Молодой надзиратель Константин Волков (Иван Янковский) переводится в тюрьму особого назначения, расположенную где-то на Камчатке. Городок, затерянный среди снежных сопок, пытается пережить 1996 год. Мораторий на смертную казнь еще не введен, бандиты регулярно устраивают пьяные разгулы, практически на любой работе платят копейки, а в магазинах – сплошной дефицит. Страна развалилась пять лет назад, а люди так и остались на распутье: кто-то до последнего держится за прежние установки, игнорируя не только объективную реальность, но и страдания близких, а кто-то наплевал на принципы, чтобы устроить свою жизнь.
Перед моральным выбором оказываются и новые сослуживцы Кости. Тюремный врач Петр Андреевич (Леонид Тележинский) вытаскивает пули из братков, чтобы заработать лишнюю копейку. Прокурор Андрей (Дмитрий Сумин) оказывается на грани развода с женой Катей (Карина Александрова), которая откровенно играет его чувствами, чтобы добиться желаемого. Надзиратель Саша Рыбкин (Эльдар Калимулин) сталкивается с тем, что его невесту Наташу (Мила Ершова) насилуют прямо накануне свадьбы.
Шанс начать новую жизнь у всех них появляется после разработки гениального бизнес-плана – отдавать осужденных насильников и убийц в руки тех, кто пострадал от их преступлений.
Сценаристка Анна Козлова широкими мазками рисует мир, в котором манипуляции берут верх над человеколюбием, а страх, ярость и собственное бессилие вымещаются на жертве, а не агрессоре. Способов справиться с поголовным разочарованием тоже немного. По сути, всего два – агрессия и эскапизм. Кроме того, нищета и бесперспективная рутина обостряют конфликт отцов и детей, зачастую вынужденных ютиться на одной жилплощади. В замкнутом пространстве воронка насилия раскручивается еще сильнее, приобретая – и это, пожалуй, самое страшное – будничные черты.
В мире, где царит хаос, переход личных границ уже не вызывает удивления. И разумеется, это приводит к появлению тех, для кого любая граница не более чем помеха на пути к вожделенной цели.
На фоне остальных героев, о жизни которых зритель получает весьма красочное представление, выделяется Волков. Он рационален, проницателен и уверен в собственной правоте. Эта непоколебимость притягивает, хотя из всех героев именно Костя выглядит самым непредсказуемым – его правильные, утешительные слова резко контрастируют с отточенностью действий. Кроме того, о нем практически ничего не известно: на вопрос о малой родине герой иронично отмахивается, а его супруга Нина (Дарья Котрелева) ведет себя не просто робко, а зашуганно.
Вообще внимание к деталям, из которых складывается картина происходящего, – сильная сторона «Аутсорса». Речь идет и о неслучайных репликах, помогающих понять расклад сил, и о визуальных находках. Неправдоподобным кажется разве что расточительность молодых героев – сложно представить, что в условиях тотального дефицита они будут разбрасываться сигаретами и алкоголем, пусть и в сердцах.
При этом «Аутсорс», активно оперирующий стилистическими элементами из времен не столь далеких, не хочется называть очередным проектом на тему 1990-х. На первый план здесь выходят именно человеческие характеры, подсвеченные узнаваемым антуражем, но не преобразованные им. В конце концов, нельзя стать хуже, чем ты уже есть.
Лихие времена вытягивают из людей самые отвратительные черты, и эту трансформацию, вызванную искаженным восприятием, усугубляет близость к осязаемой тьме: даже узаконенное право на насилие разрушительно влияет на психику тех, кто имеет с ним непосредственный контакт. Не просто так Петр Алексеевич, говоря о собственном распутстве, начинает со сравнения с маньяком. Потом, правда, добавляет, что он не такой. Но если ты позиционируешь себя через подобную связку – это не просто звоночек, это набат.
При столь непростых вводных создателям удалось найти нужный баланс, не перебарщивая с негативом. В «Аутсорсе» хватает жестких эпизодов – начать хотя бы с того, что здесь почти стерта ценность не только чужой, но порой и собственной жизни. Однако при душераздирающей боли, которую транслируют герои, и мастерском поддержании саспенса неожиданно находится место и для черной комедии. Тот самый случай, когда абсурдность происходящего отчетливо видна со стороны.
Ярчайший пример – ратующий за гуманизм Костя с дробовиком наперевес. Или неловкое молчание при голосовании, когда героям предстоит наступить на горло собственным принципам. Авторский прием таким образом оправдан: внутри ситуации ощущаются только растерянность и ужас, в которых очень легко потеряться.
Определенным контрапунктом работают и безмятежные кадры города: большая часть событий разворачивается при свете дня. Что, к слову, является хорошей иллюстрацией неотвратимости последствий. Новый день все равно наступит, вопрос лишь в том, что он принесет.
Пока что громкое звание самого ожидаемого сериала года «Аутсорс» оправдывает. Во-первых, у проекта блестящая команда, включая непосредственных создателей (режиссер Душан Глигоров только что получил «Золотого орла» за «Трассу») и актеров. Во-вторых, потенциал сценария явно рассчитан на долгую дистанцию, учитывая количество заложенных в него сюжетных крючков, запутанных отношений и мастерской подмены понятий, которой герои не гнушаются. Моральная амбивалентность и критические обстоятельства – а шаг в бездну герои уже сделали, дружно взявшись за руки, – также обещают немало ярких впечатлений.
В-третьих, это максимально зрительский проект с точки зрения стилистики. Прослеживаются, например, отсылки к хитам вроде «Чикатило», «Фишера» (проскакивает и фирменное «шо») и даже финчеровского «Охотника за разумом». Беспроигрышным вариантом оказывается и музыка Генделя, которая одновременно подчеркивает драматический накал и позволяет репликам, поданным с намеренной демонстративностью, звучать не так высокопарно.
Космос, манящая даль…Человечество десятилетиями пытается освоить хотя бы скромный его уголок, доступный нам благодаря текущему состоянию науки, пока киноделы представляют…
25 лет назад мир увидел скандальную экранизацию не менее скандального романа Брета Истона Эллиса. Постмодернистский бестселлер «Американский психопат», заклеванный феминистками…
Пожилая богатая дама завещает все свое немалое имущество двум взрослым дочерям, отягощенным проблемами на личном фронте, и юному внуку, вечно…
Фильм «Батя 2. Дед», который вторую неделю удерживает лидерство в отечественном прокате, перешагнул отметку в миллиард рублей сборов. Для этого…
Нейт Кейн – типичный ботан-интроверт. Днем он – кроткий помощник банковского менеджера. В остальное время он ведет уединенное существование без…
На днях 35 лет исполнилось актрисе, за свою жизнь получившей невообразимое количество критики и тем не менее сумевшей удержаться на…