В сети только и разговоров, что о фильме «Бессмертный» (Sisu) – суровом боевике про финского работягу, не поделившего золото с нацистами в конце Второй мировой. Новую картину режиссера Ялмари Хеландера («Санта на продажу») вовсю сравнивают с «Джоном Уиком» и творчеством Квентина Тарантино. Рассказываем, какие сокровища действительно можно найти в «Бессмертном», а что – явная подделка.
1944 год. Мрачный финн Аатами Корпи (Йорма Томмила), покореженный войной, бросает оружие, чтобы взяться за кирку. Он ищет покоя и уединения в глуши, а еще золото – и находит. Набив сумки, Корпи едет через всю Финляндию в ближайший город, но встречает немцев, которые уже покидают страну.
Те, естественно, не могут пройти мимо сокровищ. Корпи отправляет свою собаку от греха подальше и жестоко расправляется с фашистами. На звук выстрелов приезжает подкрепление, начинается охота. С одной стороны – неуступчивый финн с киркой и мешком золота. С другой – танк, грузовик с солдатами и самоуверенный немецкий офицер (Аксель Хенни).
Как бы некоторым ни хотелось, «Бессмертный» – не «Джон Уик». Из общего у лент только жанр и фигура неубиваемого героя-мстителя. Да, еще славянский колорит пунктиром: русские прозвали Корпи Кощеем. Выйди фильм в отечественный прокат, дистрибьюторы наверняка придумали бы очередную псевдофраншизу, где брутальный финн встречается с Бабой Ягой всея Беларуси – собственно, Уиком.
Больше всего «Бессмертный» напоминает взбесившийся вестерн вроде «Омерзительной восьмерки». Место действия здесь – тоже своеобразный фронтир: бескрайние финские земли переходят из рук в руки, все воюют против всех, золото – главная добыча. Размеренное повествование периодически взрывается насилием. Ялмари Хеландеру явно интереснее нагнетать напряжение, чем пускать кровь, хотя в экшене он знает толк: схватки сняты по старинке, без модных длинных кадров, но в жестокости и изобретательности им не откажешь.
На вестерн намекает и мотив дороги. «Бессмертный» – это фильм-путешествие: финн пытается добраться до города, пока его преследуют фашисты. Перехватив сокровище, уже они бегут подальше от Корпи, за границу. Авторы используют перемещения героев по максимуму, и после просмотра хочется немедленно отправиться в Финляндию. «Бессмертный» – очень живописное кино: гордому скалистому ландшафту Лапландии позавидовал бы и Терренс Малик.
Куда эти финские дороги приведут соперников Корпи, понятно сразу. Фильм Хеландера вообще отличается завидной целостностью: герою по кличке Кощей Бессмертный нужно золото – значит, он его получит. А уж какую цену придется заплатить нацистам, укравшим сокровища, знает только кирка. Нарочито примитивный сюжет и особенно концовка могут разочаровать: ради чего все это затевалось? Но Ялмари Хеландеру есть что сказать.
Режиссер прославился двумя короткометражками про альтернативную историю Рождества – и про суровых финских парней, которые дарят нам этот праздник. Потом появился своеобразный сиквел, полнометражный дебют Ялмари «Санта на продажу» (2010), где северяне находят в толще земли языческого Санту-каннибала и возвращают людям веру в чудо. Позднее вышел сумасбродный псевдоголливудский боевик «Большая игра» (2014) с Сэмюэлем Л. Джексоном: казалось, теперь Хеландера должны были рекрутировать на Фабрику грез. Но нет: после пары сериалов режиссер вновь снял чисто финскую историю, хоть и в партнерстве с Великобританией.
«Бессмертный» рассказывает о том же, о чем и предыдущие фильмы Хеландера (кроме нарочито пародийной «Большой игры»). Только в этот раз он смыл всю мистику и иносказательность и получил самородок, в котором отражается история Финляндии XX века. Человек трудится на родной земле и однажды находит сокровище – об этом все картины режиссера. В «Бессмертном» же появляются чужаки, которые хотят все забрать, но вместо богатств в недрах Севера они находят смерть.
Насколько невыносимо пафосно это звучит в пересказе, настолько же органично выглядит в форме боевика. Вдобавок Хеландер умудряется сохранить абсурдный финский юмор: «капиталистическая» концовка – ироничное отражение того пути, по которому пошла Финляндия после Второй мировой. И все это – за полтора часа и почти без слов. Патриотическое кино может быть и таким.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…