«A блокбастеры и женщины-режиссеры должны встретиться?»: Звезды «Кинотавра» обсудили мировые тренды | КиноРепортер
КиноРепортер > Статьи > Кино > «A блокбастеры и женщины-режиссеры должны встретиться?»: Звезды «Кинотавра» обсудили мировые тренды

«A блокбастеры и женщины-режиссеры должны встретиться?»: Звезды «Кинотавра» обсудили мировые тренды

12 июня 2019
«A блокбастеры и женщины-режиссеры должны встретиться?»: Звезды «Кинотавра» обсудили мировые тренды

На 30-м «Кинотавре» провели дискуссию о развитии русского и мирового кинематографа за последние 30 лет. «КиноРепортер» записал самое важное из разговора создателей «Притяжения», «Гоголя», «Обычной женщины» и «Аритмии» о феминизме, способах попасть в кино и онлайн-платформах.

Сбербанк Первый, премиальная сеть Сбербанка, и Visaв рамках проекта First Talk и партнерства с кинофестивалем «Кинотавр» организовали публичную дискуссию о развитии русского и мирового кинематографа за последние 30 лет. В мероприятии участвовали продюсер и президент «Кинотавра» Александр Роднянский («Левиафан», «Дылда») актриса Анна Михалкова («Обычная женщина») и режиссеры Федор Бондарчук («Притяжение»), Наталия Мещанинова («Аритмия», «Сердце мира»), Наталья Меркулова и Алексей Чупов («Человек, который удивил всех», франшиза «Гоголь»). «КиноРепортер» приводит главные цитаты кинематографистов, которые за час успели обсудить ситуацию с женщинами-режиссерами, мировые тренды в кинематографе и цифровую революцию.

О том, как из офисного сотрудника превратиться в режиссера

Наталья Меркулова и Алексей Чупов

Алексей Чупов: «Я пришел работать в киноиндустрию, когда мне было 40 лет. Сергей Соловьев на открытии фестиваля (режиссеру „Ассы“ вручили награду за вклад в кинематограф — прим. ред.) сказал, что кино — вся его жизнь и другой у него не было. Я позавидовал ему, конечно. У меня была другая жизнь, но эта лучше. Как попасть в кино? Обычно наши знакомые говорят, что надо правильно жениться (здесь Анна Михалкова, шутя, уточнила: „Ну или родиться“). Надо работать. Если тебе удастся сделать что-то востребованное, то ты в нее попадешь».

Наталья Меркулова: «Входной билет в киноиндустрию пропитан кровью и слезами. Закончив ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров —прим. ред.), я не могла найти работу три года. Даже бесплатную. Я перманентно была в жесточайшей депрессии и совершенно не могла понять, откуда появляются режиссеры. Если бы не появился друг Леши Дима Аржанов, и не дал нам половину бюджета на «Интимные места», от которых отказались все продюсеры, то мы бы их никогда не сняли. Так что я попала в кинематограф чудом. Серьезно! Вход в кинематограф не должен быть таким сложным для режиссера, потому что многие ломаются по пути. Это нелегкая история. Славу богу, сейчас можно снимать на айфон и как-то себя репрезентовать».

О феминизме и равноправии между мужчинами и женщинами в киноиндустрии

Анна Михалкова

Анна Михалкова: «Тема очень актуальна в нашей стране и во всем мире. Если мы смотрим „Обычную женщину“ (сериал Бориса Хлебникова, где Михалкова играет сутенершу, скрывающую свою работу от домочадцев — прим. ред.) и видим там узнаваемые ситуации, которые не связаны с темой гендера, то на западе считывают только ее. Это тенденция, которая есть во всем мире. Женщины добиваются равноправия и отчасти начинают брать на себя функции мужчин. Кинематограф на эту тему очень быстро откликнулся. Наш в том числе».

Алексей Чупов: «Это неизбежно. Возможно, через несколько лет женское жюри будет судить женскую программу, а мужчины приедут в качестве гостей. Это возможно теоретически».

Наталья Меркулова: «За сто лет „Оскара“ приз за режиссуру взяла всего лишь одна женщина (Кэтрин Бигелоу за фильм „Повелитель бури“ — прим. ред.). Это говорит о том, что глобально процесс выглядит вот так. Никакого равноправия по большому счету еще нет. Недавно мы были на круглом столе по этой теме на одном мексиканском фестивале. И женщины-режиссеры жаловались там, что их не воспринимают в большом кино. Им не доверяют снимать фантастические блокбастеры. Когда встретятся блокбастеры и женщины?»

