Подобно холодному февральскому Берлину, сам Берлинале – как минимум его основной конкурс – зачастую бывает строг, суров и убийственно серьезен. Тем ярче на фоне хмурых социально значимых лент выделяются необычные самородки, пускай для ознакомления с ними и приходится порой залезать в параллельные программы.
Француз Квентин Дюпье – один из немногих современных режиссеров, чьи фильмы не вписываются в классические жанровые рамки. И совершенно неясно, чего от этих фильмов можно ожидать. Когда в одной картине спятившая покрышка превращается в маньяка, а в другой замшевая куртка подстрекает хозяина убивать людей, поневоле задаешься вопросом: чем еще поразит нас этот Дюпье, неугомонный глашатай абсурда? Что ж, в его рукавах, судя по всему, припрятано немало козырей.
Один из них – лента «Невероятно, но факт» из секции Berlinale Special. И начинается она в духе подавляющего большинства современных ширпотребных хорроров: семейная чета заселяется в новый дом, в подвале которого притаилась некая чертовщина. Впрочем, чертовщина становится для супругов приятным сюрпризом: благодаря загадочному подземному ходу они открывают уникальный секрет омоложения. Сиганешь в люк – и тут же станешь на три дня моложе. Правда, заодно переместишься во времени на несколько часов вперед.
Жаль, что главе жюри Берлинале М. Найту Шьямалану не придется оценивать «Невероятно, но факт». В его недавнем «Времени» герои столкнулись ровно с противоположной дилеммой, попав на пляж, где все стремительно стареют. Но если «Время» вышло унылой, тягомотной, донельзя траурной пародией на само понятие хорошего вкуса, то Дюпье ловко жонглирует сюрреализмом и вполне адекватными размышлениями о жизни, которая, цитируя Джона Леннона, медленно проходит, пока ты занят иными делами. Все это удовольствие длится каких-то 74 минуты – об усталости и не помышляешь. Зато насладиться бронебойным юмором и нетривиальной режиссерской подачей успеваешь сполна.
Документалист Ульрих Зайдль мастерски препарирует человеческие души, по полочкам раскладывая узнаваемые чаяния, мечты и одержимости. Будь то стремление вступить наконец в нормальные отношения («Рай: Надежда») или найти партнера для сексуальных утех («Рай: Любовь»). Герой «Римини» по имени Ричи Браво (Михаэль Томас), дешевый щеголь в шубе из тюленьей кожи, на первый взгляд просто плывет по течению. Торчит в зимнем Римини, заснеженном и туманном курорте, услаждает уши пенсионеров старенькими шлягерами (когда-то он был известным певцом), порой делит ложе с фанатками и изрядно закладывает за воротник.
Но и этого неприглядного, казалось бы, человека терзает масса вполне понятных проблем. Его мать умирает. Взрослая дочь осаждает нерадивого Ричи, бросившего их с матерью, требованиями солидных денежных выплат. Постепенно бедолага осознает, сколь жалкое существование вынужден влачить, и пытается все исправить, пока не стало слишком поздно.
В отличие от Дюпье, Зайдль – участник основного конкурса Берлинале. И априори один из фаворитов: в его ленте есть все, чтобы и соответствовать повестке, и возвышаться над ней. Проблемы иммиграции и проституции неразрывно связаны с драмой конкретного персонажа, невезучего и никому не нужного, который вопреки всему заслуживает право на прощение. Или хотя бы на понимание. «Римини» безжалостен, мрачен, но удивительным образом нежен, чуток и поэтичен. Кино сложных контрастов и завидной внутренней силы – если не убьет, то обязательно исцелит.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…