Русская история глазами англичан превратилась в набор баек и анекдотов двухвековой давности. Однако здесь есть политические аспекты, на которые стоит обратить внимание.
В онлайн-сервисе Amediateka в конце прошлой недели появились все четыре серии совместного проекта HBO и Sky Atlantic «Екатерина Великая». В новом фильме великую немку на российском престоле сыграла «почетная императрица» мирового кино Хелен Миррен. «КиноРепортер» посмотрел мини-сериал и делится впечатлениями.
1
Производством «Екатерины Великой» занимались британские компании Origin Pictures и New Pictures. Режиссерское кресло проекта занял британский специалист Филип Мартин, известный по работе над телепроектами «Пуаро» и «Корона» (о королеве Елизавете II). Таким образом этот сериал смело можно назвать британским, и выглядит он взглядом на нашу историю со стороны. Точнее, с берегов Темзы.
2
За техническую сторону проекта отвечала производственная компания Baltic Film Services. Именно этой студии зрители обязаны той внешней достоверностью, за которую сериал «Чернобыль» был отмечен премией «Эмми». По визуальной части новейший мини-сериал вполне отвечает стандартам крупных проектов HBO. Правда резиденцию Екатерины Второй изображает не ее Большой Дворец в Царском Селе, и уж тем более не Зимний в Санкт-Петербурге, а Рундальский дворец — один из наиболее значительных памятников архитектуры Латвии, построенный для Бирона самим Растрелли, а в 1795 году выкупленный казной и подаренный Екатериной брату своего фаворита Платона Зубова. К сожалению, в России съемки проекта не проводились, так что об исторической принадлежности зданий говорить не приходится, но это все равно смотрится лучше компьютерной картинки на хромакее.
3
Выбор актрисы на главную роль инспирирован прежними заслугами мировой звезды — Хелен Миррен воплощает монарших особ с завидной регулярностью. Она единственная актриса, которая сыграла и Елизавету I в одноименной картине Тома Хупера, и Елизавету II в «Королеве» Стивена Фрирза (за что удостоилась «Оскара»). В юности Миррен часто играла правительниц в Шекспировском театре, и еще пять лет назад была занята в постановке пьесы Питера Моргана «Аудиенция» (в России эту роль сегодня играет Инна Чурикова в Театре Наций). Кроме того, при выборе актрисы на роль Екатерины, скорее всего сыграло роль то обстоятельство, что Миррен русская по происхождению — урожденная Елена Васильевна Миронова. Однако в действительности, Екатерина Великая не имела ни капли русской, равно как и английской крови. София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская была чистокровной немкой.
4
Картина начинается , когда будущей Екатерине Великой 35, а заканчивается ее смертью в 67 лет — однако на экране мы видим одну и ту же 74-летнюю Миррен, пускай и роскошном образе, с ярким гримом, но все же ее руки и шея в кадре не оставляют большого пространства для воображения, разве что перед самой смертью меняется цвет волос императрицы. Режиссер не стал существенным образом омолаживать главную героиню, тогда как ее партнеры с возрастом заметно меняются и стареют в соответствии с человеческой природой.
5
Это не байопик, не рассказ о выдающейся личности, а псевдоисторическая мелодрама. Сериал повествует о любви Екатерины и Григория Потемкина (заметная роль Джейсона Кларка), а так же о многочисленных сексуальных связях русской царицы и отношениях внутри ее семьи (особенно о проблемах с истеричным сыном Павлом, будущим русским самодержцем). Действие разворачивается на фоне некоторых исторических событий, выбранных весьма произвольно. Отступления от главной — романтической — лини полны анахронизмов и неточностей, показаны весьма схематично и в проброс, с достаточным пренебрежением к историзму в угоду развлекательности. Впрочем, на то оно и шоу, а не документальное кино. Сюжет чуть более чем полностью основан на анекдотах того времени, причем увлечение байками о России иногда доходит до абсурда. Невесть откуда в городе возникает Пугачев в армяке и с лубочной бородой до колен, орет на всю ивановскую про царственную блудницу, больше напоминая пикетчика возле правительственного здания, чем грозного атамана. Понятно, что авторам некогда было заглянуть в учебник, но в отсутствие под рукой у сценаристов поисковика на смартфоне поверить трудно. Так, например, в финале у одра Екатерины стоит все тот же маленький кудрявый мальчик — внук Сашенька (впоследствии император Александр I, победитель Наполеона, играющий в сериале определенную роль ), которому на момент смерти любимой бабушки было почти 20 лет.
