Кино

7 фильмов о десантниках: История ВДВ на большом экране

ВДВ в советском и российском кино – это не только парады и строевая выправка. С экрана десантники то поют песни и устраивают розыгрыши, то попадают в боевые передряги и вляпываются в тяжелые истории. Меняются эпохи и жанры, но неизменным остается одно: фильмы про ВДВ всегда рассказывают о людях, которые не бросают своих. Вспоминаем самые заметные картины о «голубых беретах».

«Максим Перепелица» (1955)

Парень из глубинки с характером – не то чтобы пример для подражания, скорее мастер выкрутасов. Его определяют в воздушно-десантные войска, где армейский устав встречает мальчишеское лукавство и привычку уходить от ответственности. На службу он смотрит с изрядной долей скепсиса, легко находит способы спихнуть работу на других, с охотой плетет отговорки и каждый раз выкручивается из очередной передряги. Первое время все строится на умении обходить правила, но армейская рутина берет свое.

Первые минуты фильма быстро вводят зрителя в атмосферу середины 1950-х: на экране мелькают марши, играет духовой оркестр, а сцены высадки с Ли-2 добавляют чуть ли не документального колорита. Даже автомат Калашникова дебютирует именно здесь, буднично и без фанфар. Оружие нового времени, между прочим, становится таким же элементом быта, как и сапоги с гвоздями.

Далее – по жанру: юмор строится на умении главного героя ловко выкручиваться из казенных передряг. В отличие от тяжелых армейских драм, эта картина использует комедию как средство анализа общества, в котором армия выступает продолжением деревни, только с более строгим расписанием. Сравните с другими комедиями той эпохи, – «Солдат Иван Бровкин» (1955), «Иван Бровкин на целине» (1958) – и сразу станет ясно: 1950-е видели службу скорее как череду курьезов и приключений, нежели как тяжелую повинность.

«В зоне особого внимания» (1977)

Военные учения под кодовым названием «Щит» для десантников начинаются как стандартная проверка: «Север» против «Юга», карты, рации, стрельбы и строгий регламент. Молодому лейтенанту Тарасову вместе с опытным прапорщиком Волентиром достается задача ловить условного противника и выполнять командные задачи – вроде все как обычно. Но внезапно на поле появляется новая переменная: среди липовых дезертиров затесалась настоящая диверсионная группа.

В этом фильме ставка сделана на убедительные боевые эпизоды и психологию армейского коллектива. У группы Тарасова задача не из простых – пробраться в тыл и захватить базу противника, не имея ни численного, ни технического преимущества. Приходится постоянно изворачиваться между импровизацией и уставом. Перестрелки, скрытые передвижения, работа с техникой – никаких условностей, все выглядит так, как оно есть на самом деле. 

Параллельно с экшеном строятся отношения внутри группы. Формальная иерархия тут не мешает рождению взаимного уважения, и именно в экстремальной обстановке проступает главное – готовность подставить плечо и принять ответственность за другого. Финал фильма ставит жирную точку: успех приходит не к тому, кто громче всех кричит о храбрости, а к тем, кто умеет действовать слаженно и не теряет голову.

«Ответный ход» (1981)

Вторая часть дилогии о группе десантников и морских пехотинцев. Учения «Щит» превращаются в настоящую спецоперацию: диверсанты «Северных» хитро уводят штабного офицера «Южных» с секретными бумагами, а на их поиски отправляется разношерстная команда из десантников и морпехов. В пути их ждут двойные агенты, ловушки с радиомаяком, туннели и подбитая техника. Когда кажется, что все под контролем, выясняется, что это лишь часть большой игры с дезинформацией.

Фильм меньше интересуется эффектными перестрелками и больше – тем, как разные подразделения находят общий язык. Морпехи и десантники, несмотря на разницу в характерах, вынуждены действовать вместе. Командиры ставят задачи и отпускают подчиненных в свободное плавание. Почти в каждой сцене чувствуется нехватка времени и ресурсов. Итог важен, но куда интереснее наблюдать, как группа учится работать сообща, когда каждый сам за себя – уже не вариант.

На фоне отсутствия пафоса хорошо считывается реальность армейских учений: ни один план не срабатывает в чистом виде, а случайный промах может стоить результата всему подразделению. Лента смотрится скорее как честная зарисовка о том, как на самом деле формируется коллектив – не на плацу и не в спортзале, а в моменты, когда надо быстро договариваться и делить ответственность. 

«Голубые молнии» (1978)

Советская военная драма режиссера Исаака Шмарука по мотивам романа Александра Кулешова. Амбициозный москвич Анатолий Ручьев, не прошедший по конкурсу в престижный вуз, отправляется служить в десант. Для избалованного столичного парня армейский быт становится серьезным испытанием – мальчишеские шалости сменяются строевой подготовкой под руководством крепких офицеров. 

Шмарук намеренно избегает комедийного китча: режим учебы, тактические прыжки и строгая дисциплина показаны подчеркнуто реалистично, чтобы тем самым показать настоящие качества героя. В начале картины Ручьев пытается играть по своим правилам – он настаивает на привилегиях и не хочет мириться с армейской жизнью. Однако гвардейские сержанты и опытные товарищи постепенно меняют его мировоззрение. Эта картина является классическим примером истории взросления в погонах. 

По мнению авторов, служба в полку закаляет характер и делает из мальчишки солдата. «Голубые молнии» отмечены призом за лучший военно-патриотический фильм в 1978 году на Республиканском кинофестивале детских и юношеских фильмов, что отражает идеологический настрой эпохи. Позднее картина практически не упоминалась за пределами военных кругов, однако вклад «Голубых молний» в кинематографическую традицию солдатского кино нельзя игнорировать. 

«Афганский излом» (1991)

1989 год, Афганистан, последние недели перед выводом войск. В центре сюжета – звено десантников под руководством майора Бандуры. Их задачи – рейды в тылу моджахедов, дежурство на блокпостах, бесконечные марши по пыльным тропам и попытки вести переговоры с местными, когда за углом вполне реальные засады.

Показывать суровую обыденность авторы не боятся – камеры не ищут героических ракурсов, а ловят моменты, когда солдаты заваривают чай, спорят о смысле этой войны или просто молча смотрят на пролетающие вертолеты. Молодые солдаты всерьез задают вопросы: ради чего все это, кто враг, а кто нет, и стоит ли слушаться приказа, если неясно, где добро, а где зло. Командир Бандура оказывается не в роли непогрешимого героя, а того самого офицера, который обязан принимать решения за всех – и потом жить с этими решениями.

В «Афганском изломе» нет привычного деления на «своих» и «чужих». Моджахеды требуют выдать выходцев из Союза, местные плетут свои интриги, а внутри подразделения не все однозначно. Картинка без прикрас: жара, песок, пыльные лица, полуразрушенные дома, где за любым окном может прятаться что угодно. 

«Марш-бросок» (2003)

Выпускник детдома Александр Буйда, мечтая проявить себя, добровольно отправляется на войну в Чечню. Сначала его ждет армейская подготовка, затем – служба в десантных войсках. Где вместо героизма – суровые будни, сложные решения и проверка на прочность. На войне ему приходится выбирать, кому доверять и что для него важнее: сохранить принципы или выжить любой ценой. 

Сценарий сразу выбрасывает героев из уютных стен училища на пересеченную местность. Несостыковки в приказах, периодические накладки со снабжением, да и погода подкидывает свои испытания. Важный акцент делается на столкновении разных подходов и темпераментов. Некоторые персонажи мыслят по инструкции, другие действуют наобум, а третьи ждут, когда все рассосется само собой. На фоне километровых переходов и ночевок в грязи каждый раскрывается по-своему.

«Марш-бросок» интересно смотрится с точки зрения внутренней логистики армии: здесь наглядно показано, как любые красивые схемы разбиваются о человеческий фактор, погоду и банальную усталость. Фильм об испытании, где главными в сюжете становятся обычные рабочие неурядицы.

«9 рота» (2005)

История начинается в учебке, где «зеленых» новобранцев превращают в десантников – быстро, жестко и без лишних разговоров. Молодые ребята проходят все: бег по песку, строевые сборы, инструктажи, бессонные ночи и даже дедовщину. Потом – Афганистан, пыльные марши, нескончаемая усталость и командировки в горы, где каждый день превращается в проверку на выносливость и крепость нервной системы. Под палящим солнцем и под автоматной очередью мальчишки незаметно становятся взрослыми.

«9 рота» получилась блокбастером, который стал поводом для споров. Федор Бондарчук собрал все, что нужно для крепкого военного фильма: масштабные бои, узнаваемый армейский юмор, бодрую динамику, убедительные типажи и фирменную «мальчишескую» браваду. Боевые сцены сняты с размахом – иногда даже со слишком большим. Будто бы ради эффектности можно было пожертвовать достоверностью.

Одна из сильных сторон фильма – непарадная передача военного быта. Солдаты выматываются на жаре, строят окопы, ругаются из-за глупых мелочей, мечтают о доме и пытаются держаться вместе просто потому, что других вариантов не осталось. Главная сцена обороны высоты не становится торжественной победой – наоборот, она наполнена случайностями, усталостью, потерями, хаосом. Умирают обычные ребята, которые только что обсуждали какую-то ерунду. И это, пожалуй, самое честное, что есть в фильме.

Ленту упрекали за художественные допущения, стилизацию под западные образцы и даже «маркетинг» на теме войны. Но если отбросить дискуссии, «9 рота» показала войну глазами людей, которые не рассчитывали стать ни героями, ни жертвами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Театр Моссовета запускает режиссерскую лабораторию детского театра

18 июля 2025 в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная запуску творческой лаборатории Театра Моссовета совместно с МТС Live. В…

10 часов назад

Сериал «В глуши»: Живописный лесной триллер, украшенный вестерн-мотивами

На пару альпинистов, которые спокойно себе карабкались в гору, расположенную посреди обширного заповедника, внезапно с вершины этой горы падает девушка.…

12 часов назад

«Золотая Маска» – впервые на VK Fest

19 и 20 июля национальная театральная премия «Золотая Маска» приняла участие в юбилейном музыкально-развлекательном фестивале VK Fest. В рамках мероприятия…

15 часов назад

Самые неожиданные фильмы по графическим романам

«КиноРепортер» собрал десять любопытных фильмов, в основу которых легли так называемые графические романы (о том, что это за зверь, мы…

1 день назад

Что такое графические романы

  Сам термин «графический роман» возник в Соединенных Штатах еще в середине 1960-х: первоначально так назывались самостоятельные произведения, изданные в…

2 дня назад

Умер Халк Хоган

Халк Хоган скончался на 72-м году жизни. Экстренные службы, прибывшие к дому актера во Флориде, установили, что причиной смерти стала…

2 дня назад