Интервью

«Успех чаще всего приносит разочарование»: Интервью с Алехандро Гонсалесом Иньярриту

15 августа отмечает 60-летие Алехандро Гонсалес Иньярриту – один из тех кудесников, что снимают редко, но крайне метко. За 22 года режиссерской карьеры мексиканец выпустил лишь 7 полнометражных картин, однако каждая из них становилась обсуждаемым событием и приобретала если не культовый статус, то нечто предельно к этому близкое.

А наше интервью с Иньярриту позволит вам не только узнать любопытные подробности об известных фильмах вроде «Бердмэна» и «Вавилона», но и чуть лучше понять образ мыслей одного из авторитетнейших постановщиков наших дней.

Что для вас самое важное в кинематографе?

— Кинематограф базируется не на технике, а на эмоциях. Техническая сторона, безусловно, очень важна, но ее освоить не сложно, это далеко не высшая математика. Даже на телефоне вы можете выбрать крупный план, общий план и так далее. И интеллектуальное осмысление академических правил тоже не поможет снять хороший фильм. Все решает то, что вы чувствуете. В этом одновременно моя сила и моя ограниченность. Когда я вижу молодых кинематографистов, меня не волнует качество их проектов. Меня всегда интересует то, насколько они честны. В наше время очень много красивых вещей, у которых совершенно нет души. А это главное, что мы можем вложить в фильм. И этому никто не учит.

Почему вы называете свои фильмы «экспериментами»?

— Думаю, что «21 грамм» был моим самым экстремальным экспериментом. Боюсь, что сегодня такой фильм снять было бы невозможно, потому что у современного зрителя он вызвал бы лишь раздражение. Сейчас зрителя приходится кормить с руки, выстраивая фильм четко по хронологии. А «21 грамм» был очень экстремальным, по сути, фильм о времени и пространстве. Он не имеет никакого смысла с логической точки зрения, но абсолютно понятен через призму эмоций.

А с чем вы экспериментировали в «Вавилоне»?

— «Вавилон» – это истории людей, которые никогда не встречаются лично, не знаю друг о друге, но тем не менее связаны между собой на эмоциональном уровне. Это сродни эффекту бабочки, взмах крыльев которой может вызвать ураган в другой части земного шара. События в Марокко оказывают эффект на глухую девушку в Японии и на двух американских детей с их мексиканской няней. Эти герои связаны между собой и со зрителем благодаря времени, пространству и кинематографическому противопоставлению кадров. 

Если бы я снимал этот фильм сегодня, он был бы другим, ведь в 2005 году еще не были так развиты соцсети и интернет, как сегодня. Возможно, некоторые конфликты были бы решены иначе, поскольку часть драматургии была основана на отсутствии коммуникации. Когда я вижу в современном фильме человека в поисках телефона-автомата, я невольно задаюсь вопросом: «Вы серьезно?» (Смеется.) 

А что вас вдохновило снять «Бердмэна»?

— К этому моменту я устал от многослойной структуры фильмов, мне захотелось снять фильм всего об одном человеке. Я не был до конца уверен, что смогу выдержать всего одну сюжетную линию и нарратив. Но в итоге это был прекрасный опыт. Очень важно до конца следовать заранее установленным принципам. Именно принципам, а не правилам, потому что правила можно нарушить, а принципы нет. Я нашел какой-то минимальный бюджет и всего 19 съемочных дней на весь фильм. Но все эти проблемы и ограничения придали мне дополнительный импульс – не было времени для маневра, сомнений, импровизаций и экзистенциального кризиса. Я просто должен был снимать!

«Бардо» вы тоже сняли об одном человеке – о себе?

— Главный герой, Сильверио, которого играет Даниэль Хименес Качо, это мое альтер эго. Он возвращается в Мексику, но не понимает, где оказался – в Мексике или в США. Когда уезжаешь из страны на 20 лет, возврата в прошлое уже не будет. Именно об этом противоречии мой фильм, об абсурде и о грусти, которые влечет за собой этот опыт. 

Мне кажется, в этот фильм я вложил все, чему научился за последние 25 лет. Думаю, что это лучшее, что я мог сделать, отдав ему все душу. Более того, у «Бардо» нет определенной структуры, единственный центр тяжести – это его эмоция. Это состояние души, поток сознания. Разумеется, в фильме что-то происходит, но мне хотелось, чтобы он стал сенсорным опытом, а не повествованием. Для меня «Бардо» стал очень личным фильмом, давшим мне свободу. Я несколько лет думал о том, как его нужно снимать. И я не просто хотел снять этот фильм, мне это было необходимо.

Герой «Бардо» задается вопросом, что есть успех? Что он для вас?

— Мне думается, что поиски успеха и попытки взглянуть на это со стороны неизбежны. Успех – это не пункт назначения, а очень субъективный процесс, который чаще всего приносит разочарование. К слову, сцена с моим героем и его отцом в ванной основана на реальных событиях. У моего отца были сложные отношения с успехом, и он всегда говорил: «Успех может тебя отравить, если ты будешь воспринимать его слишком серьезно». 

Кадр из фильма «Бардо» (2022)

Уже знаете, что будете делать дальше?

— До «Бардо» я ничего не снимал 7 лет, VR-инсталляция – это все, что я сделал за это время. Я все меньше интересуюсь реальностью в кино, потому что я считаю, что кино – это самый мощный инструмент для мечты. У мечты нет понятия времени, как не существует времени и в кино. Скажем так, мечты в нашей голове, а кино – это то, что снимает камера, но и то и другое – это фрагментация времени и пространства, в то время как наша жизнь линейна, скучна и временна.

А кино кажется мне возможностью новой интерпретации реальности, и это меня интересует в нем прежде всего. Боюсь, мне будет сложно снять фильм с четкой структурой и выверенным сюжетом. Эти ментальные конструкции мне совершенно не интересны. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

10 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад