Андрей Богатырев в постоянном поиске. Пошел учиться в Академию Михалкова, сняв к тому моменту два полных метра, вызвал бурную дискуссию фильмом-притчей «Красный призрак», реанимировавшим жанр истерна, немало удивил своей «Легендой о самбо», планирует обратиться к фантастике… При этом снимается как актер, пишет музыку и даже имеет собственную рок-группу «тОт». «КиноРепортер» встретился с режиссером, чтобы поговорить о его новой картине «Золото Умальты», будущем отечественного кино и русской душевности.
«Золото Умальты» рассказывает захватывающую историю дерзкого ограбления в предреволюционной России. Вы снимали истерн или определяете жанр фильма как-то иначе?
— Если честно, это просто драма. Истерн, вестерн, фантастика, боевик – это всего лишь верхняя одежда фильма. Хотя стилистика вестернов мне всегда нравилась. Более того, мне близка стилистика так называемого «красного вестерна»: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители»… В советском кино создали этот жанр, и он, мне кажется, должен жить. И мои «Красный призрак» и «Золото Умальты» продолжают эти традиции.
Это же реальная история?
— Я вообще немного скептически отношусь к фразе «фильм создан по реальным событиям». Потому что мы с вами не можем иногда точно воспроизвести, что с нами было неделю назад. Более того, мы и одно событие запомним каждый по-своему. В этом мире все субъективно. А уж когда речь идет о том, что было сто лет назад или тысячу… Помню, когда снимал «Иуду», замучил исторического консультанта вопросами, как тогда ели, пили, как жили. Он держался и очень подробно отвечал, а потом все же психанул: «Слушай, Андрюха, ну ты вот сам подумай: две тысячи лет назад дело было, кто-то еще жив, чтобы точно знать, как там было?» Вот и фильм «Золото Умальты» снят по мотивам некоторых реальных событий – золото действительно где-то там исчезло, его не нашли, и сейчас, возможно, стоит еще поискать, – но, по большому счету, сюжет фильма является художественным вымыслом.
Хабаровский край ждет золотая лихорадка?
— Губернатор Хабаровского края на это рассчитывает. Именно он стал инициатором проекта и придумал снять такую историю, чтобы привлечь внимание людей, – создать легенду, миф. А известная писательница Ольга Погодина-Кузмина написала сценарий. Им понравился «Красный призрак», и они предложили мне снять фильм. Я понял, что он может стать продолжением той же стилистики и того киноязыка, который я пытаюсь делать. Где есть и драма, и юмор, и ирония.
Кстати, в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» тоже речь о золоте…
— Приятно, что проводите такую параллель. Тем более что, как и Никите Сергеевичу, мне не интересно само золото. Интересно, кто эти люди, которые его ищут, и для чего оно им нужно. Как и предыдущие мои работы, это в первую очередь размышление о судьбе: сами мы формируем свою жизнь или у нас есть некая предопределенность? Пошли за золотом, а судьба вывела совсем в другое место.
Получается, ваши персонажи люди сложные. А положительный герой есть?
— Да, его играет Алексей Шевченков, которого я часто зову в свои картины (это пятая их совместная картина после «Иуды», «Красного призрака», «За Палыча!» и «Легенды о самбо», – КР). Можно сказать, под него и писал роль Чагина. Мне кажется, у него есть какая-то особая душевность. Он продолжает русскую актерскую школу – такую психологическую, очень тонкую (Шевченков удостоился серебряного «Святого Георгия» 35-го ММКФ за лучшую мужскую роль в фильме Богатырева «Иуда», – КР).
Остальных актеров как выбираете?
— У меня есть концепция – роль и актер должны идти друг другу навстречу. Хорошо, когда человек свою роль немножечко под свой опыт кладет. Поэтому у меня на площадке всегда импровизация присутствует. Я считаю, что артисту нужно почувствовать свободу и раскрепощенность. Когда он ее действительно чувствует, у него появляется кураж и через него идет какая-то энергия, которую, по сути, и запечатлевает камера. Кстати, Михалков тоже этот момент использует – когда энергия важнее слов, которые говорит актер.
…Полностью интервью читайте в майском номере журнала «КиноРепортер».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…