На счету знаменитого аниматора немало заслуг: его «Унесенные призраками» признаны мировой классикой и долгие годы удерживали звание самого кассового аниме в истории (в 2016-м их обошло «Твое имя» Макото Синкая), а в 2014-м он получил почетного «Оскара» за вклад в анимацию. И тем не менее для многих он так и остается автором «Унесенных призраками», «Ходячего замка» и «Моего соседа Тоторо». Сейчас Миядзаки трудится над полнометражным мультфильмом «Как поживаешь?» и обещает показать его зрителям этим летом.
Первой серьезной работой Хаяо Миядзаки стала многосерийная адаптация манги «Люпен III» про внука знаменитого «джентльмена-грабителя» Арсена Люпена из романов Мориса Леблана. Родственника придумал Кадзухико Като, более известный как Monkey Punch, и его манга «Люпен» была взрослым произведением. Режиссером аниме изначально назначили Масааки Осуми, который четко придерживался мрачной тональности оригинала и тщательно переносил из него интриги, насилие и эротизм.
На просмотрах это сказалось катастрофически: в начале 1970-х в Японии никто и представить не мог, что анимация может быть ориентирована не на детей. Осуми тем не менее следовал правилам сэйнэна (аниме и манга, чья целевая аудитория – мужчины от 18 до 45 лет), за что его в итоге заменили. Так Миядзаки и его друг и коллега Исао Такахата стали новыми авторами экранизации. В их версии Люпен – веселый пройдоха, способный быть не только коварным, но и добрым, и верным. Именно эта версия Люпена полюбилась зрителям.
Если в «Люпене» Миядзаки занял позицию режиссера, то в короткометражной дилогии «Панда большая и маленькая» он показал себя как сценарист (постановкой занялся Такахата). Идея мультфильма родилась из попытки экранизировать книгу Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок». Договориться со сказочницей не вышло, но наработки стали основой другого мультфильма, в котором сирота Мимико неожиданно становится приемной дочкой папы-панды – большого добродушного медведя, привлеченного бамбуковой рощей у дома девочки.
«Панда…» – добрый и простой мультфильм, в котором легко проследить прототипы героев будущего «Тоторо»: у папы-панды комплекция, повадки и фирменная улыбка добродушного лесного соседа, а Мимико, главная героиня, хоть и списана с Пеппи, но дала жизнь Мэй, младшей девочке из «Моего соседа Тоторо». Потоп из второй части мультфильма позже появится в «Рыбке Поньо на утесе», а поезд, едущий по затопленным рельсам, можно увидеть в «Унесенных призраками».
Хаяо Миядзаки вернулся к Люпену в 1979-м, сняв первый полнометражный мультфильм в качестве режиссера. Аниматор продолжил идеи сериала: местный Люпен добр, старается помогать попавшим в беду и не лезет под каждую юбку. Вместе с подельниками он отправляется в графство Калиостро в поисках источника фальшивых купюр. Оказавшись на месте, вор-джентльмен случайно спасает принцессу Клариссу, – и дело принимает более личный оборот. Люпен не способен устоять перед красоткой, попавшей в беду.
О влиянии «Замка Калиостро» сказано столько, что добавлять еще кажется делом попросту неблагодарным. Мультфильмом вдохновлялись Стивен Спилберг и Джордж Лукас, а бывшему пиксаровскому аниматору Джону Лассетеру он помог определиться с профессией.
«Навсикая» родилась как манга самого Миядзаки. После выхода «Замка Калиостро» молодому аниматору предложили создать мангу. Не имея работы в анимации, он согласился, выразив на бумаге любовь к полетам и научной фантастике, а также политические и социальные взгляды. Уже здесь можно увидеть мощный пацифистский посыл и экологическую тематику: экологическая катастрофа в бухте Минамата вдохновила его на создание загрязненного мира в манге.
Манга выходила с 1982 по 1994 год, а аниме появилось спустя два года после старта серии. Сюжет претерпел изменения: он стал куда проще, но не растерял основных идей и особого шарма. Как и во многих последующих «взрослых» историях автора, «Навсикая» лишена типичного деления на героев и злодеев, а бороться приходится не c негодяями, а против алчности и зависти. Сама Навсикая при этом активно ищет способ познать природу, которая большинству кажется лишь источником проблем — тема позже перекочует в более известную «Принцессу Мононоке».
