В мае в российском прокате появится триллер «Мегалодон», где огромная кровожадная акула тиранит мирных курортников. Акулами на экране, как и драконами, динозаврами и прочей нечистью, нынче никого не удивить. Но задолго до чудищ, созданных посредством компьютерной графики, и механических кукол акулы в кино были абсолютно реальны. Что порой приводило к плачевному исходу и заставляло задуматься: нужна ли подобная натуралистичность, если окрашена она не искусственной, а самой что ни на есть настоящей кровью?
В этом материале мы нырнули в воды мирового кинематографа и выудили на свет божий пятерку картин, в каждой из которых использовался свой способ изображения клыкастых хищников. А заодно рассказали о хитростях, позволявших даже фальшивым акулам выглядеть пугающе реалистично.
С незапамятных времен в кино нередко снимали живых акул. В 1910-х затейник Дж. Эрнест Уильямсон сконструировал особую трубу с операторской кабинкой на конце, так называемую «фотосферу»: с ее помощью можно было вести подводные съемки. Во время одного из подобных опытов удалось запечатлеть сражение акулы с каскадерами, а затем – и с самим Уильямсом. Он героически прикончил хищника и в 1914-м выпустил об этом ленту, озаглавив ее Thirty Leagues Under The Sea.
Через 55 лет фильм с лаконичным, но выразительным названием «Акула!» снял радикал Сэмюэл Фуллер, которого обожали режиссеры французской «новой волны», а в качестве харизматичного актера задействовали Стивен Спилберг, Деннис Хоппер и Вим Вендерс. На сей раз тяга к экспериментам сыграла с Фуллером злую шутку. Съемки «Акулы!», где фигурировали торговцы оружием, охотники за сокровищами, красивая женщина в лице бунюэлевской фаворитки Сильвии Пиналь и брутальные мужчины во главе с Бертом Рейнольдсом, проходили в Мексике. И обитатели местных глубин оказались не очень дружелюбно настроены по отношению к понаехавшим киношникам.
В один ужасный день во время съемок с участием реальных акул трагически погиб каскадер. До сих пор доподлинно неизвестно, что именно там произошло. Кто-то утверждал, что большая белая акула просто прорвалась в вольер из сетей, где находились ныряльщики. Другие уверяли, что животное неправильно усыпили, и оно пробудилось в самый неподходящий момент.
Как бы то ни было, шокированный Фуллер ушел из проекта и потребовал убрать свое имя из титров, а продюсеры на волне общей шумихи сменили название фильма с «Кейн!» (по фамилии главного героя) на, собственно, «Акулу!». Что касается 32-летнего каскадера Хосе Марко, то записей нападения на него акулы не сохранилось – как и сведений о его пребывании в больнице, где он скончался два дня спустя. Дело ясное, что дело темное.
Это сейчас первый в мире блокбастер считается жемчужиной в карьере Стивена Спилберга и одним из наиболее почитаемых и цитируемых триллеров всех времен. Но в далеких 1970-х съемки картины казались рискованной авантюрой. А молодого постановщика они могли скорее похоронить (во всех смыслах), чем вознести до небес. Спилберг решил работать на реальных морских локациях, но из-за погодных условий производственный график непростительно затянулся. Вырос и бюджет – с $4 млн до $9 млн, из которых $3 млн пришлось на возню с акулами. Вдобавок актеры страдали от морской болезни, а технические сложности подкидывали авторам все новые заковыристые задачки.
Ладно хоть от настоящей белой акулы отказались: ее место заняли три механические модели. Со открытыми правой и левой сторонами, где располагались хитрые приспособления для приведения конструкции в действие, а также отсутствующим брюхом. Последняя использовалась для общих планов. В длину они достигали порядка семи метров и носили одно на всех имя Брюс – в честь спилберговского юриста. Команда из сорока мастеров трудилась над Брюсами на протяжении несколько месяцев, подыскивая надежный материал для акульей кожи и разрабатывая механизмы управления моделями на воде.
Акулы, зафиксированные на специальных подводных креплениях, приводились в движение стараниями более десятка человек и постоянно ломались. Поэтому Спилберг и снимал своего монстра лишь намеками, что по счастливому совпадению только усиливало саспенс. Одновременно в Южной Австралии запечатлели кадры с реальными акулами – сравнительно маленькими, четырех метров в длину. Участвовавший в съемках каскадер тоже был небольших габаритов, что и создало устрашающую иллюзию. А позднее четвертый Брюс, отлитый из оргстекла, стал популярным экспонатом парка развлечений Universal.
