Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Театр > Свет на фоне тьмы

Свет на фоне тьмы

19 августа 2019 /
Свет на фоне тьмы

Основанный на историческом материале спектакль, в котором поднимается едва ли не самый важный для нашей страны вопрос: какой правитель ей нужен.

Почти десять лет идет в Театре имени Моссовета спектакль «Царство отца и сына», и при этом зал всегда полон. И это уже повод разобраться, в чем причина такого успеха. Главных причин, пожалуй, три. Во-первых, интерес к самой теме: какой правитель нужен нам, России, стране особенной? Вопрос, который не перестает задавать себе едва ли не каждый. Причина вторая – материал, проверенная временем классика, и форма, в которую режиссер облек этот материал. Режиссер-постановщик Юрий Еремин представил свою версию исторических пьес, взяв за основу две драмы А.К.Толстого «Смерть Ивана Грозного» и «Царь Федор Иоаннович». И противопоставил в своем спектакле два способа управления государством российским.

Если один правитель, Иван Грозный – царь-деспот, жесткий диктатор, то второй, его сын Федор Иоаннович , можно сказать царь-либерал, хотя и в силу особенности личности. Как известно, его называли Федор Блаженный. Своей постановкой режиссер ответа на Главный вопрос так и не даст, но поразмышлять над ним в очередной раз заставит. До сих пор сама наша страна не может решить, в чем же у нее большая потребность и надобность: в жестком правлении как при Иване Грозном, или в либеральной демократии, какую пытался привнести его сын Федор Иоаннович.

На этом противопоставлении построено и сценическое решение спектакля, автором которого стал сам режиссер. Первое отделение, «Отец», решено исключительно в черном цвете. Декорации минималистичны, и этим режиссер словно подчеркивает вневременность происходящего. Черный цвет словно дает понять зрителям, что этот правитель «царь тьмы», а власть вообще это всегда царство темных энергий. Из черных тканей сшиты и костюмы всех героев, включая мантию царя и даже шапку Мономаха (художник Виктория Севрюкова).

Единственный «современный» элемент сценографии – видеоэкран в глубине сцены, на котором только переменчивое небо, словно отражающее происходящие события. Что придает постановке зрелищности и эмоциональности, так это музыкальное оформление (Матвей Костолевский) и безупречное световое решение. Спектакль начинается с собрания бояр, которым Иван Грозный поручил выбрать нового правителя земли русской. Сам он решил оставить престол, терзаемый муками совести после убийства старшего сына. Понятно, что бояре достойной замены своему правителю не находят, царь возвращается на престол.

Показан один из самых сложных периодов правления Ивана Грозного с поражениями в войнах, с неразберихой в его личной жизни. Зрителям в течение двух часов – именно столько длится первое отделение – придется вслушиваться в произносимые артистами тексты, поскольку никакого действия на сцене практически не происходит. В роли царя Иоанна IV довелось увидеть в спектакле Дмитрия Щербину. Любители кино запомнили его по ролям в фильмах «Барышня крестьянка», «Адмирал» и караоке-комедии Жоры Крыжовникова «Самый лучший день». Для роли Ивана Грозного ему явно не хватает мощи, так что в целом созданный им образ грозного царя не кажется убедительным.

Из всего его окружения самым достоверным получился Борис Годунов (безусловная удача артиста Валерия Яременко). Он сумел показать личность, которой судьбой было уготовано стать правителем. Запоминается колоритный артист Анатолий Васильев в роли Ивана Шуйского. И еще Олег Кузнецов в роли купца Красильникова. Остальным артистам создать запоминающиеся своей индивидуальностью образы, признаться, не удалось. Бояре воспринимаются скорее как массовка. Впрочем, другой массовки в спектакле попросту нет. Так что в целом спектаклю не хватает масштабности. Впрочем, именно так, видимо, и было задумано режиссером. Тот самый случай, когда главным на сцене должно быть Слово. Но ведь зрителю нужна еще и игра артистов. В полной мере это реализует Виктор Сухоруков во второй части спектакля под названием «Сын». Именно он та третья причина, привлекающая зрителей на этот спектакль. Как известно, сегодня зрители в театр зачастую идут «на имена». В случае с «Царством отца и сына» многие идут на Виктора Сухорукова. Десять лет назад он впервые вышел на сцену Театра имени Моссовета именно в этой роли, но в качестве пригашенного артиста. Теперь Виктор Сухоруков ведущий артист этого театра, а роль Федора Иоанновича, безусловно, одна из вершин его актерского мастерства.

