Интервью с режиссером, сценаристом, продюсером – о документальном и игровом кино, подростковых проблемах и новых проектах.
Долгое время Оксана Барковская была известна как документалист и автор телепрограмм для самых разных зрителей. В ее профессиональном портфолио более сотни проектов, получивших признание в России и за рубежом. Но оказалось, что не всякую историю можно показать в документальном кино. И чтобы рассказывать обо всем, что ее волнует, режиссер решила снимать игровые фильмы и сериалы. Сейчас популярность набирает «Плакса» по сценарию Барковской, а самым нашумевшим стал сериал «Новенькие». О том, как этот фильм создавался, о чем нужно разговаривать с детьми и какие новые проекты нас ждут, «КиноРепортер» и поговорил с Оксаной.
«Новенький» – один из немногих современных проектов, затрагивающих одновременно несколько актуальных тем, включая буллинг и абьюз. Почему вы решили посвятить свой художественный дебют именно подростковым проблемам?
— Это не совсем мой художественный дебют. Первым был дипломный фильм «Зайку бросила». Он тоже основан на реальных событиях. Это история семьи, в которой растет мальчик с аутизмом. Картина получила большое количество наград на различных российских и международных фестивалях и была отмечена критиками. Если можно сказать, что остро социальный проект вообще может иметь успех, то «Зайку бросила» свой успех получил.
Но мне было очень важно сделать кино о подростках, потому что в России просто не было подобного контента. Сейчас он пытается появится – не могу сказать, что с таким же успехом как у «Новенького», но тем не менее хорошо, что это уже есть. Я считаю, такие фильмы очень важны, потому что наши подростки должны смотреть не только зарубежное кино, подсматривая «а как у них?», а решать свои проблемы, которые происходят непосредственно в российской школе, в российском дворе. Нужно было сделать проект, который даст возможность подросткам ответить на вопросы, которые их очень тревожат.
«Новенький» основан на реальных событиях, и это, безусловно, вызывает больший отклик у аудитории, чем вымышленный сюжет…
— Да, в каждом сезоне – компиляция нескольких реальных историй, которые затрагивают ту или иную проблему. В первом сезоне – буллинг, во втором – абьюз, в третьем – выбор жизненного пути. Четвертый сезон посвящен детским травмам, которые есть у каждого из нас. Мы решили показать класс, в котором растут разные дети – из разных семей, с разной генетикой, разными семейными, культурными кодами. И как они могут вместе существовать, дружить или не общаться.
Показали, что происходит в среднестатистической российской школе. Практически все дети и родители на фокус-группах говорят: «Нам нравится «Новенький», потому что это о нашей семье», «Это о наших детях», «о моих учителях», «о моих родителях», «о моих друзьях»… Поэтому больше 100 миллионов просмотров в совокупности, поэтому такой успех и такая большая фанатская база у сериала.
Вы с самого начала хотели переложить документальную историю на художественные рельсы?
— На самом деле, у меня больше 100 документальных проектов и больше 20 из них отмечены международными и российскими наградами. Изначально, когда я пришла учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров к мастеру Владимиру Ивановичу Хотиненко, он спросил меня: «Почему ты решила перейти из документального кино в игровое?» Я не могу сказать, что сделала абсолютный переход.
Думаю, что в моей жизни еще будет документалистика. Я ее люблю и буду снимать, если появится тема, которая меня серьезно зацепит. У меня счастливая карьера документалиста – я никогда не снимала о том, что мне не интересно. И когда я снимаю игровой фильм, я беру реальную историю и перевожу ее на киноязык, потому что, к сожалению, не всякое документальное кино можно снять, не все можно показать. Получается, что это моя личная режиссерская формула.
В сериале закономерно много юных артистов. Каково работать с молодыми актерами и актрисами? Быстро нашли общий язык или вам все же пришлось к ним притираться и завоевывать доверие и уважение?
— Мне очень хорошо и комфортно работать с юными ребятами, у меня дети такого же возраста. Со своими собственными детьми у меня прекрасный контакт, потому что я с ними дружу с самого их рождения и многому сама у них учусь. Не могу сказать, что к актерам отношусь как к своим детям, но для меня они находятся в данный момент в зоне моей ответственности. Кроме того, что они должны классно отработать и мы вместе должны сделать отличную историю, я знаю о каждом моем актере, наверное, немножечко больше, чем нужно знать режиссеру. Но это очень помогает в работе, когда они рассказывают мне о какой-то проблеме, я специально пишу монолог для того или иного героя, чтобы он смог прожить свою эмоцию, свою боль на площадке. Это такая кинотерапия. Вот поэтому, мне очень классно и легко с ними творить. Все происходит очень органично.
Зрители несколько лет наблюдали за трансформацией их любимых персонажей. А как сами исполнители изменились за время работы над «Новеньким»?
— Актеры очень изменились за эти три с половиной года. Ко мне они пришли совсем «котятами-утятами», некоторым было 16–17 лет, когда мы начали работать, а сейчас это уже такие повзрослевшие люди, студенты. У некоторых из них, например, у Лизы Запорожец, актерская карьера стремительно полетела вверх. По большому счету, Глеба Калюжного заметили и стали активно снимать после «Новенького». Сейчас он один из самых востребованных молодых актеров в России. Так что, да, они очень серьезно растут и с профессиональной точки зрения, и с человеческой. Я ими очень горжусь, любуюсь. Для меня они родные, близкие ребятки.
