Лондон, наши дни. Гангстерские кланы Харриганов и Стивенсонов со скрипом делят сферы влияния. Источники нелегального дохода есть и у тех, и у других, но первые планируют потеснить вторых, а вторые не намерены уступать: шаткому равновесию на улицах скоро придет конец. Не облегчают ситуацию и выходки младшего Харригана, который однажды ночью отправляется в клуб в компании младшего Стивенсона, после чего тот пропадает. Отыскать его берется крутой харриганский решала Гарри Да Соуза – единственный, кто способен помешать холодной войне перерасти в горячую. Впрочем, далеко не все зависит от него в этих порочных играх, где выживает хитрейший. И то ненадолго.
В последнее время многие сетуют на то, что сериалы слишком неспешными стали. Вспоминая то мучительно долгий разгон «Колец власти», то бесконечную и бесконечно нудную болтологию из «Дома Дракона», то вялотекущий сюжет «Шершней» или неторопливое течение третьего «Белого лотоса». Прилетает даже общепризнанным хитам вроде «Разделения», хотя уж там-то медитативность точно уместна. Однако упрекнуть в чем-то подобном «Гангстерленд» не выйдет: давно нам не попадались многосерийники с такой бешеной динамикой. При том, что это все-таки не боевик, а скорее диалоговый триллер. Но прочие жанровые элементы – экшен, саспенс, ирония – по хмурому миру лондонского криминала щедро рассыпаны, как в лучших творениях Гая Ричи, который здесь один из исполнительных продюсеров и режиссер первых двух эпизодов. Не сценарист, заметим, но почерк его легко читается между строк, адаптированный Джезом Баттеруортом («Ford против Ferrari») и шоураннером Ронаном Беннеттом («День Шакала»).
Вообще «Гангстерленд» задумывался как спин-офф «Рэя Донована» – с соответствующим заголовком «Донованы». Но в итоге отпочковался в самостоятельный проект, сохранив героя-фиксера, которого играет могучий, как грузовик, Том Харди. Номинально его Гарри ключевое действующее лицо, поскольку без его услуг широчайшего профиля Харриганам не обойтись. Нужно избавиться от трупа, зачистить территорию, вычислить крысу, в одиночку уложить небольшую армию, чтобы вызволить ценную персону из передряги, – просто звоните Да Соузе (на нервные разговоры по телефону «Гангстерленд» отваливает немалый кусок хронометража). Правда, с дочкой и женой он по классике не ладит, провоцируя обвинения в том, что мафиозная семья для него дороже семьи законной. Однако не так сильно впечатляет Харди, привычно убедительный в образе харизматика с крепкими кулаками, сколько поражают внезапной инфернальностью почтенные старцы Пирс Броснан и Хелен Миррен: биг босс Конрад Харриган и его супруга Мэйв, леди Макбет Туманного Альбиона.
В вестерне «1923» того же Paramount+ благообразная дама уже побывала матриархом проблемного семейства, настреляв больше врагов, чем Харрисон Форд (весомое достижение). А в «Гангстерленде» она объявила себя белой королевой и с наслаждением перешла на темную сторону, сплетая козни с таким змеиным коварством, что мужиков, по природе своей более прямолинейных, от ее непредсказуемости натурально корежит. Взорвать что-нибудь, морду набить, поорать благим матом – с этим они превосходно справляются. Но заговоры, тайные союзы, жестокая месть, вызванная сиюминутным ущемлением эго, – здесь царит Мэйв, и рядом с ледяной Миррен тушуется даже импозантный агент 007 в отставке, хотя Броснан тоже выдал одну из сильнейших ролей за долгие годы. А все потому, что у каждого участника каста, будь то относительно флегматичный Кевин Харриган (Пэдди Консидайн) или зловещий Ричи Стивенсон (Джефф Белл), развязаны руки. Мораль и прочие условности их не сковывают, и они выпускают на волю тьму: играть подонков всегда интереснее, а тут подонок на подонке сидит и подонком погоняет.
