Книжку про пиратов написал когда-то Роберт Льюис Стивенсон. А потом про пиратов сняли сотни фильмов, и они стали неотъемлемой частью поп-культуры. Сейчас, правда, корсары, флибустьеры и прочие буканьеры в кино не слишком востребованы – «спасибо» за это потопившей саму себя вместе с целым поджанром диснеевской франшизе. Придется, значит, напомнить, какие разные и хорошие бывают пиратские фильмы.
Испанская армада проигрывает битву английскому флоту. Пиратский корабль «Эль Диабло», принимавший участие в сражении на стороне испанцев, по-тихому драпает и причаливает для починки возле маленькой британской деревни. Воспользовавшись тем, что весть о победе Англии сюда еще не дошла, пираты объявляют победителями себя и под таким предлогом деревню оккупируют.
В этом фильме некогда славной британской студии Hammer Films явно откликается речь Уинстона Черчилля «Мы будем сражаться на пляжах», произнесенная им после бегства британских войск из Дюнкерка. В итоге сражаться на пляжах, на улицах, на холмах и так далее (на своей земле, имелось в виду), как известно, не пришлось. Но слова те народу крепко в душу запали. И сублимировались в такой вот причудливой форме.
Тут и пораженческие настроения в обществе отражены, характерные для 1940 года, и затем резкий подъем боевого духа, и закрытие гештальта происходит посредством воображаемого безжалостного отпора супостатам. Стало быть, в некотором смысле фильм справедливо считать психотерапевтическим сеансом. Старательно замаскированным под увлекательную развлекательную киношку с Кристофером Ли и поединками на шпагах.
Половина «Монти Пайтона» и дуэт Чича и Чонга целиком в крайне вольной экранизации «Острова сокровищ». Настолько вольной, что все совпадения, возможно, случайны. Это хаотичная в самом плохом смысле, совершенно неуправляемая абсурдная комедия, к тому же печально известная тем, что на ее съемках скончался легендарный комик Марти Фельдман.
То есть с одной стороны, кино-то, безусловно, плохое. Все здесь как-то несуразно, вкривь и вкось, кто в лес кто по дрова, в огороде бузина, черт ногу сломит. Но с другой стороны, шутки, хоть и навалены как попало, бьют наповал. Непристойнейшие, грубые, идиотские, чернейшего сорта. И, несмотря на это, смешные. Тут издеваются над слепым (Джон Клиз в роли Слепого Пью), дают пинка торгующей фекалиями маленькой сиротке, а пират Желтая Борода (Грэм Чепмэн) насилует все что движется. Сейчас, в эпоху политкорректной смертной скуки, так шутить, особенно с экрана, немыслимо. Тем ценнее фильм уже хотя бы с исторической точки зрения – вот как когда-то было можно. Юмор, который мы потеряли.
Пираты захватывают маяк на суровом каменистом острове, имея коварный умысел: чтобы мимо проходящие корабли пускать под откос, в смысле прямиком на скалы, и потом их спокойно, не напрягаясь, грабить. Смотрителя маяка они убивают, помощника смотрителя тоже, а второй помощник спасается. И принимается врага по-партизански уничтожать, совершая диверсии.
Боевик по роману «Маяк на краю света» Жюля Верна в формате «Крепкого орешка», причем задолго до «Крепкого орешка». За местного Джона МакКлейна – Кирк Дуглас. Но он здесь и вполовину не так прекрасен, как Юл Бриннер в роли злодея. Который, среди прочего, Кирка Дугласа гоняет по острову верхом на самодельном единороге, и вообще инфернальную харизму излучает мощнее любого маяка.
Пиратский капитан по прозвищу Пиратский Капитан мечтает выиграть конкурс «Пират года», но все остальные пираты над ним смеются, потому что он неудачник. Однажды Пиратский Капитан совершает налет на корабль Чарльза Дарвина, и ученый замечает, что попугай Пиратского Капитана – вовсе не попугай, а редчайшая птица додо, за которую в Лондоне точно дадут приз. Но еще в Лондоне есть королева Виктория, и она страсть как ненавидит пиратов.
