В 2006 году на экраны вышло «Свободное плавание» Бориса Хлебникова – фильм, который сразу же назвали манифестом нового поколения отечественных режиссеров. В картине о пасторальной, будто бы застывшей в зыбком тумане российской провинции эпохи стабильности главную роль сыграл Александр Яценко. После этой работы артист моментально стал не иконой, конечно, но уж точно героем для чутких зрителей, искавших в молодом российском кино способы обрести новую идентичность. Первой же большой ролью (прямо перед встречей с Хлебниковым) стал Миша из «Мне не больно» Алексея Балабанова. Правда, в этой ленте героя переозвучил Евгений Миронов.
Собственно, такая ситуация не выглядит ничуть удивительной: персонажи, благодаря которым Яценко завоевал первую, но самую искреннюю зрительскую любовь, были не склонны к долгим разговорам. Напряженное созерцание и какая-то трогательная расфокусированность – таковы его герои в фильмах «Свободное плавание», «Сердца бумеранг» Николая Хомерики и альманахе «Короткое замыкание» – уже официальном манифесте режиссерского поколения, открытого на сочинском кинофестивале и там же названного «новыми тихими».
После попадания в обойму умных артистов, специализирующихся преимущественно на артовых фильмах, сложно было представить, какой вираж ждет Александра. Всего через год после хлебниковской «Долгой счастливой жизни» он резко сменил амплуа и эпоху, появившись в образе режиссера Егора Мячина в «Оттепели» Валерия Тодоровского.
Фантастический успех сериала вывел актера из артхаусного гетто. Дальше все шло уже по нарастающей – «Дуэлянт», «Ледокол», «Тихий Дон»… И новая волна народной любви настигла Яценко вновь благодаря Хлебникову – с ролью врача скорой помощи в «Аритмии». Теперь у него только в ближайшее время – молодой Иван IV в сериале «Грозный» и Юрий Постников в «Стрельцове».
Сложно, пожалуй, быстро назвать еще одного артиста, которому настолько подходили бы любые роли и эпохи. К тому же Александр совсем не из тех, кто стремится «пересаливать лицом» и вообще как-то перетягивать одеяло у партнеров по кадру.
Даже напротив. Если присмотреться, то несколько его лучших образов предполагают определенное ограничение возможностей. Например, в «Инсайте» Александра Котта он играл слепого, в «Ледоколе» – временно немого. Здесь надо сказать про еще одно его свойство – абсолютную невозможность точно определить возраст его персонажа. Двадцатилетнего Леню из «Свободного плавания» Яценко изобразил почти в 30, а младшего Яковлева в «Дуэлянте» исполнил, будучи взрослее экранного «старшего брата» Петра Федорова на 5 лет. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что главным героем стабильных нулевых стал человек без возраста – эдакий просветленный Дориан Грей.
Яценко не любит давать интервью и не в последнюю очередь, видимо, потому, что не вполне понимает, о чем еще, собственно, он должен говорить за пределами исполненных ролей. На упреки в том, что актер все время играет в общем-то самого себя, стесняясь, отвечает, что порой пытается придумать какой-то способ перевоплощения. Но все равно всякий раз сталкивается с тем, что его собственный – негромкий, но стопроцентно узнаваемый голос – является лучшим для предложенной истории.
Понимают это и режиссеры, увидевшие в Яценко уникальное сочетание растерянной ранимости и невероятной решительности – как в «Ненастье» Сергея Урсуляка или все тот же Миронов из «Аритмии». Рассуждая о своем персонаже, Александр назвал его «талантливым раздолбаем» – определение, которое так идет и ему самому. И кажется, что именно это сочетание свойств продолжает дарить ему любовь зрителей. Признаемся, и нам очень хотелось бы, чтобы эта ядреная смесь привела к счастливому финалу.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…