Бертран Блие. Фото: ТАСС
«Смерть – великий момент в жизни, и мы должны относиться к ней именно так. В моем фильме «Отбивные» Смерть – это женщина, ее играет Катрин Ижель, и ее можно потрогать за задницу. Считаю ли я, что, потрогав Смерть за задницу, можно выпросить для себя чуть больше драгоценного времени? Конечно, да, потому что ей это нравится», – из интервью с Бертраном Блие 2003 года.
Умер Бертран Блие, возможно, не самый великий из французских режиссеров, о котором серьезные критики говорили как-то вскользь. Который никогда – ни в 1970-е, ни в 1980-е, и уж тем более сейчас, не вписывался ни в какие стили, направления и модные тренды. Он и сам искренне удивлялся своему успеху. Отказался от совместного проекта с Копполой, потому что посчитал, что это не всерьез, а про «Оскар», полученный им за картину «Приготовьте ваши носовые платки» (1977), говорил так: «Ну, это потому что Бергман в тот год не выдвинул свою «Осеннюю сонату».
Он был счастливчиком – снимал фильмы только про то, что его интересовало, а интересовало его женское удовольствие, в самом прямом смысле этого слова. Но в отличие от, например, картин Тинто Брасса, физиология не являлась его главной темой – в конце концов, у женщин все начинается в голове.
В современной оптике его самый знаменитый фильм «Вальсирующие» (1974) выглядит сейчас еще большей провокацией, чем в год своей премьеры. Сплошной мужской шовинизм, абьюз и объективация женщины. Но двое главных героев (Жерар Депардье и Патрик Девэр), оставшись без своей спутницы (Миу-Миу), в растерянности ждут у ворот женской тюрьмы хоть кого-то, кого они могут осчастливить. В этом их мужское предназначение, без которого они себя не мыслят.
«Приготовьте ваши носовые платки» (1977) – о, это искусство красивых названий! – история о неудовлетворенной женщине, которой для полного счастья не хватает еще одного мужчины. Вообще, Блие часто использовал ситуацию «менаж-а-труа» – его экранные альфа-самцы были в действительности настолько не уверены в себе, что предпочитали ходить по двое. Та же самая история в «Вечернем платье» (1986), куда снова, после «Вальсирующих», вернулись Депардье и Миу-Миу.
Блие не только исследовал женскую и мужскую сексуальность, он занимался деконструкцией идей, самых разных – свободной любви, буржуазного семейного счастья, канонов красоты, женской жертвенности. Он показывал, что единой нормы для всех не существует: можно иметь красавицу жену, но влюбиться в толстушку средних лет («Слишком красивая для тебя», 1989), быть проституткой и при этом жертвой мужчины («Мой мужчина», 1996), тяготиться желанной свободой («Вечернее платье», 1986) и иметь десятки женщин, совершенно их не понимая («Вальсирующие»). Для Блие секс – это лишь доходчивый способ показать все это.
В разгар движения #MeToo Блие опубликовал статью «Не отменяйте Жерара Депардье» в защиту своего любимого актера, вызвавшую фурор у почитателей новой сексуальной нормы. Но ведь, как мы помним, единой нормы для режиссера не существовало. Зато он был верен, и прежде всего Депардье, с которым его связывало полвека дружбы.
А еще «Вальсирующие» были одним из первых фильмов 20-летней Юзабель Юппер. Не появись она в нем, не было бы, скорее всего, ни «Пианистки» (2001), ни других ее картин, в которых боялись играть другие актрисы. Кажется, так раскрывать талант актеров умел только Бертран Блие, показывая им собственное бесстрашие и видя в обнаженном теле красоту – не только явную, но и скрытую.
Экспресс-рецензия на «Балерину» звучит ровно так же, как и на предыдущие части экшен-франшизы про неубиваемого киллера с лицом Киану Ривза.…
Итан Хант должен спасти мир. Прямо вообще весь мир. Потому что взбесившийся искусственный интеллект задумал уничтожить человечество. Ну вы знаете…
Владимир Машков поставил спектакль «В списках не значился» в Театре Олега Табакова (в этом сезоне все постановки проходят на сцене…
На большие экраны выходит драма «Самозванцы», премьера которой состоялась в одной из конкурсных программ 47-го ММКФ. Ее широкий релиз формально…
Кинопродюсер Мэтт Ремик живет свою лучшую жизнь. Он – идеалист, карьерист и синефил, боготворящий режиссеров и кинозвезд. Верит в исключительное…
Композитор Евгений Дога, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР, скончался в возрасте 88 лет в Кишеневе. Причина смерти,…