Нестареющая классика XX века, снятая без оглядки на гендерное равноправие.
Сегодня кино снимать очень непросто. Особенно в Голливуде (до России все-таки эта волна еще не докатилась). Мало того, что сложно придумать по-настоящему оригинальный сюжет и еще сложнее найти деньги на съемки, так общество диктует свои требования, доводящие порой работу в кино до абсурда. Продюсеры обязаны, пусть даже совершенно искусственно, подбирать истории и их героев так, чтобы к фильму не смогли придраться борцы за права женщин, а также расовых и сексуальных меньшинств.
А ведь было время, когда снимали кино, в котором в кадре были исключительно цисгендерные мужчины, иногда исключительно белые, и никто не беспокоился, что за это осудят. По случаю 23 февраля мы решили вспомнить самые яркие классические фильмы без женщин, снятые во второй половине XX века.
«12 разгневанных мужчин» (1956)
Классический фильм Сидни Люмета, в котором 12 присяжных – и все белые цисгендерные мужчины (уму непостижимо, что такое вообще возможно!) – решают судьбу парня, которого обвиняют в убийстве отца. Вопрос жизни и смерти, потому что, если они единогласно проголосуют «виновен», подсудимого ждет электрический стул.
Впрочем, большинство это не сильно заботит – они торопятся домой и разбираться особо не хотят. Виновен, и точка. Лишь один присяжный (Генри Фонда) выражает сомнение и заставляет остальных задуматься, так ли все очевидно.
Фильм был номинирован на три «Оскара», включая номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», но не получил ни одной статуэтки (в тот год лучшим стал «Мост через реку Квай» Дэвида Лина). Главная награда «12 разгневанных мужчин» – «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. В 2007 году в России вышел фильм Никиты Михалкова «12» по мотивам картины Сидни Люмета. В 2021-м вышел его спектакль с той же основой.
«Моби Дик» (1956)
Роман американского писателя Генри Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», написанный в 1851 году, для США такая же школьная классика, как для нас «Война и мир» Льва Толстого. И тем занятнее, что экранизировали одного из главных достояний заокеанской литературы в Англии. Правда, американцем Джоном Хьюстоном – режиссером «Мальтийского сокола» (1941) и «Сокровищ Сьерра Мадре» (1947).
В фильме рассказывается о безумной гонке капитана китобойного судна «Пекод» Ахава (Грегори Пек) за белым китом, которого тот называет Моби Диком. Ахав одержим жаждой мщения: когда-то он уже вступал в схватку с Моби Диком и потерял в ней ногу. Поэтому капитан намерен продолжать плавание столько, сколько потребуется, чтобы найти и убить кита. Ну и понятно, что, поскольку в центре сюжета – экипаж корабля, традиционно полностью мужской, – обошлось без женщин.
Фильм окупился в прокате и стал классикой, хотя больших призов не получил и считается далеко не лучшей работой Хьюстона.
«Лоуренс Аравийский» (1962)
«Лоуренс Аравийский» – эпическая четырехчасовая лента, байопик британского путешественника, дипломата и разведчика Томаса Эдварда Лоуренса, сделавшего немало для родной страны в Первую мировую войну и оказавшего большую помощь зачинщикам арабского восстания.
В фильме, снятом все тем же Дэвидом Лином через пять лет после «Моста через реку Квай», задействованы десятки актеров во главе с Питером О’Тулом и Омаром Шарифом, но в силу специфики мусульманского общества женщины в кадре практически не появляются, а персонажей просто нет.
Картина стала еще большим триумфом Лина: ей досталось целых 7 «Оскаров», включая номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». У нее также 4 «Золотых глобуса» и столько же премий Британской киноакадемии.
«Большой побег» (1963)
Не менее эпическая лента (хотя тут уже не четыре, а без малого три часа) Джона Стерджеса рассказывает невероятно увлекательную историю побега группы летчиков из немецкого концлагеря во время Второй мировой войны в 1943 году.
В британских, американских, канадских и австралийских ВВС, в отличие от советских, женщины не служили, так что вполне логично, что тут тоже обошлось без женщин. Зато какие тут мужчины! Стив МакКуин, Чарльз Бронсон, Джеймс Коберн (все трое за три года до этого вошли в «Великолепную семерку»), Ричард Аттенборо, Джеймс Гарнер, Дональд Плезенс и многие другие.
В силу близкого для СССР сюжета «Большой побег» участвовал в конкурсе ММКФ 1963 года, а Стив МакКуин, прилетавший по этому случаю в Москву, получил серебряную премию за лучшую мужскую роль. Стоит добавить, что Квентин Тарантино включил фильм Стерджеса в личный список 12 лучших картин всех времен.
«Холм» (1965)
И снова Сидни Люмет, и снова лагерь времен Второй мировой. Однако на этот раз не для военнопленных, а для штрафников. В этой британской тюрьме посреди ливийской пустыни содержат тех военных, которых осудили за неповиновение приказам, самоволку, пьянство и другие мелкие проступки. И разумеется, женщинам там тоже не место.
Фильм называется «Холм», поскольку в качестве наказания (а по сути, пытки) заключенных заставляют под палящим солнцем взбираться на искусственно насыпанный в центре лагеря холм. Особенно лютует старший сержант Уильямс (Ян Хендри), ну а среди узников выделяется прежде всего сержант-майор Джо Робертс (Шон Коннери, успевший к тому времени сняться уже в четырех фильмах о Джеймсе Бонде). Именно Робертс в итоге инициирует бунт против Уильямса.
Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале 1965 года, где она получила приз за лучший сценарий.
«Нечто» (1982)
Культовый клаустрофобический хоррор Джона Карпентера о группе американских ученых, которым пришлось столкнуться на полярной исследовательской базе в Антарктике с хищным инопланетным монстром. Помимо замкнутого пространства, ужас подпитывает то обстоятельство, что существо способно принимать облик своих жертв.
Решение Карпентера сделать команду исследователей исключительно мужской неочевидно и не является единственно возможным, что особенно показательно на фоне других экранизаций оригинальной повести Джона В. Кэмпбелла – младшего «Кто идет?». Причем естественно, что женщины есть в фильме «Нечто» 2011 года, но то, что не все мужчины в «Нечто из иного мира» 1951-го, которым и вдохновлялся Карпентер, уже наводит на размышления.
В отличие от всех фильмов выше, «Нечто» – кино жанровое, так что о призах говорить не приходится. Зато по общему количеству поклонников хоррор, без сомнения, может потягаться с любым из них.
«Гленгарри Глен Росс» (1992)
Драма Джеймса Фоули, сценарий к которой Дэвид Мэмет написал по собственной одноименной пьесе, удостоенной в 1984 году Пулитцеровской премии, известна в России так же, как «Американцы», что весьма символично.
В центре сюжета – риелторы, работа которых, как и жизнь в целом, была настолько далека от реалий нашей страны образца первой половины 1990-х, что воспринималась как хищный оскал американского капитализма. Кто ж знал, что буквально через пару лет все это станет и нашей действительностью? Под «всем этим» имеется в виду гонка за показателями, в которой на кону стоит едва ли не сама жизнь.
Во многом именно из-за жесткости противостояния героев, которых сыграли Аль Пачино, Джек Леммон, Алек Болдуин, Алан Аркин, Эд Харрис, Кевин Спейси и Джонатан Прайс, Мэмет и не стал вводить в него женщин. Только тестостерон, только хардкор! Леммон получил за свою работу приз на Венецианском кинофестивале, а вот на «Оскара» был номинирован Аль Пачино.
«Карты, деньги, два ствола» (1998)
Криминальная комедия Гая Ричи – почти современная классика, хотя ей уже почти четверть века. Причем, надо сказать, что Ричи вообще тяготеет к мужским историям. Так, в «Большом куше» (2000), как в «Картах, деньгах», женщины появляются лишь в качестве фона. Герои британского режиссера – неудачники, которые вертятся как могут, в том числе и преступая закон, и лирике в их мире места, в общем-то, нет.
По сюжету, четыре друга из Лондона – Эдди (Ник Моран), Толстый Том (Джейсон Флеминг), Мыло (Декстер Флетчер) и Бекон (Джейсон Стэйтем) – задолжали бандитам огромную сумму и теперь вынуждены идти на преступление.
Как и «Нечто», «Карты, деньги, два ствола» – фильм жанровый, даже развлекательный, так что с наградами у него не сложилось. Зато сколько карьер он запустил – начиная с самого Гая Ричи и заканчивая Джейсоном Стэйтемом и Винни Джонсом.
Комментарии