Драма о кино и принятии себя в сопровождении Уиллема Дефо и Лили Джеймс.
Итальянский режиссер Саверио Костанцо («Голодные сердца», «Моя гениальная подруга», «Одиночество простых чисел») снял драму «Долгожданный рассвет» о мире кино 1950-х, который в прошлом году номинировался на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Награду фильм не получил, ее забрали «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса, но его достоинств это не умаляет. Картина получилась медленной, даже медитативной. И тревожащей – за главную героиню приходится переживать и мучиться, что же с ней произойдет в следующую минуту. А событий у нее – вагон и маленькая тележка: и все за одну ночь, которая кажется бесконечной. Поэтому рассвет приносит долгожданное облегчение и для героини, и для зрителя.
Итак, Рим, 1950-е годы. Мать (Кармен Поммелла) с двумя дочерьми (София Паницци и Ребекка Антоначи) смотрят фильм про войну. Уходя, они встречают студийного пройдоху, который зазывает старшую дочь попробоваться в массовке исторического фильма на всемирно известной киностудии Чинечитта. Конечно же, девушки идут туда вместе и, как водится, младшей везет больше. Мимозу замечает голливудская звезда Жозефина Эсперанто (Лили Джеймс). Она берет ее в свою киношную свиту, а после всю ночь возит за собой.
Мимоза попадает в манящий мир кинематографа, купается во внимании знаменитостей, встречается с обожаемыми ею артистами: помимо Жозефины, это Алида Вали (Альба Рорвахер), Син Локвуд (Джо Кири), Нан Рот (Рэйчел Сеннотт). Но если поначалу все кажется ей прекрасным и волшебным, то чем глубже ночь, тем опаснее становятся приключения. Это и алкоголь, и настойчивое склонение к сексу, и публичное унижение, ставшее ее триумфом, и разбитое сердце, и потерянность с одиночеством. За одну ночь робкая девушка взрослеет и превращается в юную женщину, которая понимает и принимает себя.
Не просто так главную героиню зовут Мимозой. На языке цветов она символизирует нежность, хрупкость и стыдливость. Все это есть в персонаже Ребекки Антоначи. Она привлекает внимание искушенных звезд своей кротостью, освещая пространство вокруг себя. И каждый, кто ее видит, в силу своей испорченности и извращенности, пытается сорвать этот невинный цветок, чтобы превратить в свое подобие.
Символом внутреннего освобождения и принятия себя становится львица, которая в начале фильма сидит в клетке, а в финале сбегает и прогуливается по пустынному Риму. И Мимоза, несмотря на все пережитое, с кроткой улыбкой благодарит Руфуса Приори (Уиллем Дефо), также всю ночь сопровождавшего девушек.
Потом жмет его руку и уходит, оставляя Руфуса в растерянности и недоумении. Хотя за все случившееся этой долгой ночью с Мимозой, пожалуй, большая часть вины лежит именно на нем. За то, что лишь наблюдал за происходящим и ничего не сделал. С другой стороны, благодаря его бездействию девушка смогла понять, кто есть кто среди этой огромной стаи бездушных псов и кто она сама.
«Долгожданный рассвет» – грустный фильм, потому что по-настоящему счастливых людей в нем нет, несмотря на внешний блеск, богатство, славу. Син Локвуд, красавчик, обожаемый тысячами женщин, мучается от неразделенной любви и занимается постоянным самокопанием. Он кажется тем, кто еще не до конца испорчен изнанкой шоу-бизнеса, но на поверку оказывается обычной пустышкой. Властная, капризная и жестокая Жозефина, звезда первой величины, на самом деле глубоко несчастная женщина, чей секрет раскрывается в финале. Нан Рот страдает от зависти и презрения, которые окружают ее плотной аурой. Там каждый уже давно выпотрошен, высушен и испорчен.
Фильм закольцован La Scalinata di Trinita dei Monti – Испанской лестницей в центре Рима. В первых кадрах Локвуд, играющий солдата в фильме, который Мимоза смотрит в кинотеатре, поднимается по ней с сияющими от слез глазами, обещающими нечто прекрасное. В финальных – девушка, поднявшаяся за ним и побывавшая в его мире, спускается обратно в реальную жизнь, но уже совсем другой.
Комментарии