Кино

«Другой человек»: Театр и трансформации на волнах «Субстанции»

Актеру Эдварду (Себастиан Стэн) не очень повезло в жизни. Бедняга страдает от нейрофиброматоза, из-за чего над ним посмеиваются пассажиры в метро, а сам он чувствует себя неприкаянным маргиналом. Единственным человеком, проявившим к нему симпатию, становится его соседка – драматург Ингрид (Ренате Реинсве). Но Эдвард считает, что нормальные социальные связи ему все равно не светят. Поэтому соглашается испытать на себе экспериментальный препарат, приводящий к модификации тканей без необходимости пересаживать их или срезать. Доктор обещает, что Эдвард войдет в историю медицины. Но в историю он скорее вляпается – когда сперва получит новое лицо, а затем начнет им тяготиться. 

Боди-трансформации – один из ключевых трендов минувшего 2024-го. «Субстанция» показала, к чему может привести маниакальное стремление превратиться в лучшую версию себя. «Собиратель душ» построил вирусную промокампанию на загадочном образе маньяка, которого сыграл Ник Кейдж в неузнаваемом гриме, и стал одним из самых кассовых хорроров года. Для мюзикла «Злая» Синтия Эриво часами красилась в зеленый, готовясь к роли Эльфабы, и утверждала, что многие члены съемочной группы не видели ее без мейкапа. Герой другого мюзикла «Эмилия Перес» решил начать новую жизнь после хирургической операции. Глен Пауэлл в «Я не киллер» вообще менял личины, как цыган коней, работая под прикрытием.  

Естественно, причины подобных трансформаций всюду разные. В зависимости от жанра и сюжетных ходов. Но очевидно, что авторам (или, если угодно, Голливуду) не дает покоя тревожное наблюдение: неправильно мы как-то живем. Своего истинного облика, внешнего и внутреннего, часто боимся, поэтому жонглируем масками, что до добра не доводит. На ту же наболевшую тему рассуждает трагикомедия «Другой человек», в которой Себастиан Стэн во всех смыслах превращается в свою лучшую версию. И Стэну-артисту оно явно удалось. Роль Эдварда принесла ему награду в Берлине и «Золотой глобус», за оскаровской номинацией тоже дело не станет. А стэновский персонаж проходит любопытную переоценку своей внешности и сущности, сперва добившись желаемого, но вскоре задумавшись: стоило ли оно того?

Стартует «Другой человек» в духе «Джокера». У Артура Флека вроде не было физических изъянов, но он все равно чувствовал себя изолированным от окружения, особенно когда пытался болтать с соседкой. Вот и изобрел зловещее альтер-эго в клоунском гриме. Действие разворачивалось в сумрачном Готэме, который здорово смахивает на новоголливудский Нью-Йорк 1970-х или на тусклый Нью-Йорк из «Другого человека», запечатленный на пленку 16 мм.

Но если Джокер стремительно раскрепощался, одновременно превращаясь в законченного социопата, то Эдвард (через 40 минут он сдирает кожу, обнажая настоящее лицо Стэна) лишь ненадолго вливается в общество. Став, в частности, успешным риелтором. Занятное пересечение с «Учеником», где Себастиан сыграл молодого Дональда Трампа, который тоже занимался недвижимостью. И тоже раскручивал свой потенциал, переживая телесные трансформации: сцены с липосакцией и пересадкой волос – боди-хоррор чистой воды (как и эпизоды «Другого человека», где физиономия Эдварда фактически разваливается на куски).

В итоге Трамп меняется местами с наставником-адвокатом, сталкивая его на обочину и становясь королем положения. А Эдвард внезапно начинает двигаться в обратном направлении. Взяв псевдоним Гай Морац и похоронив прежнее «я» (Эдвард якобы кончает с собой), он получает ведущую роль в постановке Ингрид по мотивам его жизни до метаморфозы. И вдруг на одну из репетиций заявляется человек, подозрительно похожий на Эдварда, которым Гай перестал быть. Причем этот человек по имени Освальд – его играет Адам Пирсон с реальным нейрофиброматозом – из-за своей наружности будто и не парится вовсе. Поет в караоке, флиртует с девушками, выпивает в баре, ходит на йогу, воспитывает дочь, время от времени встречаясь с бывшей женой. Его жизнь более полноценна, чем довольно жалкое существование Эдварда и Гая вместе взятых. Неудивительно, что Мораца это раздражает и швыряет из крайности в крайность.

