Статьи

Алексей Смирнов: «Филипп Киркоров — моя муза»

Алексей Смирнов заставил говорить о себе, сняв для Первого канала многосерийный триллер «Садовое кольцо»: продюсер Валерий Тодоровский, в главных ролях звезды, и весь этот комплект доверили 23-летнему дебютанту! Следом — резонансный фильм «История одного назначения», где у Алексея главная роль. Как бы ни выбирала героя режиссер, его сестра Дуня Смирнова, но он был безупречен. И теперь даже трудно сказать, что «КиноРепортер», назвавший Смирнова «Событием года», больше оценил — успех в режиссуре или в актерской профессии?

Как много выходцев из звездных семей сплелись в ваших проектах: Мария Миронова, Мария Голубкина, Валерий Тодоровский, Елизавета Янковская, Анна Михалкова, Максим Виторган, трио Смирновых, наконец…

Феодализм?

Я не об этом. Если с детства варишься в артистической среде, достичь чего-то в этой области проще?

У меня много вопросов к слову «звездный» в нашей стране. Звезда — это Басков или
Филипп Бедросович. Киркоров — моя муза. Абсолютно серьезно. Мечтаю снимать его в кино — он офигенный! Бузова тоже звезда. Можно обвинить меня в предвзятости, но мне сложно поставить отца (режиссер и актер Андрей Смирнов, — КР) с ней в один ряд. Хотя, думаю, компания была бы любопытная. У нас общая профессия, определенные цеховые отношения, но нет особого социального статуса, миллиона подписчиков в инстаграме и так далее.

Фото: Андрей Ковалев

Но тебя узнают на улице?

Узнали однажды… Но это влияет на тебя, пока растешь: помню, как приезжал в детстве с родителями на всякие фестивали. И думал: «Эти женщины такие красивые. Эти мужчины такие блестящие. Все это волшебство, а я не заслужил здесь находиться. Я чей-то сынок с бейджиком «Гость», но однажды я приду, и будет такооое!» И на уровень культуры, конечно, влияет. Понятно, что мне, как человеку поколения интернета, даже за Дуней (режиссер и сценарист Авдотья Смирнова, сестра Алексея, — КР) никогда не угнаться, а до папы вообще как до небес. Тем не менее у меня благодаря моей семье приличное общее образование по сегодняшним временам. У папы даже была мечта, чтобы все дети стали филологами или еще кем-то, но главное — не киношниками.

Понятно тогда, почему ты филологию изучал два года, а почему именно японскую?

А зачем идти на какую-то скучную фигню, если можно на что-то реально интересное? Я не прогадал совершенно. Если бы мне нужно было просто время потратить, пошел бы на журфак.

Японский выучил?

Сейчас, наверное, совсем дурно с ним, а вот во время обучения экскурсии водил и что-то понимал. В любом случае, как любой язык, это система мышления, и, зани­маясь им, ты обогащаешь лингвистические построения собственного мозга, что очень полезно.

Принято считать, что позднего ребенка особо любят и балуют. Это твой случай?

Целиком и полностью! Самый младший, первый мальчик, еще я в детстве много болел. Три года ходил на костылях, по-моему, у Андрея Миронова была та же болезнь… Конечно, я избалованный до безумия. Поэтому я очень ценю самостоятельность. Обычно родители к ней в семье приучают, а я за нее должен был сражаться. Буквально, чтобы в метро одному ездить. Каждый клочок свободы отвоевывал огнем и мечом.

Фото: Андрей Ковалев

Болезнь как-то отразилась на характере?

Для меня это было на самом деле волшебное время, потому что каждое лето меня возили в санаторий с лечебными грязями, и у нас там сложилась совершенно потрясающая тусовка, свой классный альтернативный мир. Я и влюбился там в первый раз. Что точно сказалось на моей жизни, так это огромная, длинная палатка, в которой жутко накурено, стояли старенькие Sony PlayStation и сидели 20 детей, многие из которых не могут ходить, а там метают молнии. Ощущение збранности, выхода из реальности. Было круто, хотя и сильно напоминало опиумный салон в Китае.

Ты победил болезнь?

Да, с Божией помощью.

Чем еще любил заниматься в детстве? Читал?

Я и сейчас читаю, хотя меньше, чем хотелось бы. Я не тусовый, прямо совсем. Два месяца со своим ближайшим другом не мог встретиться.

Домосед?

