделиться, поэтому лучше бы ему еще и научиться писать. Тот принял совет к сведению и вернулся на кухню, где коллега-официант тут же пристал к нему с расспросами: «Ну и о чем вы беседовали с Билли Уайлдером»?
К 70-летию колоритной звезды, побывавшей президентом США в «Реальной любви» и мужем Анджелины Джоли в реальной жизни, вспоминаем ярчайшие роли Билли Боба Торнтона, которые помогли ему выделиться, какого бы мнения ни придерживался уважаемый классик.
Первая из четырех полнометражек Билли Боба Торнтона как режиссера, с ним же в ведущей роли, – и сразу грандиозный успех: сборы за $30 млн при бюджете немногим более $1 млн, «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и номинация за лучший мужской перформанс. Эта статуэтка в итоге досталась Джеффри Рашу из «Блеска», но и Торнтон был потрясающе убедителен в образе психически нестабильного Карла, который в 12 лет убил родную мать вместе с ее любовником, загремел в клинику, а годы спустя вышел и попытался влиться в нормальную жизнь. Познакомившись в том числе со славным мальчишкой, его матерью-одиночкой и ее кавалером-абьюзером.
«Отточенное лезвие» тлеет медленно, но ни на миг не перестает обжигать: предчувствие новой беды таится во мраке, словно ночной тать, и однажды затаенная боль взорвется короткой яростной вспышкой. Карл, эдакий младенец-переросток, поломанный увалень не от мира сего, выглядит вполне безобидным, однако Торнтон не только придумал ему уникальную манеру двигаться и говорить, но и скрыл за его внимательным прищуром тьму, готовую выкипеть через край. Роберт Дювалл, сыгравший отца Карла, назвал Билли Боба «деревенским Орсоном Уэллсом»: тот снимал все сцены за два дубля, а репетиции считал уделом слабаков.
В один год с «Армагеддоном», где персонаж Билли Боба трудился в NASA, Торнтон заглянул к Сэму Рэйми в «Простой план» – чисто коэнскую трагикомедию о троице приятелей, которые отправились на охоту в лес, наткнулись на упавший самолет, обнаружили в нем сумку, набитую сотенными купюрами, и совершили фатальную ошибку. Решили забрать чужие миллионы себе. Хотя ясно же, что грабить награбленное – плохая идея. Зато какой классной идеей было наградить Билли странными очками и раскрутить его фриковатую харизму на контрасте с экранным братцем-нормисом (Билл Пэкстон).
«План» принес Торнтону вторую актерскую номинацию на «Оскара», но удача опять улыбнулась конкуренту, на сей раз Джеймсу Коберну из «Скорби» Пола Шредера. И вновь, по горячим следам случая с Рашем, подобное игнорирование заслуг Билли Боба выглядело сомнительным. Как и в «Отточенном лезвии», артист растворился в образе отверженного лузера, живущего в пустом доме на пару с собакой и вызывающего симпатию пополам с жалостью. Понятно, что в заданных условиях (лес, сумка, деньги) горе-ворюги обречены априори, но облако безысходности, окутывающее торнтонского Джейкоба, кажется особенно ядовитым. В студеную пору непременно устройте себе сдвоенный диванный сеанс «Простого плана» и «Фарго», не пожалеете.
Все лавры за романтическую трагедию «Бал монстров» справедливо достались Холли Берри – первой в истории темнокожей лауреатке «Оскара» за главную роль. Супруг ее героини-официантки, сыгранный опальным Пи Дидди, заканчивает свои дни на электрическом стуле, а приговор в исполнение приводит суровый Хэнк, который вырос в семье расистов (место действия – штат Джорджия, во время Гражданской войны входивший в Конфедерацию южных штатов) и теперь воспитывает в аналогичных традициях сына. Последним заделался Хит Леджер, подаривший поклонникам одну из наиболее шокирующих сцен в карьере. Ну а в образе Хэнка предстал Билли Боб Торнтон, без чьей сосредоточенности эмоциональность Берри выстрелила бы в пустоту.
