Не секрет, что жанр душераздирающих историй о том, как тяжело и неказисто живется разного рода артистам, придумали сами артисты исключительно для того, чтобы цену себе повыше набить. Чтобы все думали, какие они несчастные, какая работа у них непростая, и надо их, значит, пожалеть. Так вокруг них сформировался культ, который особо пышным цветом расцвел у нас в стране, где им даже стали специальные звания выдавать. Притом что спроси кого, чем народный артист от заслуженного отличается и что вообще это все означает, и вряд ли услышишь осмысленный ответ.
Сериал «Актрисы» – еще одна душераздирающая история о тяжелой и неказистой жизни артистов. Точнее, не одна, а целый ворох таких историй. Придуманных, конечно же, артисткой – Паулиной Андреевой. На первый взгляд как будто бы никаких откровений. Но если приглядеться, то совсем по-иному сериал воспринимается. Как завуалированная деконструкция этого порочного культа. Очень притом своевременная.
Вы, наверное, замечали, что в последние годы с артистами нашими ненаглядными явно неладное происходит, причем в массовом порядке. То и дело какую-то дичь творят, фортеля выделывают, несут несусветную ахинею. Расчехляются, что называется, один за другим и удирают с высоко задранными носами и поджатыми хвостами за бугор. Откуда продолжают нести ахинею, творить дичь и выделывать фортеля. А общественность всякий раз неизменно возмущается и недоумевает: да как же так-то, нормально ведь сидели (на государственных бюджетах и личных средствах сограждан).
Так вот, «Актрисы» дают вполне развернутое и внятное объяснение, почему так. Оно, разумеется, не претендует на статус абсолютной истины и уж тем более не тянет на великое открытие, но что-то в этом, определенно, есть. Объяснение такое: дело в том, что у большинства артистов психика весьма подвижна, а интеллект, прямо скажем, не слишком развит, к тому же связь с реальностью значительно ослаблена. Звучит, положим, резковато. Но если здраво рассудить, никто ведь не будет с этим спорить, правда?
Оно бы и ничего, так было всегда и никому обычно не вредило. Но потом человечество вступило в эпоху соцсетей и всепроникающего информационного шума, а следом глобальные потрясения, включая пандемию, стали на голову валиться. В результате у людей с подвижной психикой, не слишком развитым интеллектом и ослабленной связью с реальностью окончательно в голове все разболталось и хлынуло наружу, прямо в медиапространство.
Описанный процесс, собственно, и продемонстрирован во всех подробностях сериалом «Актрисы». Начинается он с трагического события, от которого три главные героини, подружки-актрисы, испытывают глубокое эмоциональное потрясение. И далее мы наблюдаем за тем, как складываются их судьбы на протяжении трех временных периодов: в 2014 году, 2017-м и 2020-м. Как они ссорятся, чинят друг дружке подлянки, предают, обманывают, строят свои карьеры с переменным успехом, лицемерят, закатывают истерики, курят, матерятся, с кем-то спят, от кого-то рожают и так далее.
Зрелище не самое увлекательное, но если немного потерпеть, привыкнуть, то можно втянуться и получить довольно незаурядный опыт. Подобный сидению перед террариумом с экзотическими насекомыми в течение нескольких часов. С поправкой на то, что копошатся насекомые не абы как, а высокохудожественно, с нервом, с надрывом. Сам Федор Бондарчук копошения эти срежиссировал, на высочайшем уровне, как он умеет. Периодически насекомые перестают копошиться и принимаются красиво плясать. Особенно красиво пляшет насекомое в исполнении Сергея Гилева в паре с гигантской белочкой.
Вы только не подумайте, что сравнение с террариумом и насекомыми – это упрек из желания оскорбить кого-то. Вовсе нет. Оно, судя по всему, так и задумано. Потому что в «Актрисах» объективно нет ни одного героя, который бы вызывал что-то, помимо смеси омерзения и энтомологического интереса. Кроме, может, третьестепенного персонажа Лолиты Милявской (который к артистической братии имеет отношение опосредованное).
Тем самым Андреева, Бондарчук и примкнувший к ним Валерий Тодоровский, также в списке создателей фигурирующий, будто заявляют: вот какие эти ваши артисты театра и кино, ваши кумиры, на самом деле. Убогие создания, только на то и годные, что тексты чужие вслух зачитывать да руки заламывать. А вы им еще претензии какие-то предъявляете.
Повторимся: в том нет великого открытия. Еще Анатолий Мариенгоф нечто подобное сто лет назад писал про артистов: «Само их жалкое искусство приближает все существо их к животному». И Филипп Янковский отца своего в том же духе цитировал: «Артист должен говорить только чужой текст». Андреева, Бондарчук и Тодоровский просто это лишний раз удостоверяют и наглядно иллюстрируют. А уж им-то должно быть виднее, чем Мариенгофу, поскольку сами являются представителями того сообщества, которое так нещадно бичуют.
Нам же с вами остается поверить на слово (потому что не верить оснований нет) и сделать соответствующие выводы. Чтобы в следующий раз, когда очередной Назаров или Смольянинов вбросит в инфополе очередную возмутительную глупость, снисходительно это проигнорировать. Ну, подумаешь, чего-то там брякнул. Актер же, что с него возьмешь. И если мы не будем обращать внимания на то, что актеры говорят вне своих мест работы, то жить всем станет гораздо спокойнее.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…