Режиссеру двух самых диких фильмов бэтменианы — «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» — Джоэлу Шумахеру то и дело доставалось на орехи от американских критиков. Зрители же любили его фильмы, в которых всего было немножко чересчур, — как все настоящее в этом мире, они были прекрасны в своем несовершенстве.
В начале 1980-х Джоэл Шумахер дебютировал сатирической фантастической комедией «Невероятно усохшая женщина» (с отсылками к классике сайфая 1950-х), затем снял веселую дичь — «Вашингтонское такси» и «Огни святого Эльма», которые сейчас можно рассматривать как альтернативу школьным фильмам Джона Хьюза. Но слава пришла к режиссеру во второй половине десятилетия — с «Пропащими ребятами» (1987) и «Коматозниками» (1990). Отработав все 1970-е художником по костюмам (в том числе в двух картинах Вуди Аллена), выпускник двух арт-колледжей Шумахер выдал два выставочных образчика стиля 1980-х.
Скрестив вампиров с байкерами в «Пропащих ребятах», он десантировал своих пижонистых монстров в уже успевшую пресытиться пестрой стилистикой MTV Америку. Как напоминание о потерянном контркультурном бунтарстве в вампирской пещере висел постер Джима Моррисона, а самих вампиров-байкеров в крутых кожаных плащах в порядке насмешки Шумахер посадил не на массивные чопперы, а на скелетообразные кросс-байки. И все это было смешно и ярко, и младший Сазерленд, зловещую харизму которого открыл именно Шумахер (хотя первые безумные искорки сверкали еще в «Останься со мной» Роба Райнера), упивался ролью плохиша так же, как это будет делать спустя 8 лет Джим Керри у него же в фильме «Бэтмен навсегда».
«Коматозники» же стали чем-то вроде тяжелого похмелья после праздника «Пропащих парней» — вряд ли вы найдете более депрессивное кино о молодежи 1980-х с разрушенными надеждами и абсолютным неверием в светлое будущее, пока в гаражах и подвалах Сиэтла подрастал гранж. С другой стороны, не увидите вы в кино и более красивой Джулии Робертс — даже в «Красотке» она до себя в «Коматозниках» не дотягивает.
Проявившаяся в «Коматозниках» «темная сторона» не раз давала себя знать и в последующих фильмах режиссера. И прежде всего это касается попыток исследовать границы человеческого безумия. Джоэл Шумахер подступил к теме в 1993-м, внезапно превратившись в Сидни Люмета в социальном триллере «С меня хватит!» (в оригинале Falling Down — падение). Это, наверное, единственный в истории кинематографа неонуар, залитый солнцем. Собственно, он весь и выстроен на противоречиях, противоположностях и лжи. Главный герой фильма продолжает как бы ходить на работу, с которой его давным-давно уволили, дорожные рабочие не столько ремонтируют дорогу, сколько создают пробку, а рейганомика спасает страну, но не отдельно взятого человека. Кино взяли в Каннский конкурс, обезумевший Майкл Дуглас с базукой стал одним из самых ярких образов социально важного кино 1990-х, но Шумахер пошел еще дальше, исследуя мрачные стороны человеческой психики.
К недокрученному, но все равно впечатляющему бэд-трипу «8 миллиметров» (а ведь Николас Кейдж, по задумке Шумахера, должен был еще и сыграть Пугало в его третьем, несостоявшемся фильме бэтменианы!) режиссер шел через… экранизации триллеров Джона Гришэма. И «Клиент» (1994), и «Время убивать» (1995) лишь сначала кажутся типовым глянцевым студийным продуктом. На деле же первый фильм стал чем-то вроде хоррор-версии «Свидетеля» с Харрисоном Фордом, а второй, лишь прикидываясь конвейерным судебным триллером, рассказывал не столько о битве двух юристов (для Мэттью МакКонахи, блестяще сыгравшего адвоката защиты, фильм стал карьерным трамплином), сколько об ужасе человеческого безумия, замешанного на расизме и ксенофобии.
В «8 миллиметрах» Джоэл Шумахер спустится вниз по кроличьей норе еще глубже, добравшись аж до снаффа. Позже, уже в нулевые, заставит каяться Колина Фаррелла в великолепной «Телефонной будке» (2002), забредет вместе с депрессивным Джимом Керри в дебри нумерологической паранойи в «Роковом числе 23» (2006) и даже докатится до мрачного (мрачнее, пожалуй, уже некуда) мистического наци-хоррора в «Кровавом ручье» (2008) с Майклом Фассбендером.
За бэтмениану Шумахера не ругал только ленивый. Его обвиняли в том, что он якобы похоронил все идеи и наработки, заложенные Тимом Бертоном в первых двух фильмах. Критики разгромили обе картины — у «Бэтмена навсегда» 39% положительных рецензий на Rotten Tomatoes, а у «Бэтмена и Робина» и вовсе 11%. К тому же в прокате фильмы тоже выступили не лучшим образом: если 100-миллионный «Бэтмен навсегда» еще как-то наскреб по всему миру $336,65 млн, то «Бэтмен и Робин» образцово провалился, собрав в мировом прокате лишь $238,2 млн при бюджете $125 млн (25 млн из них ушли на гонорар Арнольду Шварценеггеру за роль Мистера Фриза).
Но сегодня, после всех попыток Warner Bros., удачных и не очень, вдохнуть в супергероев DCEU новую жизнь, точнее, новые жизни: три разных Бэтмена за 15 лет — не шутки, на шумахеровскую бэтмениану можно — и нужно! — посмотреть под другим углом. Шумахер — кажется, первый постановщик в новейшей истории экранизаций супергеройских комиксов, которому пришлось столкнуться с проблемой перенаселения фильма персонажами один экстравагантнее другого. Будто режиссер авангардного театра, он расставлял эту толпу на сцене так, чтобы никто никого не заслонял, и в «Бэтмене навсегда» у него это получилось. Да и в не менее густонаселенном «Бэтмене и Робине» трюк в целом удался, хотя иногда трудно отделаться от ощущения, что это не столько супергеройское кино, сколько странный, онейрический бенефис Арни.
Но главное — кажется, талантливый режиссер и сценарист Джоэл Шумахер понял про Бэтмена что-то такое, что до сих пор невдомек ни Нолану, ни Снайдеру. Темный рыцарь в его фильмах — пешка в руках высших сил, которой удалось внушить мысль о ее значимости и способности принимать самостоятельные решения. Другими словами, шумахеровским Бэтменом может быть любой из нас. Эта неожиданно мрачная идея фатализма пронизывает оба фильма и забавно контрастирует с карнавальной эстетикой фрик-шоу, в которую одинаково органично вписываются и шварценеггеровский мистер Фриз (накачанный стероидами безумный Пьеро), и обтянутая латексом задница Бэтмена, и пресловутые соски на его костюме, за которые Шумахеру пришлось спустя годы принести публичные извинения. Хотя просить прощения было не за что, но в нашем мире, где многие отчего-то решили, что кто-то кому-то что-то должен, так принято. Всю вину за провал фильма режиссер взял на себя, хотя на него давили и студия, и компании по производству игрушек, не давая нормально работать.
Увы, после смерти кинорежиссера от рака, мы больше не услышим от него ни новостей о съемках нового фильма, ни извинений. Путь вниз по кроличьей норе подошел к концу. К счастью, у Джоэла Шумахера он был достаточно долгим и уж точно нескучным.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…