6
Очевидно, что авторы не стали концентрироваться на исторических коллизиях, решив показать их схематично, через призму отношений неординарной женщины с окружающими ее мужчинами, которым отдано значительное место в повествовании. Однако выглядит это не столько анекдотично, сколько шовинистически. Екатерина предстает жертвой собственного неуемного либидо, причем страдающей ярко выраженной эфебофилией. Любит она лишь одного Потемкина, но поскольку любовники сексуально распущенны, то договариваются о свободных отношениях, где Екатерина играет роль домины-свингера. Когда русская царица умудряется провести гигантские преобразования Империи, кто ей в этом помогает и куда подевались ее политические сподвижники, особенно те, с кем она не спит, например Екатерина Дашкова, — решительно непонятно. Они остались за кадром. Но мы знаем, что опусы, основанные на эротических фантазиях о жизни великой правительницы в кинематографе уже имели место. Так в 1934 году Джозеф фон Штернберг снял в Голливуде нечто подобное с Марлен Дитрих под названием «Распутная императрица». Жаль, однако, новый сериал вроде бы претендует на серьезность, по крайней мере в первой части, да и шуток в нем нет.
7
Зато весьма примечательны политические акценты, расставленные создателями шоу. Главным достижением Потемкина, чему отдана целая серия, объявляется завоевание Крыма. По сюжету это было необходимо, чтобы «сделать Россию настоящей империей», и рассуждения героев о том, как важна Таврида для величия страны смотрятся довольно неожиданно, на фоне современных политических взглядов европейцев. Пафос, с которым Потемкин сообщает двору о военных победах над турками и последующем мирном договоре, о великом городе Севастополе, который князь Григорий построит на месте сем в пику англичанам, величественные компьютерные морские пейзажи, дым и пламя, кровавые битвы — поданы и воспринимается совершено серьезно, как историческая данность, без какой-либо побочной рефлексии. В свете непризнания сегодня за Россией остальным миром безусловных прав на этот полуосторов, подобные эпизоды смотрятся весьма неожиданно. Впрочем, это как раз один из немногих плюсов сериала — англичане, стало быть, понимают, чей Крым исторически, раз заостряют внимание на этом вопросе. Еще одним интересным аспектом сериала можно назвать ряд аллюзий, которые вызывает разыгранная мелодрама. В начале фильма Екатерина предстает этакой либеральной чуть ли не феминисткой, корреспонденткой Вольтера, полноправным партнером сильных и укротительницей слабых мужчин — она даже не отрицает причастности к свержению и гибели своего мужа Петра III — чтобы к концу правления стать жесткой и тираничной самодержецей, Матушкой Екатериной, окончательно закрепостившей страну.
8
Однако несомненным достоинством проекта является кастинг второстепенных героев, а также визуальный ряд этого шоу. Действие развернуто среди исторически достоверных (хоть и не всегда) декораций, с привлечением ярко костюмированной массовки, среди золоченых интерьеров, и снабжено множеством разнообразных кинематографических приемов. Сериал снят с размахом, снабжен даже слегка чрезмерно красивой и вычурной картинкой, хотя и не без анахронизмов в некоторых деталях (меховая шляпка начала ХХ века на голове императрицы соседствует с треуголками ее фаворитов, равно как и платья Екатерины и ее фрейлин легко прыгают на сто лет вперед), но эта вычурность глаз не режет, и визуально придраться тут не к чему, в отличие от бесконечно однообразных и скучных сценарных поворотов. К сожалению, не блещут оригинальностью и диалоги: как в классической пьесе, все герои разговаривают внятно и последовательно, а сильные эмоции, как в барочном театре, выражаются то истерическим криком, то всплеском рук или мимическими ужимками. Но британские актеры плохо играть не умеют, даже заданный безжизненный ритм позволяет им иногда казаться естественными, так что «Екатерина Великая» хоть и не может похвастаться высокой планкой, представляет определенный интерес, как очередной образец взгляда иностранцев на Россию.
Комментарии