Даже больше, чем домосед, я «ванносед». Провожу в ванной часы, дни, сутки. Могу там посмотреть сезон «Игры престолов», весь от на­чала до конца. Есть система, я уже все узнал: веб-камера устанавливается напротив телевизора, сигнал приходит на айпад в ванной, там же джойстик, и играешь. Я еще этого не сделал, но меня поражает идея. Думаю, мы сейчас подбираемся технически к важному моменту, когда можно будет снимать кино не выходя из ванной. Тут и начнется мое время. (Смеется.)

После японской филологии был Александр Митта.

Митта был параллельно. У меня даже диплом есть. Было здорово и любопытно, потому что он научил кино смотреть башкой, разбирать его. А Соловьев (режиссер Сергей Соловьев, мастер Алексея во ВГИКе, — КР), наоборот, разучивал думать. И то и другое важно.

 А как это сочетать?

А очень просто. Я очень много думаю при подготовке. Как только выхожу на площадку, устанавливается тоталитаризм, и ноль мышления абсолютно.

Во ВГИК с первого раза не получилось попасть?

Я поступил через два года после первой попытки. Первый раз я пошел к Вадиму Абдрашитову, он дал мне фотографию с сельпо, в котором стоит лось, и попросил придумать историю. Я и придумал — про мальчика, который живет в поселке, детей других нет, и он начинает общаться с местным лесником, которого в деревне считают алкашом, а он не алкаш, просто лес — это его жизнь. Мама запрещает мальчику с ним дружить, и чтобы доказать ей, что лесник крутой, они договариваются и приводят лося в магазин, где работает мама. Абдрашитов спросил: «Вам не кажется, что это странная история?» Я говорю: «Мне кажется, что это странная фотография». На этом мы расстались. А к Соловьеву поступил с высшим баллом, потому что лучше всех сдал русский и литературу. Творчество — не моя сильная сторона.

Валерий Тодоровский говорил, что ты сам предложил себя в качестве режиссера «Садового кольца». Почему зацепился за эту историю, где вроде бы совершенно не соответствующие твоему возрасту тревоги?

У человека с возрастом экзистенциальные проблемы сильно не меняются. И в 14 лет мы одиноки, страдаем, врем, и точно так же в 40 и в 70. По-моему, не существует возрастной дистанции, которая мешает людям понимать друг друга. У меня и сейчас новый проект про 40-летних. Пока нет истории про меня и моих сверстников, которая была бы мне любопытна. Я не видел ни один русский серьезный сериал про подростков. Когда это делают те, кто последний раз видели подростка на картинке, вставляют современный жаргон в свою пионерскую лексику, пишут про геймеров, ничего о них не зная, у меня как у недавнего подростка это вызывает ярость, ненависть и желание убивать. Моя цель сделать сериал, в котором герой — настоящий гик, потому что я все об этом знаю.

Фото: Андрей Ковалев

Были на съемках моменты, когда чувствовал, что переоценил свои силы?

Это было три года назад, и сейчас сложно вспомнить… Наверное, у меня вообще по жизни ощущение, что я переоценил свои силы, и оно меня подогревает. Я всегда, в принципе, готов к тому, что сегодня тот самый день, когда я обделаюсь. (Смеется.)

Ты у себя снимал Авдотью, а она снимала тебя. Кто из вас строже как режиссер?

Нам обоим было довольно прикольно. Наверное, самым строгим был мой оператор, когда снимал Авдотью. Потому что он немножко садист: «Сядьте под углом 40 градусов, поверните голову на 20 градусов и разговаривайте вот туда, а смотрите туда…» — Дунечка чуть с ума не сошла. Я помню, это было гениально. Он выстраивается 40 минут, а сестра говорит: «Сергей, а может быть, мы просто подвинем стол на 10 сантиметров?» — Оператор: «Хм… Да, давайте, хорошая идея».

Вы с сестрой друзья?

У нас разница 22 года. Было несколько моментов в жизни, когда мы ссорились. Но в целом мы довольно дружны и хорошо друг друга понимаем.

«История одного назначения» позволила тебе окунуться в XIX век. Чему мы могли бы поучиться у людей того времени?

Они знали, что жизнь — страдания, и нужно страдать достойно, потому что это подготовка к смерти. Это честно и правильно, так лучше живется. А навязанный позитив вроде «чувак, нужно видеть только светлое вокруг» — это все дерьмо. И приводит к тому, что большой процент жителей Земли в XXI веке утверждают, что она, мать его, плоская, и их за это даже не бьют. Это же ужасно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

3 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

17 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

19 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

20 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад