Кадр из фильма «9 рота» (2005)
ВДВ в советском и российском кино – это не только парады и строевая выправка. С экрана десантники то поют песни и устраивают розыгрыши, то попадают в боевые передряги и вляпываются в тяжелые истории. Меняются эпохи и жанры, но неизменным остается одно: фильмы про ВДВ всегда рассказывают о людях, которые не бросают своих. Вспоминаем самые заметные картины о «голубых беретах».
Парень из глубинки с характером – не то чтобы пример для подражания, скорее мастер выкрутасов. Его определяют в воздушно-десантные войска, где армейский устав встречает мальчишеское лукавство и привычку уходить от ответственности. На службу он смотрит с изрядной долей скепсиса, легко находит способы спихнуть работу на других, с охотой плетет отговорки и каждый раз выкручивается из очередной передряги. Первое время все строится на умении обходить правила, но армейская рутина берет свое.
Первые минуты фильма быстро вводят зрителя в атмосферу середины 1950-х: на экране мелькают марши, играет духовой оркестр, а сцены высадки с Ли-2 добавляют чуть ли не документального колорита. Даже автомат Калашникова дебютирует именно здесь, буднично и без фанфар. Оружие нового времени, между прочим, становится таким же элементом быта, как и сапоги с гвоздями.
Далее – по жанру: юмор строится на умении главного героя ловко выкручиваться из казенных передряг. В отличие от тяжелых армейских драм, эта картина использует комедию как средство анализа общества, в котором армия выступает продолжением деревни, только с более строгим расписанием. Сравните с другими комедиями той эпохи, – «Солдат Иван Бровкин» (1955), «Иван Бровкин на целине» (1958) – и сразу станет ясно: 1950-е видели службу скорее как череду курьезов и приключений, нежели как тяжелую повинность.
Военные учения под кодовым названием «Щит» для десантников начинаются как стандартная проверка: «Север» против «Юга», карты, рации, стрельбы и строгий регламент. Молодому лейтенанту Тарасову вместе с опытным прапорщиком Волентиром достается задача ловить условного противника и выполнять командные задачи – вроде все как обычно. Но внезапно на поле появляется новая переменная: среди липовых дезертиров затесалась настоящая диверсионная группа.
В этом фильме ставка сделана на убедительные боевые эпизоды и психологию армейского коллектива. У группы Тарасова задача не из простых – пробраться в тыл и захватить базу противника, не имея ни численного, ни технического преимущества. Приходится постоянно изворачиваться между импровизацией и уставом. Перестрелки, скрытые передвижения, работа с техникой – никаких условностей, все выглядит так, как оно есть на самом деле.
Параллельно с экшеном строятся отношения внутри группы. Формальная иерархия тут не мешает рождению взаимного уважения, и именно в экстремальной обстановке проступает главное – готовность подставить плечо и принять ответственность за другого. Финал фильма ставит жирную точку: успех приходит не к тому, кто громче всех кричит о храбрости, а к тем, кто умеет действовать слаженно и не теряет голову.
Вторая часть дилогии о группе десантников и морских пехотинцев. Учения «Щит» превращаются в настоящую спецоперацию: диверсанты «Северных» хитро уводят штабного офицера «Южных» с секретными бумагами, а на их поиски отправляется разношерстная команда из десантников и морпехов. В пути их ждут двойные агенты, ловушки с радиомаяком, туннели и подбитая техника. Когда кажется, что все под контролем, выясняется, что это лишь часть большой игры с дезинформацией.
Фильм меньше интересуется эффектными перестрелками и больше – тем, как разные подразделения находят общий язык. Морпехи и десантники, несмотря на разницу в характерах, вынуждены действовать вместе. Командиры ставят задачи и отпускают подчиненных в свободное плавание. Почти в каждой сцене чувствуется нехватка времени и ресурсов. Итог важен, но куда интереснее наблюдать, как группа учится работать сообща, когда каждый сам за себя – уже не вариант.
На фоне отсутствия пафоса хорошо считывается реальность армейских учений: ни один план не срабатывает в чистом виде, а случайный промах может стоить результата всему подразделению. Лента смотрится скорее как честная зарисовка о том, как на самом деле формируется коллектив – не на плацу и не в спортзале, а в моменты, когда надо быстро договариваться и делить ответственность.
Советская военная драма режиссера Исаака Шмарука по мотивам романа Александра Кулешова. Амбициозный москвич Анатолий Ручьев, не прошедший по конкурсу в престижный вуз, отправляется служить в десант. Для избалованного столичного парня армейский быт становится серьезным испытанием – мальчишеские шалости сменяются строевой подготовкой под руководством крепких офицеров.
Шмарук намеренно избегает комедийного китча: режим учебы, тактические прыжки и строгая дисциплина показаны подчеркнуто реалистично, чтобы тем самым показать настоящие качества героя. В начале картины Ручьев пытается играть по своим правилам – он настаивает на привилегиях и не хочет мириться с армейской жизнью. Однако гвардейские сержанты и опытные товарищи постепенно меняют его мировоззрение. Эта картина является классическим примером истории взросления в погонах.
По мнению авторов, служба в полку закаляет характер и делает из мальчишки солдата. «Голубые молнии» отмечены призом за лучший военно-патриотический фильм в 1978 году на Республиканском кинофестивале детских и юношеских фильмов, что отражает идеологический настрой эпохи. Позднее картина практически не упоминалась за пределами военных кругов, однако вклад «Голубых молний» в кинематографическую традицию солдатского кино нельзя игнорировать.
1989 год, Афганистан, последние недели перед выводом войск. В центре сюжета – звено десантников под руководством майора Бандуры. Их задачи – рейды в тылу моджахедов, дежурство на блокпостах, бесконечные марши по пыльным тропам и попытки вести переговоры с местными, когда за углом вполне реальные засады.
Показывать суровую обыденность авторы не боятся – камеры не ищут героических ракурсов, а ловят моменты, когда солдаты заваривают чай, спорят о смысле этой войны или просто молча смотрят на пролетающие вертолеты. Молодые солдаты всерьез задают вопросы: ради чего все это, кто враг, а кто нет, и стоит ли слушаться приказа, если неясно, где добро, а где зло. Командир Бандура оказывается не в роли непогрешимого героя, а того самого офицера, который обязан принимать решения за всех – и потом жить с этими решениями.
В «Афганском изломе» нет привычного деления на «своих» и «чужих». Моджахеды требуют выдать выходцев из Союза, местные плетут свои интриги, а внутри подразделения не все однозначно. Картинка без прикрас: жара, песок, пыльные лица, полуразрушенные дома, где за любым окном может прятаться что угодно.
Выпускник детдома Александр Буйда, мечтая проявить себя, добровольно отправляется на войну в Чечню. Сначала его ждет армейская подготовка, затем – служба в десантных войсках. Где вместо героизма – суровые будни, сложные решения и проверка на прочность. На войне ему приходится выбирать, кому доверять и что для него важнее: сохранить принципы или выжить любой ценой.
Сценарий сразу выбрасывает героев из уютных стен училища на пересеченную местность. Несостыковки в приказах, периодические накладки со снабжением, да и погода подкидывает свои испытания. Важный акцент делается на столкновении разных подходов и темпераментов. Некоторые персонажи мыслят по инструкции, другие действуют наобум, а третьи ждут, когда все рассосется само собой. На фоне километровых переходов и ночевок в грязи каждый раскрывается по-своему.
«Марш-бросок» интересно смотрится с точки зрения внутренней логистики армии: здесь наглядно показано, как любые красивые схемы разбиваются о человеческий фактор, погоду и банальную усталость. Фильм об испытании, где главными в сюжете становятся обычные рабочие неурядицы.
История начинается в учебке, где «зеленых» новобранцев превращают в десантников – быстро, жестко и без лишних разговоров. Молодые ребята проходят все: бег по песку, строевые сборы, инструктажи, бессонные ночи и даже дедовщину. Потом – Афганистан, пыльные марши, нескончаемая усталость и командировки в горы, где каждый день превращается в проверку на выносливость и крепость нервной системы. Под палящим солнцем и под автоматной очередью мальчишки незаметно становятся взрослыми.
«9 рота» получилась блокбастером, который стал поводом для споров. Федор Бондарчук собрал все, что нужно для крепкого военного фильма: масштабные бои, узнаваемый армейский юмор, бодрую динамику, убедительные типажи и фирменную «мальчишескую» браваду. Боевые сцены сняты с размахом – иногда даже со слишком большим. Будто бы ради эффектности можно было пожертвовать достоверностью.
Одна из сильных сторон фильма – непарадная передача военного быта. Солдаты выматываются на жаре, строят окопы, ругаются из-за глупых мелочей, мечтают о доме и пытаются держаться вместе просто потому, что других вариантов не осталось. Главная сцена обороны высоты не становится торжественной победой – наоборот, она наполнена случайностями, усталостью, потерями, хаосом. Умирают обычные ребята, которые только что обсуждали какую-то ерунду. И это, пожалуй, самое честное, что есть в фильме.
Ленту упрекали за художественные допущения, стилизацию под западные образцы и даже «маркетинг» на теме войны. Но если отбросить дискуссии, «9 рота» показала войну глазами людей, которые не рассчитывали стать ни героями, ни жертвами.
18 июля 2025 в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная запуску творческой лаборатории Театра Моссовета совместно с МТС Live. В…
На пару альпинистов, которые спокойно себе карабкались в гору, расположенную посреди обширного заповедника, внезапно с вершины этой горы падает девушка.…
19 и 20 июля национальная театральная премия «Золотая Маска» приняла участие в юбилейном музыкально-развлекательном фестивале VK Fest. В рамках мероприятия…
«КиноРепортер» собрал десять любопытных фильмов, в основу которых легли так называемые графические романы (о том, что это за зверь, мы…
Сам термин «графический роман» возник в Соединенных Штатах еще в середине 1960-х: первоначально так назывались самостоятельные произведения, изданные в…
Халк Хоган скончался на 72-м году жизни. Экстренные службы, прибывшие к дому актера во Флориде, установили, что причиной смерти стала…