Во второй части все герои предстают в белых одеждах, но при этом все в тех же декорациях черного цвета. Есть в этом некая прямолинейность, с одной стороны. С другой – даже самый яркий белый свет виден лишь на фоне тьмы. Царь Федор Виктора Сухорукова — это посланник того самого Света, куда уходят души праведников. Не зря он и в историю вошел как Блаженный и даже был причислен к лику святых. Таким его и увидел, и сыграл артист. Даже слово «сыграл» здесь не подходит, так органичен он в этом образе, просто живет на сцене жизнью большого ребенка, озорного, искреннего, чистого, борца за правду и справедливость, за мир и согласие, которые по его представлениям и должны царить в этом мире. Быть правителем для него тяжкая повинность. Словно между делом ставит он свою царскую печать на указах, которые преподносит ему Борис Годунов, взявший на себя бразды управления государством.

Сам же Федор Иоаннович не только не дорожит престолом, а даже готов в любой момент от него отречься. В нем, кажется, нет ни одной черты, доставшейся в наследство от жестокого и кровожадного отца. Однако, как признался в одном из интервью Виктор Сухоруков, голос крови в нем все-таки дает о себе знать: «Мы с режиссером Ереминым хотели реализовать поговорку “Яблоко от яблони недалеко падает”, оставили в Федоре “голос крови” отца, Ивана Грозного. У нас есть сцена, которую обычно выбрасывали, вымарывали из пьесы, когда меня моет жена Ирина. В этой сцене в моем герое, в этом тишайшем, в этом уютном, богомольном человеке вдруг вырывается страсть отца».

В целом же сын Грозного, в отличие от отца, абсолютно счастлив в браке с любимой женщиной, сестрой Бориса Годунова. Актриса Екатерина Гусева в этой немногословной роли Ирины создала образ заботливой жены-матери по отношению к своему любимому мужу -ребенку. Казалось бы, имея над ним такую власть, данную его любовью, она может как угодно им манипулировать. Но Ирина ограждает и даже защищает мужа и царя и от докучливых просителей, и от бояр, и даже от своего родного властного брата Бориса.

И вот еще одна важная тема этого спектакля, наводящая на размышления — любовь. То есть ее наличие или отсутствие в жизни, особенно если человек этот правитель, царь. Иван Грозный, может, потому и жен менял, пытаясь обрести настоящую любовь. Но так ее и не нашел. Сердце его с годами все больше ожесточалось. А может, в самой душе его любовь не была заложена? И он уже пришел в этот мир «царем тьмы»? Нет и на этот вопрос ответа. В отличие от отца сын не мог не обрести любви, поскольку сам был ее воплощением. Он царь Света. Когда есть любовь, все блага мира перед ней померкнут, и никакая власть или богатство не смогут ее заменить. И если с этими мыслями зрители уходят со спектакля «Царство отца и сына», то можно только порадоваться: какой прочный фундамент заложили в устройство общества своим спектаклем его создатели.

Если же углубится в тему правления на Руси, то кем и зачем послан в тот или иной исторический период именно такой правитель – вопрос открытый. Видимо, есть в этом некая высшая воля, провидение. Ведь Иван Грозный остался в истории не только как царь жестокий и кровожадный, но еще и как мудрый правитель, царь-реформатор, хотя и сосредоточивший в своих руках всю власть. Да, он вел многочисленные войны, в которых было много поражений, но были и победы. К завершению его царствования Россия значительно разрослась и стала по размеру больше всей остальной Европы. А время правления царя Федора Иоанновича, последнего из рода Рюриковичей, не отмечено активными делами. Да, были построены башни и стены Белого города, а известный литейщик Андрей Чохов отлил Царь-пушку. Знаменательным же событием стало учреждение патриаршества в России в 1589 году. Первым патриархом стал Иов, с титулом «Святейший Патриарх царствующего града Москвы и всего Российского царствия».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: