После роли Мориарти в «Шерлоке» к Эндрю Скотту прилипло амплуа изощренного злодея. И его появление в роли Тома Рипли в сериале Стивена Зеллиана – главный спойлер проекта. Разумеется, для тех, кто не знаком с культовым персонажем романа Патриции Хайсмитт или не видел фильмов «На ярком солнце» с Аленом Делоном и «Талантливый мистер Рипли» с Мэттом Дэймоном. Ирландский актер не считает своего героя злодеем и рассказывает почему его путь – лишь череда ошибок талантливого человека. А еще рассуждает об итальянском искусстве и стереотипах.
У этой истории существует немало киноверсий, но у Стивена Зеллиана было уникальное видение с того самого момента, когда он впервые прочел роман Патриции Хайсмит очень много лет назад. И ему было очень интересно экранизировать его в многосерийном формате. Это очень близко тому, как некоторые из нас, возможно, и воспринимают роман. Мы ведь не прочитываем роман за два с половиной часа, напротив, мы читаем его как минимум несколько дней. Зрители смогут увидеть, как думает главный герой и какие ошибки он совершает.
Как часто бывает с известными персонажами, особенно литературными, люди порой становятся ими одержимы, и эта одержимость становится творческой задачей, которую нужно решить, потому что у этих персонажей уже существует исторически сложившийся шлейф зрительского восприятия. Некоторых считают психопатами, других социопатами, а кого-то и вовсе серийными убийцами. А мне это совершенно не интересно. Не думаю, что Том действительно убийца, этого нет в его ДНК. Напротив, мне кажется, что он невероятно подвержен ошибкам, он совершает их буквально на каждом шагу, но в то же время буквально в каждой сцене он проявляет свой настоящий талант.
Мне бы очень не хотелось ставить конкретный диагноз своему герою. Мне кажется, Рипли стал одним из легендарных персонажей именно благодаря тому, что он вызывает множество вопросов. Если начать подробно отвечать на большинство из них, есть риск сделать этого героя менее значимым. Мы зачастую считаем того или иного человека привлекательным, пугающим, восхитительным или некомфортным только потому, что у нас недостаточно информации о нем. Мне всегда казалось, что ту информацию, которую Том раскрывает о себе, с трудом можно считать достоверной. И понять его можно лишь инстинктивно.
Меня часто спрашивают, сталкивался ли я в жизни с кем-то вроде Рипли. И я думаю, что этот герой столько лет популярен именно потому, что частичка Тома есть в каждом из нас, особенно когда происходит что-то не очень хорошее. К тому же он невероятно одаренный человек, талант которого социум игнорировал долгие годы. Он мошенник-виртуоз, великий комбинатор, художник в своем роде, который вынужден идти на различные аферы, чтобы выжить. У него нет доступа к прекрасному в отличие от других героев этой истории, под прекрасным я имею в виду музыку, искусство и красоту. И когда общество игнорирует людей, подобных Тому Рипли, а они внезапно получают доступ ко всему, что я перечислил, в них просыпается ярость, которая ранее никак не проявлялась.
Черно-белые кадры великолепно соответствуют тону повествования, подсказывают, как смотреть этот сериал. Стивен как-то сказал, что, если бы Патриция писала свой роман с мыслью о том, что его будут экранизировать, она бы писала его черно-белым. Мне очень импонирует идея, что у романов могут быть самые разные интерпретации. Чудесно, что один художник может зажечь воображение другого художника. Да и не так часто мы видим черно-белые сериалы, которые могут похвастаться такой фантастической работой художников.
Я не работаю по методу Станиславского, но эта роль показалась мне творческим вызовом. Идеологически мы очень разные, и мне пришлось искать что-то общее с Рипли. И убить-то пришлось всего четырех человек. (Смеется.) Очень интересно играть кого-то, кто совершает нечто чудовищное, но в фильме это занимает совсем немного экранного времени. В основном все сцены с ним по-домашнему тихие, но очень сложные – о неразделенных чувствах и одиночестве. К тому же я играю героя, на которого приходится 95% восьмичасового сериала. И для этого мне пришлось играть каждый день в течение целого года без перерывов.
Я не считаю Тома злодеем. Хотя понимаю, что люди имеют полное право его так называть. Главное достижение и романа, и сериала заключается в том, что мы начинаем сопереживать герою, который по идее не должен вызывать никакого сочувствия. Большую часть времени нам хочется, чтобы ему все сошло с рук. Наша идея была заставить зрителя почувствовать, как это быть Томом Рипли, а не его жертвой. В каждом из нас есть темные стороны, и мы во многом тайна даже для самих себя.
Это было восхитительно! У меня было много сцен, в которых мой герой говорит на итальянском языке. И мне хотелось, чтобы мой итальянский звучал хорошо, потому что Том, как мне кажется, быстро все схватывает. И я очень радовался, когда со мной снимались Джонни Флинн и Дакота Фаннинг! И бог мой, как я скучал, когда их не было. (Смеется.)
Потрясающе, что именно этот художник стал важным элементом этой истории. К тому же нам повезло увидеть все эти полотна на съемках. Лично я обожаю творчество Караваджо. Моя мама преподавала искусство и рассказала мне о нем и о том, как он использует свет, когда я был еще ребенком. Мне очень нравится то, что Том абсолютно очарован этим темным и в то же время преступным гением, в этом есть своего рода двойной автопортрет. Произведения искусства вечны, и гениальные работы продолжают очаровывать и увлекать людей все снова и снова. Это актуально и для самого Рипли – его персонаж тоже интересует людей уже не первое десятилетие.
Мне кажется, зрителям не всегда нужны положительные герои. И еще совершенно не факт, что зритель хочет непременно ассоциировать себя с кем-то из них. Наша задача как художников, и я думаю, Караваджо тоже это понимал, в том, чтобы передать то, что есть на самом деле, а не то, чтобы нам хотелось бы увидеть. И достоверно передать тьму для меня очень важно, потому что это означает, что тогда на контрасте мы можем понять и наши светлые стороны.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…