Как ваш журналистский опыт пригодился при работе над сериалами?
— Журналистский опыт, несомненно, необходим. Каждого своего актера я интервьюирую перед тем, как мы входим на съемочную площадку. Мне очень важно знать, что у него внутри, чем наполнен артист. Мне не нравится подход некоторых режиссеров: «Ты актер, ты пустой, я тебя буду наполнять». Это неправильно, на мой взгляд. У каждого человека есть огромное количество внутреннего, личного, прекрасного, что можно органично вписать в фильм. Думаю, что именно поэтому многие зрители «Новенького» говорят, что у нас такое точное попадание в актеров. Часто события из их жизни схожи с теми, что они проживают на экране.
У вас двое детей – дочка Елизавета и сын Игорь. Сталкивались ли когда-нибудь они со школьным буллингом или другими подростковыми проблемами?
— У меня прекрасные дети. Не могу сказать, что они сталкивались со школьными проблемами, но у них первые 6–7 лет в классах были дети, которые и буллили, и абьюзили. Потом дети перешли в замечательную школу, которая для меня является образцом. Я сама сменила 7 школ и все их вспоминаю с ужасом, а иногда даже с ненавистью.
Что касается каких-то проблем переходного возраста – да, все было, как во всех нормальных семьях. Конечно, мы это вместе переживали, проговаривали, общались с психологами. Сейчас Лизе 18 лет, а Игорю – 19. У нас абсолютное доверие и мы точно знаем: если быть честным по отношению друг к другу, уважать друг друга, беречь, то все можно решить. Я говорю и своим детям, и своим актерам: «Кроме смерти все можно изменить, все можно исправить».
Какой совет вы можете дать родителям, которые не знают, как обсудить со своими детьми эти темы?
— Просто нужно не бояться говорить со своими детьми. Сейчас в рамках инфотура с сериалом «Плакса», где я и Ирина Гурьянова – сценаристы, многие дети обращаются к нам со своими проблемами. Я спрашиваю: «Вы вообще с родителями своими разговариваете?» – «Нет, родители с нами не говорят». А надо со своим ребенком говорить и относиться к нему с огромным уважением как личности. А не как к человеку, которого вы родили для того, чтобы он вам когда-нибудь принес стакан воды.
Возвращаясь к «Новенькому». Каждый сезон завершается своеобразным послесловием, в котором ключевую проблему обсуждают члены съемочной группы, эксперты, психологи.
— Все сценарии наших проектов вычитывают психологи и если эксперт говорит, что эту тему трогать не надо, потому что эта тема так или иначе может кого-то на что-то спровоцировать, то мы убираем целые эпизоды для того, чтобы никого из детей или взрослых не спровоцировать на какую-то нехорошую историю.
По вашему мнению, родителям следует следить за психологическим состоянием ребенка?
— Психологи нужны обязательно, обращаться к ним не стыдно. Но это должна быть не популярная беллетристика, которая продается во всех книжных, а настоящий клинический психолог, специалист по детским или подростковым проблемам. Ментальное здоровье – это то, на что нужно обращать внимание. На физическое здоровье – разумеется, тоже. Но, как мы знаем, очень многие проблемы идут из головы.
Подростковые проблемы разных поколений – одновременно и похожи, и отличаются друг от друга. Какие, по вашему мнению, проблемы вскрыл массовый уход общества в цифровое пространство?
— Самая основная проблема – мы перестали общаться, каждый ушел в свой маленький виртуальный мир, и он заменил реальный. И, к сожалению, очень многие проблемы ушли туда же – в это цифровое пространство. Проблемы, которые можно было бы решить, если проговорить с ребенком. Но он остается с ними один на один или обсуждают с какими-то своими виртуальными друзьями, с тем самым миром, куда он уходит, когда берет в руки гаджет. Природа нас наделила тем, чем не обладает ни одно живое существо – мы умеем говорить, умеем слушать, через слова выражать свои чувства и эмоции, рассказывать о своих проблемах и о своих радостях. Поэтому нужно это делать, не стоит стесняться.
Вы активно работаете над многосерийными проектами. А если у вас желание заняться полным метром? И какой теме вы бы хотели его посвятить?
— Да, в активной работе у меня всегда много проектов. Сейчас мы готовим очень классный сериал «Песок». Надеюсь, что в следующем году он станет знаковым для подростков. А еще «Стекло» и спин-офф «Новеньких». Конечно, я хочу снять и полнометражное кино. У меня есть две важные темы. Первая – рассказ о взрослой женщине, которая родилась и выросла изначально хорошей, но потом жизнь сделала ее плохой. Это грустная история и остросоциальная – она связана с ребенком из детского дома. Вторая – очень личная история моих родителей. Отец был много лет в Афганистане военным советником. Мама была с ним. Там с ними произошла одна личная драма, которая изменила жизнь многих. А я очень хочу об этом рассказать.
Все проекты – и документальные, и игровые – я делаю только, если они действительно могут изменить чью-то жизнь. Они все социальные, с какими-то очень важными темами. Если у меня есть возможность до кого-то достучаться через экран, я эту возможность буду использовать. Иначе творчество бессмысленно.
Комментарии