Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > 9 фильмов, которые могли изменить историю «Оскара» до «Паразитов»

9 фильмов, которые могли изменить историю «Оскара» до «Паразитов»

18 февраля 2020 /
9 фильмов, которые могли изменить историю «Оскара» до «Паразитов»

Шведский арт-хаус, азиатское фэнтези и итальянская комедия — какие международные проекты получали номинацию за лучший фильм.

«Паразиты» режиссера Пон Джун Хо стали историческими для американской Киноакадемии: впервые главный приз достался не англоязычному фильму. Одновременно картина умудрилась ухватить и «Оскар» за «Лучший международный фильм» (так теперь называется номинация за «Лучший фильм на иностранном языке»). Однако сам факт выдвижения не-американского кино на «главную» премию имел место не впервые. В прошлом несколько картин были близки к успеху «Паразитов». «КиноРепортер» вспоминает, кто это был, пропустив «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда. Все же это в большей мере американские фильмы, где иностранная речь звучит ради аутентичности. Нам интересно вторжение «чужого» кино на американскую территорию.

«Великая иллюзия»

Режиссер: Жан Ренуар

Страна: Франция

Год: 1938

Уступил: «С собой не унесешь» Фрэнка Капры

До 1962 года главная награда Академии вручалась «за выдающееся производство». Что же, фильм Ренуара был выдающимся во всех отношениях — из тех, что невозможно не полюбить. Лирическая трагикомедия с Жаном Габеном в главной роли о французских летчиках в немецком плену Первой мировой снималась в преддверии новой войны. Уже никто не сомневался, что боевые действия неминуемо состоятся, а фильм Ренуара о недавнем прошлом был безнадежным предостережением и гуманистическим заявлением. В плену, лицом к лицу с противником и в бегах, герои-офицеры понимали: люди разных национальностей могут объединиться ради общей цели. Одновременно это и картина-прощание с пасторальной Европой, где в ужасающей по масштабам войне все еще присутствовало утраченное позднее благородство. То, что по сути глубоко европейское кино оценили в Штатах — вплоть до выдвижения на «Оскар», доказало способность молодого искусства быть понятным на любых языках.

«Дзета»

Режиссер: Коста-Гаврас

Страна: Франция, Алжир

Год: 1969

Уступил: «Полуночному ковбою» Джона Шлезингера

Это был дух времени: на «Оскар» всерьез претендовал авангардный просоциалистический фильм независимого греко-французского режиссера. В центре сюжета — политический детектив и настоящая война радикалов на европейских улицах. Тогда было возможно многое, ставшее неуместным впоследствии. Собственно, в итоге победивший «Полуночный ковбой» также оказался революционным для кинопремии — фильм имел прокатный рейтинг X, да еще и затрагивал гомосексуальную тематику. Ведь и сама Америка переживала политические потрясения с беспорядками и убийствами лидеров нации.

История в основе сюжета «Дзеты» была реальной: несколькими годами ранее в родной для Коста-Гавраса Греции военные организовали убийство левого депутата, а затем установили в стране диктатуру «черных полковников». Хотя имена в фильме не называются, всем было очевидно, что Ив Монтан играл депутата Ламбракиса, а Жан-Луи Трентиньян — честного следователя Сардзетакиса (который еще через много лет станет греческим президентом). Пожалуй, роль Трентиньяна здесь главная: сухарь и педант, без особых симпатий к коммунистам, он распутывает политическое убийство, потому что неподкупен, как робот. Наравне с ним интересен Жак Перрен в роли пронырливого журналиста.

