Рецензии

Без вины виноватые: Почти классическая версия пьесы Островского

Популярность А.Н. Островского в современном театре можно было бы назвать феноменальной, если бы она не была легко объяснима. Быт, радости и проблемы его героев поразительным образом перекликаются с сегодняшними словно прошли полтора года, а не столетия.

Вот и историю главной героини пьесы «Без вины виноватые» (ее премьера состоялась в Малом театре в 1884 году) можно без труда перенести в современные реалии: актриса Елена Ивановна Кручинина (Олеся Железняк) приезжает с гастролями в родной городок, где она не была 17 лет, и мучается нахлынувшими воспоминаниями об умершем там сынишке. Нищие провинциальные актеры, любовь, предательство, обман, деньги все это по-прежнему актуально.

Видимо, поэтому режиссер Роман Самгин оставил все практически без изменений. Разве что произвел «усушку и утряску», сделав из двух второстепенных персонажей одного. Точнее, одну: на месте слуги Ивана из второй части пьесы оказалась постаревшая Аннушка (Владимира Петрик), служанка Любы Отрадиной (Лина Веселкина), как на самом деле звали когда-то Кручинину.

Фото с сайта «Театра на Бронной»

А еще Самгин включил в спектакль декламацию стихов. Причем наряду с Лермонтовым («Печально я гляжу на наше поколенье!») несколько раз цитируется и даже исполняется ютьюбовский хит 1997 года «Одинокая ветка сирени», не вызывая внутреннего диссонанса.

Сценография спектакля лаконична и функциональна, декорации сменяют друг друга на глазах зрителей с помощью театральной машинерии, а изящные костюмы полностью соответствуют образам. Так, весь наряд молодого актера, подкидыша без паспорта Григория Незнамова (Андро Симонишвили), одинакового фиолетового цвета, что можно трактовать как угодно. Это и цвет повышенной эмоциональности (а герой весьма экспрессивен!), и вероятная отсылка все к той же «Одинокой ветке сирени»: фиолетовый и сиреневый кто там разберет?

В спектакле вообще чувствуется тонкая работа с цветом, что служит своего рода компенсацией общего сценического аскетизма. Например, в финальных сценах на званом ужине местного филантропа Нила Стратоныча Дудукина (Владимир Яворский) Кручинина предстает в белом одеянии и пышном белом парике, что делает ее подобной ангелу. А убеждения и поступки актрисы так и навевают эту ассоциацию ей только крыльев и не хватает.

Фото с сайта «Театра на Бронной»

Спектакль и смешит (отметим сцены с Олегом Кассиным в роли вечно пьяного актера-неудачника Шмаги, друга и собутыльника Незнамова), и берет за душу (развязка трогает до слез). Безусловно, главная звезда и по роли, и по факту Олеся Железняк, которая вдохновенно и пронзительно играет исстрадавшуюся и пришедшую к просветлению Кручинину, на что указывают традиционные для Островского говорящие фамилии (Отрадина, Кручинина, Незнамов).

И все же постановка не состоялась бы без убедительного актера, играющего самого Незнамова: Андро Симонишвили настоящее открытие. Недавний выпускник ГИТИСа демонстрирует яркий талант, харизму и мощнейший потенциал без пережима, не пытаясь тянуть одеяло на себя, он остается в образе даже в сценах без текста и составляет с Железняк виртуозный тандем. В его монологах чувствуется боль героя, словно артист и сам пережил все лишения и утраты.

«От счастья не умирают!» этой фразой Кручининой заканчиваются и пьеса, и спектакль. И слава богу, потому что «Без вины виноватые» в Театре на Бронной это три часа счастья.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

1 час назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

3 часа назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

7 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

24 часа назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

1 день назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад