Голосовые помощники, планшеты, видеозвонки и даже пересадка лица.
Жанр научной фантастики всегда давал возможность не только оказаться в альтернативном мире будущего, но и предсказывал реальные технологии, которые стали частью нашего сегодняшнего мира. «КиноРепортер» собрал наиболее интересные примеры.
«Космическая одиссея 2001 года», 1968
Целый набор технологий будущего.
Ставший вехой в научной фантастике и развитии мирового кинематографа фильм Стэнли Кубрика рассказывает о космической экспедиции двух астронавтов на Юпитер. Шедевр режиссера является наиболее пророческим в плане технологий и устройств будущего, которые теперь стали частью нашей жизни. Наряду с планшетными компьютерами, персональными телеэкранами в самолетах Кубрик показал личного электронного помощника (HAL 9000). А еще предсказал концепцию космического туризма и видео-конференц-связь.
«Бегущий по лезвию», 1982
Светодиодные рекламные щиты и видеозвонки.
Сай-фай Ридли Скотта о детективе Рике Декарде (Харрисон Форд), который разыскивает и уничтожает вышедших из-под контроля искусственно созданных людей-репликантов. Фильм предсказал, что видеозвонки станут частью повседневной жизни, особенно сейчас, когда появившийся из ниоткуда Zoom во время пандемии стал одним из самых нужных и популярных приложений в мире. Классика научной фантастики также предвидела неоновые рекламные вывески, без которых сейчас невозможно представить большие города. Эта технология стремительно развивается, и в некоторых столицах мира, как, например, в Сеуле, можно увидеть невероятно эффектные здания, при взгляде на которые вспоминаются фантастические города будущего.
«Терминатор», 1984
Военные беспилотники.
Любимый фильм детства не одного поколения, в котором герои противостоят роботу по имени Терминатор из постапокалиптического будущего. Давайте просто скрестим пальцы, что показанные в фильме военные беспилотники в конечном счете не будут гнаться за нами, когда восстание роботов наконец-то произойдет. К сожалению, мир работает так, что любым новаторским или инновационным технологиям как можно скорее пытаются найти применение в первую очередь в армии. И да, сейчас маленькие дроны умеют доставлять на дом покупки, но со временем могут научиться и разносить целые здания. Скрестим пальцы!
«Вспомнить все», 1990
Сканеры безопасности и самоуправляемые машины.
Жизнь работяги Дага Куэйда скучна и однообразна. Поэтому, чтобы хоть как-то поразвлечься, он решает воспользоваться услугами компании, которая за деньги посылает в его мозг импульсы, создающие иллюзию того, что он — другой человек, живущий более интересной жизнью. Подобные развлечения из боевика Пола Верховена с Арнольдом Шварценеггером пока не реализованы, но Верховен смог предвидеть сканеры безопасности в аэропорту, которые теперь видят нас насквозь. Сейчас они являются частью рутинной проверки, необходимой для посадки на рейс, но когда-то многие осуждали такую процедуру, называя ее вторжением в личную жизнь. В фильме, кстати, также фигурируют самоуправляемые машины, которые уже есть и сейчас, правда, ими пока управляет скрытая от глаз система, а не приветливый андроид.
«Сеть», 1995
Онлайн-мошенники, кража персональных данных.
В триллере о компьютерных технологиях будущего персонаж Сандры Буллок заказывает пиццу онлайн (сейчас заказать можно все что угодно), а затем становится жертвой интернет-мошенников. Кража личных данных до сих пор является одним из самых распространенных преступлений в современном мире, и хотя многие уже давно смекнули, что не стоит отправлять свои данные вымышленному арабскому шейху или нигерийскому принцу в надежде, что он их быстро обогатит, мошенники продолжают охотиться за доверчивыми пользователями.
«Хакеры», 1995
VR-гейминг.
Сейчас фильм про молодых хакеров, за которыми ведет охоту ФБР, помнят только за молодую Анджелину Джоли с прической под мальчика, забывая о том, что фильм Иэна Софтли в одной из сцен показал очки виртуальной реальности (VR) и сумел предсказать, что такие игры в конечном счете станут обычным явлением. Даже сама гарнитура очень похожа на уже известный Oculus Rift. Ну а то, что хакеров будет бояться весь мир, пусть и не таких супермодных, как здесь, и говорить не надо.
«Без лица», 1997
Пересадка лица.
Николас Кейдж и Джон Траволта поменялись лицами и устроили между собой разборки со взрывами и перестрелками. Абсолютно все, кто смотрел культовый боевик Джона Ву, тогда понимали, что в реальности такого быть не может! Но в 2005 году во Франции прошла первая частичная пересадка лица, а уже в 2010-м команда из 30 испанских хирургов смогла провести полноценную операцию. С тех пор, как сообщается, очень сложная хирургическая процедура повторялась еще 40 раз. Так что ждем недавно объявленный ремейк фильма, который в нынешних реалиях явно будет выглядеть намного правдоподобнее, чем его предшественник. Ну и надеемся, что светские львицы не возьмут за моду менять свои черты каждый год.
«Шоу Трумана», 1998
Повседневная жизнь человека превращена в реалити-шоу.
Идея долгоиграющего реалити-шоу, посвященного повседневной жизни того или иного человека, могла показаться надуманной и странной еще в 1998 году, когда вышел фильм «Шоу Трумана». Режиссер Питер Уир своим кино уже тогда предупреждал об опасности подобного формата. Но ничто не предвещало, как говорится, и в нулевые появилась семейка Кардашьян, которой удалось не только воплотить такую программу на годы вперед, но и вцепиться своими когтями практически во все аспекты индустрии развлечений. Многие думали, что бум реалити-шоу на рубеже тысячелетий станет неактуальным, но вот мы здесь, спустя 20 лет, а жанр жизни напоказ — инстаграм, ТикТок — захватил весь мир.
«Особое мнение», 2002
Персонализированная реклама.
Многие ловили себя на том, что после поиска в интернете новых кроссовок, например, или просто беседы с другом или коллегой об этом, на них начинали сыпаться рекламные объявления на ту же тему на любых других сайтах, посещаемых после. Таргетированная реклама еще не сканирует сетчатки глаз, как это делалось в одной из сцен фильма Стивена Спилберга, но многие известные бренды и компании все чаще используют аналитику, данные и алгоритмы, чтобы нацеливать на отдельных пользователей рекламу или рекомендации по покупкам. Наверняка после прочтения этой статьи интернет предложит новое лицо, планшет или вообще все, о чем мы написали.
Комментарии