Еще одна работа, в которой Хаяо Миядзаки выступил в качестве сценариста. В основу аниме Ёсифуми Кондо легла манга Аой Хиираги о первой любви между подростками, которые обожают одни и те же книги. Типичная история взросления: центральный дуэт проходит несколько стадий в отношениях, но сюжет куда больше сосредоточен на поисках их призвания в жизни.
Девочка Сидзуку мечтает стать писательницей, а Сэйдзи – скрипичным мастером, но оба испытывают определенные сомнения в избранном пути. Но сердце всегда подсказывает верную дорогу. «Шепот сердца» примечателен сразу по нескольким причинам: это первый мультфильм студии Ghibli, снятый не Миядзаки или Такахатой и получивший при этом кинотеатральный релиз, а также первый, удостоившийся спин-оффа («Возвращение кота»). Студия возлагала большие надежды на Кондо, но аниматор скоропостижно скончался в 1998 году, не успев снять других работ.
Взяв за основу сказку Андерсена «Русалочка», Миядзаки изменил ее до неузнаваемости. В версии аниматора это история отношений мальчика Сосукэ и рыбки Поньо, которые случайно встретились и с первых же минут почувствовали особую связь – даром, что оба не могут разговаривать. Зато Поньо осознала, что больше всего на свете хочет стать человеком.
«Поньо» хоть и ориентирована в первую очередь на более детскую аудиторию, но не становится от этого скучнее. Мультфильм отличается изобретательным визуалом, интересными решениями и по-настоящему теплой атмосферой. А герои, как основные, так и второстепенные, с легкостью влюбляют в себя с первых минут. Кстати, Сосукэ списан с сына Хаяо Миядзаки, Горо, который также стал аниматором и снимает мультфильмы на студии отца.
Первый мультфильм, созданный дуэтом отца и сына Миядзаки. Горо выступил режиссером, а Хаяо адаптировал одноименную мангу Тэцуро Саямы и Тидзуру Такахаси. Второй фильм Миядзаки-младшего вышел в разы удачнее дебютного – не в последнюю очередь благодаря проработанному сценарию.
Сюжет рассказывает о событиях 1963 года. Главная героиня прилежно учится в школе и ежедневно вывешивает сигнальные флажки в память о погибшем на Корейской войне отце. Однажды девушку втягивают в защиту ветхого школьного клуба, который хотят снести. Борьба обретает политический налет, а в ее ходе к тому же рождаются чувства, проливающие свет на прошлое погибшего отца. Теплая и легкая история о подростках оставляет приятное послевкусие и надолго оседает в сердце даже без сказочных элементов, присущих мастеру.
Последний на сегодняшний день полнометражный мультфильм Миядзаки отклоняется от привычного вектора. Вместо семейной истории со сказочными элементами зрители увидели почти биографический фильм о создателе знаменитого японского истребителя Mitsubishi A6m Zero Дзиро Хорикоси. Человек, всю жизнь мечтавший о небе, но неспособный стать летчиком из-за близорукости, становится конструктором прекрасных машин, несущих смерть. И хотя биографию героя Миядзаки позаимствовал у писателя Тацуо Хори, все ключевые моменты создания истребителя перенесены с максимальной точностью.
Несмотря на, казалось бы, милитаристический посыл, «Ветер крепчает» традиционно создан с антивоенной позиции. Миядзаки подчеркивал в различных интервью, что на создание истории его вдохновила фраза самого Хорикоси: «Все, что я хотел – это делать что-то прекрасное». Увы, эти попытки привели к катастрофе, несмотря на то, что никакой чудовищной цели конструктор не преследовал. Личная трагедия героя проходит на фоне трагедии общенациональной, и счастливого конца здесь ждать не стоит. Война – страшная штука даже в изображении Миядзаки.
Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…
Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…
20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…
Эффектная, смешная, суровая, трогательная и сильная – Мария Аронова соткана из противоречий. Она может заставить плакать в трагедии и тут…
Премьера постановки Сергея Тонышева «Долгая счастливая жизнь» состоится в мае в Студии театрального искусства Сергея Женовача. Создатели характеризуют свой новый…
Одри Хепберн навсегда вошла в историю не только кино, но и моды – свою роль сыграли как красота и безупречный…