Александр Роднянский: «А они [блокбастеры и женщины-режиссеры] должны встретиться? Назначено свидание? Речь идет о равноправии, а не равенстве. Такие вещи не могут быть сделаны механистично. Просто потому что у нас мало женщин, делающих блокбастеры, студия не может выписать полмиллиарда. Нельзя это делать из-за общественного мнения, которое настаивает, что должно быть больше женщин-режиссеров. Это сложная история, и она развивается органично. Есть Пэм Джонсон, которая сделала „Чудо-женщину“ (Роднянский имеет в виду Пэтти Дженкинс — прим. ред.) и делает другие блокбастеры. Это органика развития бизнеса, и я согласен с тем, что внутри этой органики есть процессы, которые сами о себе заявляют. На „Кинотавре“ уже много лет примерно половина программы — фильмы женщин-режиссеров. Если начнется насильственный отбор по какому-то принципу, как это уже бывало в нашей истории, то это очень плохо закончится в первую очередь для той категории кинематографистов, которую будут продвигать. Но мы не можем отбирать в конкурс „Кинотавра“ фильмы, просто потому что они сделаны кем-то. Они должны быть хороши. Студии, при всей их политкорректности и зависимости от общественного мнения, тоже не будут принимать такие решения. Если кто-то сделает необычайно успешную картину, то в руках у этого кинематографиста-женщины, или, давайте уж использовать феминативы, в руках этой режиссерки (Меркулова протестует против использования слова — прим. ред.) будет полнота ответственности и способность влиять на процесс. Кинематограф — это спортивное дело. Успешный последний фильм дает огромные возможности автору, и он уже, без сомнения, может предлагать условия продюсерам и студиям».

О новых технологиях в кино

Александр Роднянский и Федор Бондарчук

Александр Роднянский: «Многие профессии уйдут из кинематографа. Процесс производства фильмов меняется. Раньше было много разных функций на площадке, и большинство уже исчезло. Сейчас в процессе задействовано минимальное количество людей, и будет все меньше. Мы же не шутим, когда говорим, что можно снять кино на телефон и показать его на YouTube, и у тебя вся система дистрибуции готова. Многие из наших классиков думают, что негатив монтируется. Они не знают, что уже есть цифровые технологии. Скоро и мы окажемся позади».

Федор Бондарчук: «Искусственный интеллект входит в нашу жизнь. Сейчас есть программы, которые первый драфт монтажа делает без человека. Год назад я посмотрел на конференции по CGI первый трейлер, который был сделан компьютером. Пока это смотреть невозможно, но через пять лет все это будет выглядеть уже по-другому. Художники, конечно, все равно останутся».

Александр Роднянский: «Сегодня есть программы, в которых режиссер расставляет движение актеров, оператор — движение камеры, художник — декорации, а продюсер это все видит и влияет на процесс».

О просмотре в кино и дома

Наталия Мещанинова

Федор Бондарчук: «Кинотеатры трансформировались. Играют роль и размер экранов, и проекция, и звук. На экранах останутся тот контент, который визуально привлекает и дает те ощущения, которых ты нигде больше не получишь. Остальной контент уйдет в digital. Но коллективная медиация уйдет».

Наталия Мещанинова: «Я не очень люблю смотреть кино с другими людьми. Они на меня влияют, а я интроверт. Я смотрю все кино, которое выходит, у себя дома, когда я на это настроена. Facebook тоже дает это чувство коллективной медитации. Мне кажется, неважно каким способом ты это чувство получаешь».

Анна Михалкова: Все, кто занимается кино, счастливы, что появляются онлайн-платформы. К сожалению, диктат каналов очень ограничивает и темы, которые можно поднимать, и способ их воплощения. Дело даже не в цензуре, существует и самоцензура. Кинематограф должен поднимать вопросы, которые людей будоражит. В этом смысле платформы дают возможность высказаться по очень сложным болезненным темам. Должно быть отражение процессов, которые происходят в обществе. Если бы сериал «Чернобыль» снимался у нас для прайм-тайма канала ТВЦ, то он бы, надо думать, не достиг тех результатов.

Федор Бондарчук: «Я ощущаю новую волну продюсеров, связанных с новыми площадками. Им не интересен кинотеатр. Они не понимают, как устроено кинопроизводство и как оно связано с государственной поддержкой, Фондом кино или Минкультом. Два примера приведу. Первый —мини-сериал «4:59», который будет показан на онлайн-платформе (имеется в виду видеосервис Start —прим. ред.). В 4:59 раздавался чудовищный звонок с последним заданием в группах смерти «Синий кит», о которых писала «Новая газета». Можно ли такое увидеть на федеральных каналах? Вряд ли. Второй — сериал о войне с наркоторговцами. Молодых продюсеров интересуют эти темы, и они в них понимают.

Полная запись разговора доступна на официальном YouTube-канале «Сбербанка». 

Читайте также

Следующий большой проект Pixar выйдет в 2020 году Кино
20 июня 2019

Следующий большой проект Pixar выйдет в 2020 году

Появились первые подробности нового мультфильма «Душа».

Куклы для любви и ужаса: 10 фильмов о живых игрушках Кино
20 июня 2019

Куклы для любви и ужаса: 10 фильмов о живых игрушках

На этой неделе выходит сразу два фильма про ожившие детские игрушки — роботизированный Чаки сходит с ума и устраивает резню в «Детских играх», а Вуди и Базз Лайтер снова попадают в приключения в «Истории игрушек 4». Вспомнили, какими еще бывают маленькие ожившие товары из «Детского мира».

Киану Ривз мог сняться почти во всех фильмах Marvel Кино
20 июня 2019

Киану Ривз мог сняться почти во всех фильмах Marvel

Возможно, звезда «Матрицы» еще сыграет своего супергероя.

Певица Монеточка сыграет в новом фильме режиссера «Горько!» Кино
20 июня 2019

Певица Монеточка сыграет в новом фильме режиссера «Горько!»

Жора Крыжовников собирается снять роуд-муви с Сергеем Буруновым и Анной Михалковой.