Этот акулий блокбастер снял гуру хлеба и зрелищ Ренни Харлин, автор второго «Крепкого орешка», «Скалолаза», «Острова головорезов» и прочих знаменитых экшен-лент 1990-х. Справедливо рассудив, что банальные акулы-убийцы уже никого не возбуждают, Харлин превратил их в генетически модифицированных, чертовски сообразительных существ, с которыми борются незадачливые сотрудники подводной лаборатории. Мрачным источником вдохновения для сценариста Дункана Кеннеди послужил жуткий эпизод, свидетелем которого он стал в детстве: на его глазах акула разорвала на куски человека, и останки вынесло на берег неподалеку от его дома.
На площадке, к счастью, никто не пострадал, хотя актер Томас Джейн долго не мог оправиться от шока после съемок с реальными акулами на Багамах. Он сидел в клетке, а вокруг плавали устрашающие создания, которые потом мерещились ему в кошмарах (Кеннеди тревожили сны с подводными тварями, читавшими его мысли). Основные акулы в кадре, правда, были аниматронными. За минувшие с выхода «Челюстей» 24 года технологии шагнули далеко вперед, так что с оживлением чудищ в «Глубоком синем море» проблем не возникло. Они плавно двигались и стремительно нападали, что весьма правдоподобно выглядело и на крупных, и на общих планах.
На постпродакшене же на помощь также пришла компьютерная графика. Конечно, самоуверенные высказывания Харлина о том, что виртуальных акул в его ленте не отличить от настоящих, сейчас могут вызвать скептическую ухмылку. Но на закате 1990-х они смотрелись недурно. А эпизод, где героя Сэмюэла Л. Джексона пожирает появившийся откуда ни возьмись монстр, сам артист называл любимой смертью в своей фильмографии. Молодой студии визуальных эффектов Hammerhead Productions помогали мастера из Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса, что служило неоспоримым гарантом качества.
Этот монотриллер Жауме Кольет-Серры («Черный Адам») – прекрасное доказательство, что Блейк Лайвли и без звездного супруга Райана Рейнольдса воспринимается как самостоятельная величина. Актерская – уж точно. Фигуристой блондинке досталась роль серфингистки, которая однажды решила оседлать волну у берегов Мексики и столкнулась с голодной акулой, собравшейся ею перекусить. Большая часть действия ленты разворачивается на крошечном островке, куда выбралась серфингистка, чтобы уберечься от хищника.
Выглядит происходящее довольно правдоподобно, хотя львиную долю эпизодов снимали в студии на хромакее. Непосредственно на локациях – роль мексиканского пляжа исполняло побережье Австралии – запечатлели лишь 10% кадров. По словам режиссера, в каждой сцене есть всего один реальный кадр, но он-то и вводит зрителя в заблуждение, отвлекая внимание от 99% виртуальных изображений. Акулу тоже рисовали целиком на компьютере, причем допиливали ее впопыхах, дабы хоть что-то продемонстрировать в трейлере. В итоге даже профессиональные биологи заявили, что хищник и его агрессивное поведение показаны в целом реалистично, хотя без чисто киношных вольностей, конечно, не обошлось.
«На протяжении года я испытывал страх, – признается Кольет-Серра, не видевший главного антагониста картины до завершения постпродакшена. – Когда я приступал к монтажу, акула была просто красной точкой. Вы ставите ее на экране, и она перемещается слева направо, справа налево… Потом переходите к следующему этапу, где уже присутствует приблизительная анимация. И даже когда видите приличный кадр в трейлере, где акула выпрыгивает из воды, то понимаете: «Что ж, неплохо. Осталось еще 100 шотов».
Акулы нередко встречаются и в детских мультфильмах – от старенького сериала 1970-х «Ябберджау» до французского «Зиг и Шарко» (2010–…). Самой же популярной анимационной акулой назовем, пожалуй, Брюса из оскароносного «В поисках Немо»: очевидная, но восхитительно ироничная отсылка к «Челюстям». Почему ироничная? Все просто – Брюс является… вегетарианцем! Конечно, память предков никто не отменял. И стоит Брюсу учуять запах свежей кровушки, как он мигом слетает с катушек. Но в целом этот товарищ – дружелюбный насмешник, который преспокойно тусуется с мирными обитателями океанских глубин.
Работавшие над «Немо» аниматоры прошли специальный курс океанографии, занимались дайвингом и прилежно посещали лекции: все ради того, чтобы сделать движения рыб максимально естественными. А для их дополнительного «одушевления» мимику героев с плавниками синхронизировали с человеческой. Возвращаясь к «Челюстям», упомянем забавную фанатскую теорию, согласно которой Брюс из «Немо» является сыном того самого Брюса из творения Спилберга. Тот, дескать, бросил отпрыска в младенчестве (большие белые акулы действительно так поступают), а воспитала его добросердечная матушка, строго наказав не брать пример с кровожадного папани. Послушный сынок, ничего не скажешь!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…