Ну а нам «Другой человек» подкидывает вечный вопрос о курице и яйце: кардинально ли ты меняешься, изменив внешность? Зависит ли отношение к тебе людей вокруг от того, как ты относишься к себе сам, или второе логичным образом вытекает из первого? И как вообще презентовать на экране героев, выделяющихся из толпы, в мире, где лишний раз ни на кого чихнуть нельзя? Сценарист и режиссер Аарон Шимберг выбирает для этого лучшую подачу – на стыке черной иронии, триллера и легкой фантасмагории, отдающей то ли Чарли Кауфманом (с нежностью вспоминаем «Адаптацию»), то ли Вуди Алленом, с которым мимоходом сравнивают Эдварда.

Да, последний снимается в инклюзивном ролике о том, как интегрировать сотрудников с изъянами в офисный коллектив. Но даже это подобие социальной рекламы выглядит скорее трагикомично, чем нравоучительно. А взлет Освальда, вытесняющего Гая из пьесы, объясняется не его опухолями, а характером Мораца, который после врачебного вмешательства только портится. Нечего на судьбинушку злую пенять, коли сам проштрафился. Следовало, короче, послушать мудрого мужика из подъезда, отметившего неоспоримое: все несчастья в жизни идут от непринятия того, что есть.

Флек и Трамп были рохлями, но в результате выросли – каждый в своей кинопарадигме – в существ принципиально иного порядка. А Гай, недолго пробыв на вершине, проиграл конкуренту битву за респект и откатился к заводским настройкам, потому что скулы Себастиана Стэна еще не гарантируют тебе бонусов. Как и фигура Маргарет Куолли в «Субстанции», рядом с которой «Другой человек» кажется остроумным младшим братом, в чем-то идущим по тем же тропинкам, но ухитряющимся изобрести что-то свое, самобытное и незабываемое. До идеала картина Шимберга не дотягивается – финальная часть вышла достаточно скомканной, как ни крути. Впрочем, было бы странно ждать совершенства от фильма, недвусмысленно намекающего, что погоня за этим совершенством – шоссе в никуда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Балерина»: Формула «Джона Уика» без Джона Уика

Экспресс-рецензия на «Балерину» звучит ровно так же, как и на предыдущие части экшен-франшизы про неубиваемого киллера с лицом Киану Ривза.…

7 часов назад

«Миссия невыполнима: Финальная расплата»: Том Круз – злодей поневоле

Итан Хант должен спасти мир. Прямо вообще весь мир. Потому что взбесившийся искусственный интеллект задумал уничтожить человечество. Ну вы знаете…

16 часов назад

Владимир Машков поставил спектакль «В списках не значился»

Владимир Машков поставил спектакль «В списках не значился» в Театре Олега Табакова (в этом сезоне все постановки проходят на сцене…

1 день назад

«Самозванцы»: Кровавые мальчики, Борис на царстве и другие исторические параллели

На большие экраны выходит драма «Самозванцы», премьера которой состоялась в одной из конкурсных программ 47-го ММКФ. Ее широкий релиз формально…

1 день назад

«Киностудия»: Остроумная сатира на современный Голливуд

Кинопродюсер Мэтт Ремик живет свою лучшую жизнь. Он – идеалист, карьерист и синефил, боготворящий режиссеров и кинозвезд. Верит в исключительное…

2 дня назад

Умер Евгений Дога

Композитор Евгений Дога, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР, скончался в возрасте 88 лет в Кишеневе. Причина смерти,…

2 дня назад