Фото с сайта «Театра на Бронной»
Популярность А.Н. Островского в современном театре можно было бы назвать феноменальной, если бы она не была легко объяснима. Быт, радости и проблемы его героев поразительным образом перекликаются с сегодняшними – словно прошли полтора года, а не столетия.
Вот и историю главной героини пьесы «Без вины виноватые» (ее премьера состоялась в Малом театре в 1884 году) можно без труда перенести в современные реалии: актриса Елена Ивановна Кручинина (Олеся Железняк) приезжает с гастролями в родной городок, где она не была 17 лет, и мучается нахлынувшими воспоминаниями об умершем там сынишке. Нищие провинциальные актеры, любовь, предательство, обман, деньги – все это по-прежнему актуально.
Видимо, поэтому режиссер Роман Самгин оставил все практически без изменений. Разве что произвел «усушку и утряску», сделав из двух второстепенных персонажей одного. Точнее, одну: на месте слуги Ивана из второй части пьесы оказалась постаревшая Аннушка (Владимира Петрик), служанка Любы Отрадиной (Лина Веселкина), как на самом деле звали когда-то Кручинину.
А еще Самгин включил в спектакль декламацию стихов. Причем наряду с Лермонтовым («Печально я гляжу на наше поколенье!») несколько раз цитируется и даже исполняется ютьюбовский хит 1997 года «Одинокая ветка сирени», не вызывая внутреннего диссонанса.
Сценография спектакля лаконична и функциональна, декорации сменяют друг друга на глазах зрителей с помощью театральной машинерии, а изящные костюмы полностью соответствуют образам. Так, весь наряд молодого актера, подкидыша без паспорта Григория Незнамова (Андро Симонишвили), одинакового фиолетового цвета, что можно трактовать как угодно. Это и цвет повышенной эмоциональности (а герой весьма экспрессивен!), и вероятная отсылка все к той же «Одинокой ветке сирени»: фиолетовый и сиреневый – кто там разберет?
В спектакле вообще чувствуется тонкая работа с цветом, что служит своего рода компенсацией общего сценического аскетизма. Например, в финальных сценах на званом ужине местного филантропа Нила Стратоныча Дудукина (Владимир Яворский) Кручинина предстает в белом одеянии и пышном белом парике, что делает ее подобной ангелу. А убеждения и поступки актрисы так и навевают эту ассоциацию – ей только крыльев и не хватает.
Спектакль и смешит (отметим сцены с Олегом Кассиным в роли вечно пьяного актера-неудачника Шмаги, друга и собутыльника Незнамова), и берет за душу (развязка трогает до слез). Безусловно, главная звезда и по роли, и по факту – Олеся Железняк, которая вдохновенно и пронзительно играет исстрадавшуюся и пришедшую к просветлению Кручинину, на что указывают традиционные для Островского говорящие фамилии (Отрадина, Кручинина, Незнамов).
И все же постановка не состоялась бы без убедительного актера, играющего самого Незнамова: Андро Симонишвили – настоящее открытие. Недавний выпускник ГИТИСа демонстрирует яркий талант, харизму и мощнейший потенциал – без пережима, не пытаясь тянуть одеяло на себя, он остается в образе даже в сценах без текста и составляет с Железняк виртуозный тандем. В его монологах чувствуется боль героя, словно артист и сам пережил все лишения и утраты.
«От счастья не умирают!» – этой фразой Кручининой заканчиваются и пьеса, и спектакль. И слава богу, потому что «Без вины виноватые» в Театре на Бронной – это три часа счастья.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…