Журнал

Алексей Рыбников: «Настоящее творчество никогда не вгоняет в депрессию»

Если даже изловчиться и найти человека, которому ничего не скажет имя Алексея Рыбникова, он гарантированно узнает его музыку. И не просто вспомнит, а с первых нот! Кто-то – веселые песни из «Приключений Буратино» и «Про Красную Шапочку», кто-то – пронзительные до мурашек мелодии из фильмов «Тот самый Мюнхгаузен» и «Вам и не снилось…». Прославленный композитор остался бы в истории, даже если бы не написал ничего, кроме легендарной рок-оперы «Юнона и Авось». Хотя Алексей Львович никогда не заигрывал ни с модой, ни со временем. У него своя четкая духовная позиция. 

  • Есть талант или нет, сам человек понять не может. Это решают те, для кого он творит: пишет картины, музыку, книги… И еще определяет время. Бывает, что-то кажется потрясающим, а проходят годы — и думаешь: какой ужас, как могли этим восхищаться?
  • Никто не сможет вам объяснить, как вдохновение приходит и уходит. И какие это страшные муки, когда только что оно было, а потом раз — и ушло. И ты остался ни с чем.
  • Я начал сочинять в 7 лет, а уже через год профессионально изучал композицию.
  • Никогда не писал музыку специально для детей. Что детского в песне Кота и Лисы из того же «Буратино»? Или черепахи Тортиллы? У меня там рок-группа писалась, я в саундтрек джаз-рок вплел.
  • Бесполезно ждать, что ты просто так сядешь, выпьешь чашку кофе, посмотришь в окно — и тебя осенит… Надо вкалывать и не бояться, как вам сказать… плохих вариантов.
  • У нас практически никто не занимается музыкальным кино – ни продюсеры, ни режиссеры. Ну нет никого, кому бы это было интересно сделать. И кто умеет.
  • Талантов много быть не может! Это божий дар. Если за век появится 10 великих людей – уже будет замечательно.
  • Сама по себе музыка не может быть хорошей или плохой. Есть совершенно разные направления, разные стили. В отличие от других искусств, музыка – это чистая абстракция, апеллирование звуками даже не к ушам, а непосредственно к душе.

  • Я не собирался быть композитором и маме говорил, что буду хозяином музыкального театра. Первый свой театр я сделал в подвале того дома, где жил, и это все было очень похоже на сказку «Буратино»: и спуск в подвал, и сам театр. Я себя чувствую победившим Буратино, у которого свой театр.
  • Когда я учился в консерватории, детская музыка была для меня как какие-то бирюльки, совершенно неинтересное дело. А вот когда она вдруг обернулась для меня фильмом «Остров сокровищ», я не мог поверить своему счастью. Это была прямо перестройка психологии. Не то что под детское, а какое-то иное мировосприятие.
  • Когда появляется что-то настоящее, ненастоящее само отмирает.
  • Музыка, написанная для фильма, имеет право на жизнь в крупных произведениях. Кино – это лаборатория, в нем слышно, как звучит тема, удачна ли инструментовка, как люди реагируют.
  • Настоящее творчество никогда не вгоняет в депрессию. Оно выводит. И оно дает силы. И если ты талантливо об этом написал, то и другим людям это принесет освобождение.
  • Меня всегда удивляет сравнение моей музыки с космосом. Космос на 96% состоит из черной материи, там жесткое космическое излучение, там мертвые планеты. Космос – это кошмар, это очень страшно, он враждебен человеку. А вот человек является для этого космоса таким подарком!
  • Понятие гармонии не взялось просто так с потолка. Обертоны звука строятся по законам мажорного трезвучия. Его никто не сочинял, оно просто существует в природе. И стоит нам вмешаться в эту природную гармонию, как сразу получается минор, который вызывает у людей печаль.
  • Единственное, что остается от цивилизации, – ее культурное наследие. Не остается следов ни от политики, ни от экономики, ни от войн – только культурный слой. Мы читаем книги, слушаем музыку, смотрим живопись и составляем представление об эпохе.
  • Композиторы не идут вслед и ничего не отражают – они предвидят, предчувствуют, все выражают в музыке, а потом это происходит в реальности.
  • Невозможно ощутить себя гением. Я для себя абсолютно нормальный человек с разными жизненными обстоятельствами.
  • О многих моментах своей жизни я мог бы говорить как о совершенно безнадежных, но всегда возникало «если бы не…». Это была не проезжая дорога, а узкая тропинка. Зато она всегда выводила меня из тупика куда-то в неясное, наполненное надеждами будущее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Три поросенка. Ой» – первый кукольный спектакль в Театре на Таганке

25 и 26 октября на Новой сцене Театра на Таганке состоится премьера спектакля «Три поросенка. Ой». Знакомая с детства история,…

2 часа назад

Убийца голубых кровей: Дракула и его невероятные экранные метаморфозы

Готический образ, скроенный ирландцем Брэмом Стокером из легенд о властном румынском князе Владе Цепеше еще в конце XIX века, не…

3 часа назад

«Сверху вниз»: Блэксплотейшн-ремейк фильма Акиры Куросавы

Глава легендарного музыкального лейбла, постепенно теряющего вес и влияние в индустрии, получает от какой-то бездушной корпорации предложение о продаже своего…

9 часов назад

Абсурд против реальности: Хиты, покорившие Венецианский фестиваль

82-й Венецианский кинофестиваль завершился, по традиции отметившись элитной программой и высадив на остров Лидо настоящий звездный десант. О самых ярких…

1 день назад

Юрий Энтин получил орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Президент России Владимир Путин наградил поэта-песенника, драматурга и сценариста Юрия Энтина орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Соответствующий документ…

1 день назад

Второй сезон «Уэнздей»: Жуткая семейка Аддамс тонет в комедии

В 2022 году сериал «Уэнздей» прогремел на весь мир, мгновенно став сенсацией. Кадры с эксцентричным танцем юной Аддамс под песню…

1 день назад