Внешне он может показаться отстраненным, чересчур закрытым, но только выдающийся профи способен придать такую глубину и без того драматичной роли тюремного полицейского, что решает порвать с окружением, сформировавшим его. Он переоценивает свои принципы после катастрофы и потихоньку оттаивает, будто мороженое, которым они с официанткой лакомятся в финальном эпизоде, вместо взрыва внезапно предлагающем подобие шаткого катарсиса. Но каким бы мелодраматичным ни казалось постепенное преображение Хэнка, Билли не был бы Билли, если б не оставил в дверном проеме спальни, где так страстно сплетаются тела влюбленных, щелочку к мрачной стороне Силы.
После Сэма Рэйми, которого ласково величали третьим Коэном, Торнтон был обязан поработать и с оригинальными братьями. Что он и сделал, пожаловав в изысканный нуар, где его ждала роль провинциального барбера, который вляпался в неприятную историю криминального характера. Все из-за щедрого предложения вложиться в сеть химчисток и стараний раздобыть деньжат, шантажируя бизнесмена, закрутившего интрижку с его – парикмахера – женой. В шкуре этого хмурого куряги, Эда Крейна, Торнтон мало говорит – в основном закадрово комментирует происходящее. Но по привычке многое выражает одним движением бровей и блеском глаз, в которых надежда на стремительное обогащение вытесняется затравленностью попавшего впросак маленького человека.
Билли Боб признавался, что наибольшее родство среди своих персонажей чувствовал с Джейкобом Митчеллом из «Простого плана» и Эдом Крейном, а на съемках «Человека» держал в голове образ не столько Хамфри Богарта, сколько Фрэнка Синатры. Тогда как сами братья, очевидно, вдохновлялись творчеством Джеймса Кейна («Почтальон всегда звонит дважды», «Двойная страховка»), мастерски превращавшего семейные драмы в триллеры о преступлениях с непредвиденными последствиями. Из всех замкнутых и загадочных героев Торнтона Крейн – самый замкнутый и загадочный, тем внушительнее оказывается его неторопливая поступь по тропе рока, ведущей за пределы человеческого бытия.
Тех, у кого все внутри слипается от сладости стереотипных ромкомов под Рождество, можно понять. И незамедлительно предложить альтернативу – похабную комедию «Плохой Санта», укладывающую жанровые клише на обе лопатки. Спасибо очередному провокационному персонажу Билли Боба, чей Клаус – не дурак выпить и приударить за красоткой. Еще он ловко обчищает сейфы и лениво развлекает детишек, борясь с похмельем, пока его напарник Маркус (Тони Кокс) строит из себя эльфа. Сложно не обнаружить параллелей между светлым образом Сантаголика и похождениями самого артиста, прославившегося громкими романами, скандальными разводами и пагубными привычками.
Именно такой депрессивный мужик в колпаке, до чертиков уставший от восторженной праздничной атмосферы и непутевого пацана, которого он вынужден учить уму-разуму, идеально иллюстрирует настроение каждого, кто окончательно выбился из сил к концу года. А словно в насмешку над исправлением Хэнка из «Бала монстров» Уилли из «Плохого Санты» позволяет себе слабину разве что в виде заляпанного кровью дурацкого подарка и циничного письмеца. Пожалуй, это наиболее культовый из героев Торнтона, рождением своим во многом обязанный все тем же Коэнам: они активно трудились над концепцией фильма и подыскивали актеров, но в итоге остались исполнительными продюсерами, уступив режиссуру Терри Цвигоффу, а неполиткорректные шуточки в сценарии поручив дуэту Джона Рекуа и Глена Фикарры.