В этом мире выживают лишь монстры, как мудро отмечает Кевин в беседе с мертвецом, вторя аналогичной ремарке Да Соузы. Выжить, понятно, каждому хочется, поэтому в монстров превращаются все без исключения. Нормальных людей сюда не завезли – кругом неуравновешенные личности с более или менее ярко выраженными психопатическими наклонностями. Отличиться успевают даже сравнительно адекватные жена и дочь Гарри: одна по глупости приводит в дом полицейскую под прикрытием, другая сближается с отбитым Эдди Харриганом, которого изображает неотразимо омерзительный Энсон Бун. Он же Джон Лайдон из бойловского «Пистолета» и местный Джоффри Баратеон. Тогда как сам сериал здорово напоминает не только очевидных побратимов вроде упомянутого «Рэя Донована», «Банд Лондона», «Банши» и «Мэра Кингстауна», но и, да, «Игру престолов». Кодовые слова «принц» и «трон» регулярно мелькают в диалогах, а внешний конфликт (Харриганы VS Стивенсоны) сплетен с внутренним, междоусобицей непосредственно в клане Харриганов, где каждый имеет равные шансы взлететь и словить пулю.
Всякий раз, когда кажется, что сотворить большей дичи персонажи в принципе не способны, они тебя удивляют. А «Гангстерленд» несокрушимой махиной несется к нокауту в финальном раунде, идеально отражая хаос и тревожное напряжение, в котором все мы так или иначе привыкли существовать. Серьезно, когда вы в последний раз чувствовали себя в абсолютной безопасности, могли похвастаться безмятежным душевным комфортом? Давненько, пожалуй. Но мы не психуем (стараемся, во всяком случае), а живем дальше, утешаясь повседневными мелочами. Вот и в «Гангстерленде» буднично заказывают на Amazon зеркальца, чтобы заглядывать под машины, гоняют чаи в промежутках между разборками, попутно обсуждая экологичность соломенных гробов, а старший Харриган не упускает возможности порыбачить на бережку, невдалеке от внушительного особняка, от которого за версту веет духом «Джентльменов».
Все это – под роскошный саундтрек с хитами Ника Кейва, Джонни Кэша, Игги и Стоунз, а на десерт еще и с дивным музыкальным перформансом Конрада с Мэйв, в минуту жизни трудную затянувших 20 Men from Dublin Town. Народную ирландскую песню про бунтовщиков, что бросили вызов Короне. Официальные власти в «Гангстерленде» тоже присутствуют, но в какой-то момент антихарриганскую операцию возглавляет не менее сомнительный тип, чем те, на кого он охотится (замечательный Тоби Джонс в очередной раз крадет второй план). Законы стираются, мораль размывается, а старые добрые семейные ценности превращаются в удобную отмазку, оправдывающую любой произвол. В первой же серии Конрад за бокалом красненького метафорически рассуждает о гнилых яблоках на испорченных деревьях, от которых нужно вовремя избавляться. Продолжая эту аналогию, весь «Гангстерленд» – будто сад яблонь, прогнивших насквозь. Но вопреки (а может, благодаря) этому цветущих так, что сакуре и не снилось.
5 июня состоялась торжественная церемония открытия XII Забайкальского международного кинофестиваля (ЗМКФ), дав старт четырем дням кинопоказов и творческих встреч. Праздник начался…
Дача – не просто дом за городом. Это понятие, вмещающее в себя столь многое, что трудно и перечислить. Дача –…
Сыграть Пушкина? Казалось бы, что может быть проще! Кудряшки, бакенбарды – вот вам и Александр Сергеевич. На деле портретного сходства…
Экспресс-рецензия на «Балерину» звучит ровно так же, как и на предыдущие части экшен-франшизы про неубиваемого киллера с лицом Киану Ривза.…
Итан Хант должен спасти мир. Прямо вообще весь мир. Потому что взбесившийся искусственный интеллект задумал уничтожить человечество. Ну вы знаете…
Владимир Машков поставил спектакль «В списках не значился» в Театре Олега Табакова (в этом сезоне все постановки проходят на сцене…