Театр

«Арбенин. Маскарад без слов» – пластическая драма о любви и смерти

Основанный на пьесе М. Ю. Лермонтова спектакль «Арбенин. Маскарад без слов» – пластическая драма, созданная на стыке трех театральных жанров. Это сложная, многослойная и прекрасная история любви, рассказанная без слов в постановке Сергея Землянского. Кроме того, именно «Арбенин» стал точкой отсчета в новейшей истории Театра сатиры. Что же такое «пластическая драма» и каким получилось новое прочтение «Маскарада», читайте в нашей рецензии.

В основу нового спектакля Театра сатиры легла классическая пьеса М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (1835), главным героем которой является дворянин Евгений Арбенин. Драма «Арбенин» – это третья редакция «Маскарада», которую писатель создал специально для театральной постановки, изрядно переработав оригинал и учитывая все пожелания цензора. Именно Арбенин стал центральной фигурой постановки Сергея Землянского, где главную роль исполнил Максим Аверин.

Театральная история «Маскарада» началась еще в середине XIX века, когда в 1852 году отдельные сцены показали на сцене Александринского театра. С тех пор пьеса регулярно интерпретируется на сценах как региональных, так и главных театров России, а потому изобрести новое прочтение – задача не из простых. Однако драма «Арбенин. Маскарад без слов» в обновленном Театре сатиры, кажется, войдет в историю: не отступая от оригинального сюжета, Землянский создал нечто совершенно новое. Этот проект, где есть актерская игра, действие, танцы и музыка, но при этом нет ни единого слова, знаменует новую жизнь Театра сатиры, который с недавних пор объединен с Прогресс-сценой Армена Джигарханяна.

Новая пластическая драма – жанр на стыке драматического спектакля, танцевального театра и пантомимы, – возник в 2012 году, когда Землянский представил спектакль «Материнское поле» в Театре имени Пушкина. «Маскарад без слов», 20-й спектакль в новом жанре, Сергей представляет уже в качестве главного хореографа Театра сатиры. И в этой работе сошлось все: потрясающий литературный источник, 10 лет опыта пластической драмы Землянского, работа художника Максима Обрезкова, музыка Павла Акимкина и слаженная работа объединенной труппы.

Пластический спектакль – способ рассказать историю, понятную даже на интуитивном уровне, сценическое действо, где говорит (и говорит лишь правду) тело. Слова давно стали способом замаскировать ложь, однако жесты врать не могут. А потому кажется, что в современном мире, где слов и текстов стало слишком много, «немой» спектакль доносит суть в самое сердце, минуя наслоение стереотипов и домыслов. Когда выключается свет, становится страшно: вдруг понять жесты будет слишком сложно? Однако пару минут спустя забываешь о том, что в спектакле вообще могут быть слова: настолько органичное действо образуют тела актеров, декорации и музыка.

«Арбенин» далек от театральной постановки в привычном понимании: движение здесь не прекращается ни на секунду и длится 1 час 40 минут без антракта и каких-либо художественных пауз. Не то дьявольский бал, не то кабаре, не то пламенный парный танец – уследить за гибкостью жанра и актеров, которые перешли из плоскости разговорной драмы в пространство пластического перформанса, можно только полностью поддавшись водовороту сценических страстей. И нет ни единого вопроса относительно происходящего: как в танце человек движется чувством, а не сознанием, так и зритель считывает смыслы на эмоциональном, а не рациональном уровне.

Декорации и костюмы кажутся живым продолжением тел и чувств артистов: каждая деталь работает на раскрытие персонажей. Зеркально-черные поверхности стен становятся кривым зеркалом для эмоций главных героев, в то время как маскарадные маски – пугающие бесцветные кукольные головы – создают равнодушный и при этом давящий фон жестокого бала. Маска же в конце концов воплощает чувство вины Арбенина за содеянное, а сломанная маска Нины становится метафорой ее разрушенной мечты.