«Эмигранты»

Режиссер: Ян Труэль

Страна: Швеция

Год: 1972

Уступил: «Крестному отцу» Фрэнсиса Форда Копполы

Нашумевший некогда фильм, хотя наименее громкий в нашей подборке. Причем в Швеции работы Яна Труэля считаются национальной классикой. Это трехчасовое полотно, неспешная история путешествия нескольких семей из шведского Смоленда, через океан, в плодородную Миннесоту. Батраки, разорившиеся фермеры, религиозные сектанты, проститутки собираются вместе после тяжелых потрясений, чтобы отплыть в неизвестность на утлом суденышке. Кончается все хорошо, новый дом найден. Америку Труэль, впрочем, тоже снимал у себя на родине. В главных ролях — хорошо знакомые скандинавам Макс фон Сюдов и Лив Ульман, которых мы знаем по фильмам Бергмана. При этом некоторые американские критики восприняли «Эмигрантов» как гимн американской мечте и протестантскому духу. Надо заметить, что кино США переживало в 1960-е определенный кризис. Крупные студийные проекты проваливались, киноэпопеи, семейные истории, осмысляющие историю страны, не появлялись давно. В этом отношении европейское кино выглядело необычно. Однако на пороге уже стоял «новый Голливуд» с его киносагами, и поражение «Эмигрантов» в сопоставлении с «Крестным отцом» было предрешено.

«Шепоты и крики»

Режиссер: Ингмар Бергман

Страна: Швеция

Год: 1973

Уступил: «Афере» Джорджа Роя Хилла

Второй шведский фильм уже в следующем же году! Выглядит удивительно, особенно если учесть, что после этого европейцы не смогут претендовать на главный «Оскар» 20 с лишним лет. «Шепоты и крики» — один из ключевых фильмов Бергмана, и это именно то, что широкий зритель представляет, услышав словосочетание «скандинавское авторское кино». Мы узнаем чеховские мотивы: фамильное поместье, три сестры, одна из которых умирает от рака, молчаливая незаменимая служанка, остывшая ненависть, подавленная любовь. Таинственная угроза сгущается в кроваво-красных интерьерах, восстают призраки. Мы увидим и предсмертные муки, и попытки суицида, и даже стекло во влагалище — эмоциональный опыт от просмотра насыщенного символами фильма изжить не просто. Но, как бы ни был велик Бергман, статуэтку получило веселое бадди-муви про двух мошенников в исполнении Пола Ньюмана и Роберта Редфорда.

«Почтальон»

Режиссер: Майкл Рэдфорд

Страна: Италия

Год: 1995

Уступил: «Храброму сердцу» Мэла Гибсона

Поэзия и политика из Европы возвращается на «Оскар» лишь в середине 1990-х годов. Англичанин Майкл Редфорд, до этого прославившийся экранизацией оруэлловского «1984», обратился к камерному итальянскому сценарию про бедного рыбака и большого поэта. Филипп Нуаре играет Пабло Неруду (чилийский писатель действительно жил в изгнании на юге Италии), а Массимо Троизи — местного почтальона, который открывает для себя силу слова. Малограмотный сорокалетний деревенский житель, из любопытства расспрашивая Неруду, узнает о возможностях метафор, и сам хочет стать поэтом. Тем более, когда влюбляется в местную трактирщицу. С помощью Неруды он находит свое счастье, но конец трагичен: героя в драке на митинге убивают фашисты. Да и Неруда, как мы помним, позже умрет при подозрительных обстоятельствах в родном Чили, где к власти пришла военная хунта. Пронзительный фильм смотрится особенно печально, если знать, что исполнитель главной роли Троизи, игравший тяжело больным, сам умер от сердечного приступа сразу после съемок. Трогательное кино нашло отклик зрителей по всему миру, но «Оскар» достался эпической драме Гибсона, хотя также на тему европейской истории.

«Жизнь прекрасна»

Режиссер: Роберто Бениньи

Страна: Италия

Год: 1998

Уступил: «Влюбленному Шекспиру» Джона Мэддена

В девяностые годы американские зрители и критики, похоже, все еще были очарованы Италией. Парадоксально, учитывая, что итальянское кино именно в те годы переживало стагнацию. Тем не менее, «Жизнь прекрасна» некоторое время оставалась самым коммерчески успешным зарубежным фильмом в США, даже с учетом непростой темы. Многие режиссеры отговаривали Бениньи делать «комедию» о Холокосте, тем более, что сам комик — не еврей. Но, рискнув, постановщик выиграл. Сегодня картина про отца, который внушает маленькому сыну в концлагере, что происходящее — только игра, воспринимается классикой. Бениньи удалось удержаться на грани между ужасом и уморительной сатирой, и прежде всего это победа его самого как актера («Оскар» за главную мужскую роль). Тем более странно, что следующий большой фильм Бениньи — «Пиноккио» —  провалился с треском и был осмеян, особенно в США. (Кстати, актер сыграл главную роль в новом фильме Маттео Гарроне с таким же названием, выходящим на экраны в марте). Международная слава картины «Жизнь прекрасна» тогда воспринималась как случайность. И все же главная статуэтка «Влюбленному Шекспиру», оглядываясь назад, сегодня выглядит каким-то недоразумением.