Мало того что этот кукольный мультик от конторы Aardman Animation, осчастливившей нас «Барашком Шоном», «Уоллесом и Громитом» и «Побегом из курятника», презабавен и премил, так он еще и весьма поучителен. Учит детишек и взрослых, что деньги – это не самое главное в жизни, а главное в жизни – быть пиратом, не бросать в беде друзей и сохранять видовое разнообразие. А также что монархия – зло и должна быть повержена.
Грузовое судно, принадлежащее крупной скандинавской компании, берут на абордаж африканские пираты и требуют за экипаж выкуп в $15 млн. Директор компании берется самостоятельно вести переговоры, чем и занимается на протяжении следующих долгих недель, пока моряки томятся в плену.
Фильм Тобиаса Линдхольма, вышедший, кстати, за год до голливудского «Капитана Филлипса» (2013), полностью помещен в тесные пространства офисных помещений и кают, по-скандинавски минималистичен и предельно реалистичен. Линдхольм взял в консультанты людей, реально переживших нападение пиратов, их же определил в статисты. Съемки проходили на настоящем корабле, а в одной из ролей – профессиональный переговорщик. И даже позвал коренного сомалийца пирата изображать (остальных, правда, членов банды в Кении набрали).
Все, значит, чтобы как взаправду. И чтобы, соответственно, этические вопросы, которые тут поднимаются, как следует заострить. Однозначно правильные ответы на эти вопросы, конечно, вряд ли кто-нибудь когда-нибудь сумеет найти, но поразмыслить над ними лишний раз небесполезно.
Проклятые британцы из Ост-Индской компании терроризируют бедных индийцев. Единственные, кто противостоит агрессорам, – морские разбойники-повстанцы под предводительством бесстрашного Азаада. Британцы решают подослать к ним хитрого трикстера-коллаборациониста Фиранги, который до того уже немало своих разбойничающих соотечественников сдал с потрохами. Однако Фиранги, внедрившись в шайку, идеями свободы и независимости так проникается, что сам встает на сторону сопротивления.
«Банды Индостана» – индийская версия «Пиратов Карибского моря», лишенная всякой фэнтезийности и заряженная вместо этого патриотическим духом. Но свой Джек Воробей в наличии, как и разная умопомрачительная воздушная акробатика. А даже тот, кто современное индийское кино никогда не смотрел, в курсе, что индийская воздушная акробатика – самая умопомрачительная в мире. Несколько наивный и наигранный (что для индийского кино нормально), фильм тем не менее в плане зрелищности нисколько не уступает западным аналогам, а по размаху фантазии так и вовсе превосходит. И песен-танцев притом нет почти.
Классика из классики. И снова Юл Бриннер. И снова он великолепен. Только на этот раз – в тесных штанах и в роли как бы хорошего пирата, реального исторического персонажа Жана Лафита. Который известен в том числе тем, что во время войны 1812 года (не нашей, а Англо-американской) выбрал сторону США, хотя те разбомбили его пиратскую базу, и деятельно помог разгромить британцев в Битве за Новый Орлеан.
Опять же, как и «Банды Индостана», патриотически заряженное кино. И наивное. Но наивное немного в ином смысле. В нем, в частности, утверждается, что Жан Лафит примкнул к Соединенным Штатам после того, как прочитал их замечательную Конституцию. И так ему понравились там отдельные пункты, где написано про гарантии свобод и всякое такое, что решил он стать гражданином. А потом американское правительство Лафита все равно выгнало.
С тем же названием и тем же содержанием (и по той же книге) двадцатью годами ранее выходил, к слову, еще один фильм, с Фредриком Марчем вместо Бриннера. Но он в гораздо большей степени к настоящему моменту устарел.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…