Мы все знаем историю Евгения, знаем, что за надменность и ревность он поплатился буквально всем, однако бессловесная подача настолько красочно демонстрирует «конец» главного героя, что иная форма кажется теперь совершенно неуместной. А специально написанная для спектакля музыка органично дополняет сценическое действо: многогранный, мощный, почти кинематографический саундтрек максимально чутко реагирует на каждый поворот сюжета. Можно смело назвать постановку «Арбенин. Маскарад без слов» аудиовизуальным удовольствием.

Художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров так сформулировал свое отношение к новому спектаклю: «Красота спасет мир. Но увидеть ее могут все, а создавать – единицы. Сергей Землянский как раз такой человек».

Однако пластическая драма – это действительно сложно, и в первую очередь для актеров. Ведь на сцене нет ни одного профессионального танцора: чтобы сыграть спектакль исключительно телом, артисты тренировались и репетировали по 12 часов в день в течение 3,5 месяцев. Кроме того, маски, специально изготовленные для постановки, весят 2-3 кг, и чтобы привыкнуть к ним, требуется немало времени. Несмотря на то, что пластическая драма кажется легкой и подвижной, за ней стоит серьезный физический труд.

Для Аверина этот «Маскарад» – уже не первый: в 2005 году он сыграл Арбенина в «Сатириконе». По его собственному признанию, Максим ждал этой роли и надеется в будущем снова сыграть Евгения Арбенина. Когда ему предложили роль в новой постановке, он сразу согласился, не подозревая, что это будет спектакль без слов.

«Деваться было некуда. Но я очень счастлив, что имею к этому отношение. Я гораздо старше основного актерского состава, мне в два раза сложнее, но я кайфую. Сергей – режиссер, который заботится об артисте: он пощадил, и я не оставил хребет на сцене», – признался актер.

Несмотря на то, что «Маскарад» – история из прошлого, костюмная драма, обстоятельства которой едва ли могут повториться в наше время, спектакль оказывается очень своевременным. В каком-то роде даже зеркальным относительно происходящего с людьми в век соцсетей.

«Фарфоровый мир в спектакле – это то, с чем столкнулись мы в XXI веке. Казалось, что все должно было приблизить человека к человеку, но мы стали фарфоровыми, искусственными, – поясняет Максим Аверин. – Это разрушенный мир каждого из персонажей, не только Арбенина… Самое страшное: фарфоровый мир, который мы сейчас создали, – он ненастоящий, и человеку пробиться сквозь маски очень сложно. Каждый день приходится сталкиваться с непреодолимой несправедливостью. Но как пробиться, как не сойти с ума? Арбенин не смог».

Ближайший показ спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» состоится 6 мая на основной сцене Театра сатиры.

Все фото: Вера Юрокина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Рейтинг доверия россиян: Михалков, Хабенский и Машков – в первой десятке

Исследовательский холдинг РОМИР традиционно представил рейтинг инфлюенсеров, демонстрирующий уровень доверия россиян к публичным персонам. Лидером списка по-прежнему остается телеведущий Владимир…

2 часа назад

Изабелль Юппер возглавит жюри Венецианского кинофестиваля

Французская актриса Изабель Юппер станет президентом жюри основного конкурса Венецианского кинофестиваля. Об этом организаторы киносмотра сообщили на официальном сайте. По…

3 часа назад

Вдохновение к жизни: Шедевры о войне, снятые во время Великой Отечественной

Если вы думаете, что в годы Великой Отечественной войны советское кинопроизводство переживало не лучшие времена, то глубоко заблуждаетесь. Напротив, кинематограф…

4 часа назад

Сказка «Варвара-краса, длинная коса» получит новую адаптацию

Сказок в российском кино много не бывает. Продюсерская компания «Марс Медиа» и Киностудия им. М. Горького объявили о начале работы…

20 часов назад

«Тегеран-43»: История о международном терроризме

Шпионский боевик производства СССР, Швейцарии и Франции о несостоявшемся покушении на «большую тройку» – Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона…

23 часа назад

Дороже золота: Как снимали культовый истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Сложно осознать, что в момент, когда Никита Михалков снял «Свой среди чужих, чужой среди своих», ему было всего 29 лет.…

1 день назад