Если «Простой план» был младшим братцем полнометражного «Фарго», то спустя 19 лет тропы славы привели Торнтона в «Фарго» сериальный, дебютный сезон которого так и остался недосягаемой вершиной для сезонов-преемников. Благодарственные телеграммы за это следует адресовать прежде всего тандему Билли Боба и Мартина Фримана: герой первого, побывавший в аварии, предложил герою второго расправиться с обидчиком, из-за которого тот треснулся лицом о стеклянную дверь. Потерпевший замялся. А хладнокровный гость городка Бемиджи, штат Миннесота, мяться не привык. Предложение озвучено – предложение реализовано. Но с этого убийства все только начинается.
Торнтонский Лорн Малво, киллер со смешной стрижкой (придуманной самим Билли) и ледяным взглядом, – социопат, за 10 эпизодов успевающий прикончить не один десяток людей и в какой-то момент превращающий в основную цель фриманского Лестера. Тоже ни капли не праведника. Но по сравнению с ним мастер манипуляций Малво – воплощение чистого зла, маньяк, отчасти напоминающий Антона Чигура из «Старикам тут не место», который обрел плоть и порочную душу за счет искусной трансформации Хавьера Бардема. Вот и Торнтон, одновременно элегантный, устрашающий, то философствующий, то хмуро иронизирующий, делает Лорна настолько живым, что не по себе становится: а ну как однажды придешь в поликлинику анализы сдавать, а сосед по коридору с шишкой на лбу взглянет на тебя участливо и пообещает проблемку решить.
Огненный камбэк Билли Боба Торнтона после нескольких лет застоя: в сериале Тейлора Шеридана «Лэндмен», нам на радость продленного на второй сезон, импозантно небритый (а нередко еще и побитый) актер примерил шляпу менеджера-решалы по имени Томми Норрис, который улаживает специфические делишки, связанные со скважинами своего давнего друга и по совместительству нефтяного магната. От выплат компенсаций семьям пострадавших работников до разборок с наркокартелями. В этих подсюжетах потрепанная, но по-прежнему мужественная харизма Билли Боба как влитая вписывается в сеттинг пыльного неовестерна с техасскими просторами, окропленными нефтью и черным золотом.
Однако имеется в «Лэндмене» и другая линия, не менее (если не более) важная. В которой Норрис с грехом пополам уживается с экс-женушкой и беспутной дочуркой, прибывшими к нему погостить. И превратившими житуху бедолаги в совсем уж непредсказуемый хаос. Не успеваешь произнести howdy, и вражда с наркобарыгами отъезжает на второй план, не выдержав столкновения с диковатой, но на диво веселой комедией, где Томми с ног сбивается, присматривая за парой карикатурных блондинок. Торнтон по привычке морщится и генерирует фразочки а-ля I must be out of my f**king mind, но герой в глубине души наслаждается присутствием небезразличных ему дамочек, а звезда выдает колоритнейшую роль с того самого старта «Фарго», чувствуя себя в ней так же раскованно, как уставшие нефтяники – за кружечкой пенного в хонки-тонке.
Представляем свежую подборку самых ожидаемых премьер. Здесь и новая экранизация приключений известной девочки, и история о самом жутком клоуне, и…
Согласно свежему исследованию The Guardian, индекс упоминаний небезызвестной студии A24 в анкетах одного из приложений для знакомств за прошлый год…
Исторический шпионский боевик «Дорогой Вилли» обзавелся постером и трейлером. В центре сюжета сериала – история о тайной дружбе двух главных…
«Золотой мяч» вручен. Лига чемпионов стартовала. Футбольные сезоны в разных странах официально открыты. И традиционно богатый осенний киномарафон потихоньку входит…
«Чужой: Земля» встречает зрителей знакомыми элементами. Интерьерами космического корабля, ретрофутуристичными вещами, нагнетающим музыкальным сопровождением, разношерстной командой исследователей и густой атмосферой…
Главный редактор RT Маргарита Симоньян сообщила о смерти своего мужа Тиграна Кеосаяна, заслуженного деятеля искусств и заслуженного артиста РФ. Кеосаян…