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

Режиссер: Энг Ли

Страна: Тайвань, Гонконг, КНР, США

Год: 2000

Уступил: «Гладиатору» Ридли Скотта

Китайское фэнтези побило рекорд фильма «Жизнь прекрасна» и по сей день остается самым кассовым зарубежным проектом в Америке. На переломе веков окончательно укрепился имидж Китая как одной из главных мировых держав, а элементы национального искусства страны вошли в глобальную массовую культуру. «Крадущийся тигр…» привлек широчайшее внимание зрителя к Китаю, а также к Азии и ее кино в целом. Триумф «Паразитов» в немалой степени обязан, в том числе, и Энгу Ли.

Фильм наследует традиционному жанру «уся», героическому китайскому фэнтези. Его элементы обрели новые краски благодаря современным спецэффектам. Поединки были захватывающими, экзотическая мистика приковывала взгляд, а сюжет, основанный на отношениях любви-ненависти был сложным и многогранным. География «Оскара» расширилась, а фильм повлиял на весь жанр фантастических боевиков. А также, в частности, на самого Тарантино.

«Любовь»

Режиссер: Михаэль Ханеке

Страна: Австрия, Франция, Германия

Год: 2012

Уступил: «Операции «Арго»» Бена Аффлека

Фильм Ханеке можно воспринимать и как «последнее прости» старого европейского кино. В одной из двух главных ролей снова Жан-Луи Трентиньян — его мы видели молодым в «Дзете». Здесь же его герой страдает, видя угасание неизлечимо больной супруги (Эммануэль Рива). Ханеке, как автор «молчаливой» камерной семейной драмы, конечно, наследует Бергману, другому герою подборки (на это намекает и важная для обоих фильмов музыка Шопена). Наблюдая физическую и интеллектуальную деградацию любимого человека, герой (как и зритель) неизбежно ощущает, что любовь сама по себе не делает жизнь легче. Главные персонажи — интеллектуалы из старых парижских квартир, чувствуют отчуждение похожих на них, но живущих своей жизнью детей и учеников. В случае с Ханеке не до конца понятно, чего тут больше — авторского сочувствия или равнодушия и отстранения. В пользу второго, возможно, говорит то, что историю героя режиссер продолжил в своем «Хэппи-энде». Так или иначе, политический триллер Аффлека в соперничестве с «Любовью» смотрится не слишком убедительно.

«Рома»

Режиссер: Альфонсо Куарон

Страна: Мексика, США

Год: 2018

Уступил: «Зеленой книге» Питера Фаррелли

И, наконец, переходим от старушки Европы к латиноамериканской витальности. Горничная Клео прислуживает большой семье в пригороде Мехико под названием Рома. Девушка переживает измену и неудачную беременность, а затем рискует жизнью, чтобы спасти хозяйских детей. Образец добродетели или несчастная женщина, у которой ничего своего нет — Куарон приближает вплотную к нам лицо Другого. От этого зрителю делается некомфортно. При этом поэтизация воспоминаний детства режиссера заставляет вспомнить в том числе работы Бертолуччи или Феллини. Снималось это кино почти в диких условиях, съемочная группа даже была ограблена. И все говорило в пользу «Оскара», однако дистрибьютором фильма выступил Netflix. Это дало повод членам Академии заявить, что статуэтка предназначена лишь фильмам для кинотеатрального проката. Формальности были улажены, однако главный приз ушел конформистской «Зеленой книге». Но спустя год консерватизм Академии был вынужден отступить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: