Безумный ангел | КиноРепортер
КиноРепортер > Театр > Безумный ангел

Безумный ангел

7 декабря 2019 /
Безумный ангел
Фото: Андрей Безукладников

Пиномифология о поисках себя и своего предназначения в жизни – так можно коротко охарактеризовать новый проект Бориса Юхананова в Электротеатре «Станиславский».

Борис Юхананов в своем Электротеатре «Станиславский» поставил очередной театральный сериал. Спектакль «Пиноккио» состоит из двух частей: «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр» — общей продолжительностью восемь часов и рассчитанный на два вечера. Настоящий театральный блокбастер. Жанр спектакля — мистерия. По словам самого режиссера, в каком-то смысле «Пиноккио» продолжает важную для Электротеатра «сказочную линию», которую здесь начали спектаклем «Синяя птица». Выдумщик и мистификатор, Борис Юхананов, судя по его постановкам, главной своей задачей считает познание духовной сущности мира. В этом смысле «Пиноккио» не исключение. В его основе — пьеса давнего друга режиссера, драматурга Андрея Вишневского «Безумный ангел Пиноккио», в которой знакомый всем герой Карло Коллоди в волшебном лесу проходит через множество испытаний на пути к принятию себя, и, в конце концов, осознает себя театральным персонажем и находит свое место в театре.

Фото: Андрей Безукладников

Смотреть этот спектакль, особенно его первую часть «Пиноккио. Лес» одно удовольствие: невероятные костюмы, декорации, музыка, игра артистов, современные технологи — здесь есть все. Фантазия художника Юрия Харикова поражает воображение. На переднем плане сцены — фронтон настоящего театра с маской длинноносого человечка. Поверх этого фронтона — площадка, на которой восемь рассказчиков   в париках и расшитых камзолах предваряют действие. Перейдя позже на сцену, они будут на протяжении всего спектакля комментаторами происходящих событий. Первая часть — акт творения, появления в этом мире маленького человечка. Некое сооружение в центре — это Древо, беременное живым существом. Рядом — Доктор Джеппетто , которого Пиноккио будет считать своим папой, в шлеме, очках, в кожаном костюме и руками по локоть в крови. Вместе с ассистентом по имени Вишня они принимают роды у Древа.

Фото: Андрей Безукладников

Появившийся на свет человечек и есть тот самый Пиноккио. Причем, он не один, их сразу два. Не без труда удалось разобраться, что один собственно Пиноккио, а другой — его жизненное отражение. Эта двойственность многих героев будет использована авторами на протяжении всего спектакля, заставляя поломать голову: зачем? У обоих Пиноккио (для простоты будем называть их Пиноккио2) пластика марионеток и такие же марионеточные голоса. Можно вообразить, какое напряжение придется выдерживать актрисам Марии Беляевой и Светлане Найденовой в роли этих самых Пиноккио2!

Фото: Андрей Безукладников

Ну а сам Пиноккио2, как ему и положено, всюду сует свой нос, проходит через массу испытаний, познавая мир и себя в нем, сгорает дотла — и возрождается из пепла стараниями папы Доктора Джепетто. В итоге приходит понимание, что первая часть это, по сути, поиски героем ответа на простой и самый важный для каждого живого существа вопрос — кто я такой? И все эти приключения и метаморфозы происходят в пространстве сцены с использованием самых современных технологий. Электротеатр «Станиславский» сегодня — это одна из самых технически совершенных в Москве площадок. Так что зрелищность этой части детей порадовала бы невероятно. При одном условии: если создатели спектакля согласятся  пожертвовать малым — убрать из первой части «Пиноккио» «непарламентские выражения».

Фото: Андрей Безукладников

Разобраться в хитросплетениях сюжета и предназначении многих героев второй части, «Пиноккио.Театр» — это уже напряжение ума. Режиссер вложил в эту часть собственные размышления и сомнения о том, в каком направлении двигаться дальше современному театру. В целом же эта часть — панегирик Театру с большой буквы, которому Юхананов служит беззаветно. При этом свой метод  режиссер постулирует как синтез аттракциона и мистерии, что и воплотил в новом своем проекте в соавторстве с художником Юрием Хариковым, художником по костюмам Анастасией Нефедовой и композитором Дмитрием Курляндским. Вместе с ними работали еще и хореограф Андрей Кузнецов-Вечеслов, а также педагог по работе с масками дель арте венецианец Алессио Нардин. Под его руководством все артисты — а в спектакле занята практически вся труппа Электротеатра — в течение года изучали пластику комедии масок.

Фото: Андрей Безукладников

Пройдя через множество испытаний в первой части, Пикоккио2 попадет в театр Манджафокко (он тоже в двух лицах, олицетворение неких великих режиссеров). Увидев здесь театр во всем его многообразии, наш герой понимает, в чем его предназначение: жить в театре, и умереть в театре. И кого только не встретит он здесь: бандитов и Небесный хор, Арлекина и Пьеро, Танцовщицу и Монашку, Короля и Козла, Королеву фей и Ангелов, и даже Нижинского. Но больше всего удивит появление в их числе Брежнева (прекрасная, пародийно сыгранная Владимиром Кореневым роль Генсека). Но несмотря на такое обилие персонажей, вторая часть проекта по зрелищности значительно уступает первой. К тому же в ней нет той цельности, что была в первой, «Пиноккио. Лес». Постановка здесь словно распадается на глазах. Смотреть это действо в течение почти пяти часов довольно утомительно. Порой остается ощущение, что эта часть вся соткана из не связанных между собой эпизодов. Хотя главную мысль режиссера понять все-таки можно — и тут невольно вспомнишь знаменитый монолог Белинского о театре: «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: