Кино

«Бессмертный» против нацистов: Новый боевик, который сравнивают с «Джоном Уиком»

В сети только и разговоров, что о фильме «Бессмертный» (Sisu) – суровом боевике про финского работягу, не поделившего золото с нацистами в конце Второй мировой. Новую картину режиссера Ялмари Хеландера («Санта на продажу») вовсю сравнивают с «Джоном Уиком» и творчеством Квентина Тарантино. Рассказываем, какие сокровища действительно можно найти в «Бессмертном», а что – явная подделка.

1944 год. Мрачный финн Аатами Корпи (Йорма Томмила), покореженный войной, бросает оружие, чтобы взяться за кирку. Он ищет покоя и уединения в глуши, а еще золото – и находит. Набив сумки, Корпи едет через всю Финляндию в ближайший город, но встречает немцев, которые уже покидают страну.

Те, естественно, не могут пройти мимо сокровищ. Корпи отправляет свою собаку от греха подальше и жестоко расправляется с фашистами. На звук выстрелов приезжает подкрепление, начинается охота. С одной стороны – неуступчивый финн с киркой и мешком золота. С другой – танк, грузовик с солдатами и самоуверенный немецкий офицер (Аксель Хенни).

Как бы некоторым ни хотелось, «Бессмертный» – не «Джон Уик». Из общего у лент только жанр и фигура неубиваемого героя-мстителя. Да, еще славянский колорит пунктиром: русские прозвали Корпи Кощеем. Выйди фильм в отечественный прокат, дистрибьюторы наверняка придумали бы очередную псевдофраншизу, где брутальный финн встречается с Бабой Ягой всея Беларуси – собственно, Уиком.

Больше всего «Бессмертный» напоминает взбесившийся вестерн вроде «Омерзительной восьмерки». Место действия здесь – тоже своеобразный фронтир: бескрайние финские земли переходят из рук в руки, все воюют против всех, золото – главная добыча. Размеренное повествование периодически взрывается насилием. Ялмари Хеландеру явно интереснее нагнетать напряжение, чем пускать кровь, хотя в экшене он знает толк: схватки сняты по старинке, без модных длинных кадров, но в жестокости и изобретательности им не откажешь.

На вестерн намекает и мотив дороги. «Бессмертный» – это фильм-путешествие: финн пытается добраться до города, пока его преследуют фашисты. Перехватив сокровище, уже они бегут подальше от Корпи, за границу. Авторы используют перемещения героев по максимуму, и после просмотра хочется немедленно отправиться в Финляндию. «Бессмертный» – очень живописное кино: гордому скалистому ландшафту Лапландии позавидовал бы и Терренс Малик.

Куда эти финские дороги приведут соперников Корпи, понятно сразу. Фильм Хеландера вообще отличается завидной целостностью: герою по кличке Кощей Бессмертный нужно золото – значит, он его получит. А уж какую цену придется заплатить нацистам, укравшим сокровища, знает только кирка. Нарочито примитивный сюжет и особенно концовка могут разочаровать: ради чего все это затевалось? Но Ялмари Хеландеру есть что сказать.

Режиссер прославился двумя короткометражками про альтернативную историю Рождества – и про суровых финских парней, которые дарят нам этот праздник. Потом появился своеобразный сиквел, полнометражный дебют Ялмари «Санта на продажу» (2010), где северяне находят в толще земли языческого Санту-каннибала и возвращают людям веру в чудо. Позднее вышел сумасбродный псевдоголливудский боевик «Большая игра» (2014) с Сэмюэлем Л. Джексоном: казалось, теперь Хеландера должны были рекрутировать на Фабрику грез. Но нет: после пары сериалов режиссер вновь снял чисто финскую историю, хоть и в партнерстве с Великобританией.

«Бессмертный» рассказывает о том же, о чем и предыдущие фильмы Хеландера (кроме нарочито пародийной «Большой игры»). Только в этот раз он смыл всю мистику и иносказательность и получил самородок, в котором отражается история Финляндии XX века. Человек трудится на родной земле и однажды находит сокровище – об этом все картины режиссера. В «Бессмертном» же появляются чужаки, которые хотят все забрать, но вместо богатств в недрах Севера они находят смерть.

Насколько невыносимо пафосно это звучит в пересказе, настолько же органично выглядит в форме боевика. Вдобавок Хеландер умудряется сохранить абсурдный финский юмор: «капиталистическая» концовка – ироничное отражение того пути, по которому пошла Финляндия после Второй мировой. И все это – за полтора часа и почти без слов. Патриотическое кино может быть и таким.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Орудия»: Амбициозный жанровый аттракцион, не способный взмыть ввысь

Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…

3 часа назад

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

17 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

23 часа назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

1 день назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

2 дня назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

2 дня назад