Кино

«Артек. Сквозь столетия»: Почитай предков своих

Митя Неверовский мечтает о карьере рэпера. Юноша вовсю готовится к своему первому большому выступлению – ему выпала возможность стать частью праздничного концерта на «Артек-Арене». Только вот родители не разделяют музыкального энтузиазма сына. Да и вдобавок папа и мама Мити обеспокоены, что тот неуважительно относится к своим предкам, чья история неразрывно связана со знаменитым детским лагерем. В «Артеке» герой знакомится с вожатым Птичкиным, одержимым идеей занять должность директора. Вместе они загадывают свои желания у волшебного дерева и перемещаются в прошлое, где их действия приводят к катастрофическим последствиям. Теперь Митя и Птичкин должны исправить ошибки, чтобы восстановить ход истории.

Первая часть «Артека», судя по сборам, очень понравилась российскому зрителю. И режиссеры Карен Захаров и Армен Ананикян решили не затягивать с продолжением истории о перевоспитании молодежи посредством «дерева времени». Но на этот раз вместо нескольких отдельных сюжетов, которые в оригинале порой рассеивали внимание аудитории, авторы сосредоточились исключительно на одном герое и его трансформации (если не считать сюжетную линию с Птичкиным). Что, разумеется, только пошло фильму на пользу. Дуэт подростка и взрослого в данных обстоятельствах воспринимается намного органичнее и весомее, а неизбежный конфликт поколений между героями выступает как дополнительный элемент комедии.

Но с юмором в сиквеле «Артека» все не так однозначно. На позиции главного комедийного двигателя Михаила Галустяна (его герой появился в фильме в камео) заменил бывший участник «Уральских пельменей» Роман Постовалов. Актер обратился к тому же образу, которым он запомнился и полюбился поклонникам юмористического коллектива. Слегка неуклюжий, заносчивый, но весьма харизматичный плут, который в нужный момент и забавный панчлайн выдаст, и над собой пошутит, и порой всю сцену на себе вытащит.

С другой стороны, у нас имеется подросток Митя, который выступает наглядным примером давней проблемы всей индустрии – историй, где ребенок показан глазами взрослых. Знаете, вот эти клише, когда несовершеннолетние персонажи говорят исключительно на подростковом сленге, странно одеваются и столь же странно ведут себя, не знакомы с понятием авторитета и т.д.? Словно потешные пришельцы из другого мира. Оттого при просмотре не покидает ощущения какой-то карикатурности. Хотя при этом стоит отдать должное химии между героями Романа Постовалова и Тимофея Поповича, благодаря которой появились действительно забавные эпизоды вроде жонглирования амплуа наставника и ученика или игры в барина и холопа образца 1812 года.

Посыл сюжета в своей конечной цели тоже верный. В финале Митя осознает, как важно помнить предков, совершавших подвиги во благо страны и семьи. Вот только путь юноши к этому умозаключению получился спорным. Со старта зрителям пытаются навязать мысль, что Митя – невоспитанный и эгоистичный парень, не признающий практически никаких авторитетов. И вообще родители крайне разочарованы подобным пренебрежительным отношением к семейному наследию. Но на деле мы видим, как папа и мама обесценивают увлечения героя и агрессивно навязывают сыну свои убеждения. А на так ожидаемый Митей день рождения они и вовсе дарят ему старинные часы, ценность которых мальчик просто пока не в состоянии понять. Неудивительно, что для главного героя тема предков – как красная тряпка для быка. Хотя сам фильм доказывает, что для влияния на Митю к нему просто надо найти подход.

Идея с двумя эпохами получилась неплохой. Сначала герои перемещаются в 1925-й – год открытия «Артека», – где не просто знакомятся с основателем детского лагеря Зиновием Соловьевым, но и влияют на историю этого места. Например, герои помогают придумать знаменитый девиз «Артековец сегодня – артековец всегда». А после Митя и Птичкин перемещаются в 1812-й, где становятся свидетелями локального противостояния русской и французских армий, отправляются на важное военное задание и встречают того самого легендарного предка мальчика. Все это и правда способствует погружению во «временное» приключение, но визуально истории все же не хватило масштаба. Чуть ли не весь хронометраж парочка проводит в лесах, и о текущей дате можно судить преимущественно по излишне театральной манере речи исторических персонажей и их невероятным чистым нарядам.

Но как семейное кино «Артек. Сквозь столетия» получился достойным преемником оригинальной картины, продолжающим непростое дело перевоспитания подрастающего поколения. При всех своих недостатках сиквел избавился от сумбурности первой части, еще больше углубился в тему перемещений во времени и в целом правильно развил изначально заложенные создателями идеи. О важности семьи, дружбы, любви, взаимовыручки с взаимопониманием и, разумеется, наследия, которое сегодня особенно важно. Ждем, когда очередной артековец в следующий раз отправится уже в будущее, где он/она воочию увидит последствия своего неправильного поведения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

XII Забайкальский международный кинофестиваль подвел итоги

8 июня 2025 года в Чите состоялась торжественная церемония закрытия XII Забайкальского международного кинофестиваля, ставшая ярким финалом 4 дней кинопоказов,…

3 часа назад

Чем заняться в пробках? Расскажут Кейдж, Годар и Куценко

Нравится нам это или нет, но повседневность нереально представить без пробок. Которые принято не любить и старательно объезжать, если навигатор…

9 часов назад

Человек внезапно смертен: Гид по франшизе «Пункт назначения»

Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен. Можно ли свойственную смерти человека…

1 день назад

«Мастерская «12» покажет, что Брехт увидел «Перед рассветом»

Спектакль «Перед рассветом» в постановке Никиты Сергеевича Михалкова станет первой премьерой «Мастерской «12» в отремонтированном здании на Поварской. Первый показ…

1 день назад

Память павших воинов почтут в Малом театре

В Малом театре – премьера, приуроченная к 80-летию Великой Победы. В основу «Белой палатки» лег текст советского драматурга Ивана Стаднюка, прошедшего…

1 день назад

Военную драму «В списках не значился» покажут в Иране

Военная драма «В списках не значился», российская премьера которой была приурочена к 80-летию Великой Победы, отправляется в Иран. Картина откроет…

1 день назад