Кино

Плач и кинжал: 7 лучших экранизаций Джона Ле Карре

Внушительный сегмент поп-культуры о деятельности шпионских организаций можно условно разделить на две категории. Обе придуманы фактически двумя британцами: Яном Флемингом и Джоном Ле Карре. Про последнего прямо сейчас, кстати, выходит документальный фильм «Голубиный туннель», в котором авторы раскрывают многочисленные секреты жизни этого уважаемого джентльмена.

Произведения, придуманные или вдохновленные Яном Флемингом, рассказывают о том, как классно быть шпионом. Красивые женщины, головокружительные приключения, путешествуешь себе, мир от злодеев спасаешь, тумаков виртуозно супостатам раздаешь. Произведения второй категории, имени Ле Карре, напоминают, что быть шпионом – это вообще-то тяжелая, выматывающая, чрезвычайно опасная и неблагодарная работа.

Типичный герой Ле Карре – человек глубоко несчастный. Ничтожный винтик в громадном невидимом механизме, созданном неизвестно для чего и функционирующем по неведомым законам. Его постоянно используют и предают, вокруг него плетутся заговоры, отношения с близкими не ладятся, если близкие вообще есть. Этические границы размываются, цели туманны, средства сомнительны, жизнь ничего не стоит, и поди разбери, кто друг, а кто враг, где добро, а где зло.

Соответствующим настроением – пессимистическим, тревожно-депрессивным – пропитано большинство романов Ле Карре. Оно же передается экранизациям, коих вышло уже полтора десятка. Экранизации, как и романы, кардинально друг от друга не отличаются: узнаваемые артисты в строгих костюмах всех оттенков серого на фоне всегда пасмурного неба какого-нибудь европейского города хмуро проговаривают детали очередного запутанного сюжета. И ни приключений тебе, ни виртуозных тумаков. Но что-то в них определенно есть.

«Дело самоубийцы» (1966)

Экранизация первого романа Джона Ле Карре «Звонок мертвецу» от Сидни Люмета. Главный герой романа – Джордж Смайли, офицер МИ-6, который фигурирует во множестве книг Ле Карре и на экране, соответственно, также часто появляется. Но в этом фильме его из-за проблем с правами переименовали в Чарльза Доббса.

Доббс, сыгранный Джеймсом Мейсоном, расследует загадочные обстоятельства самоубийства одного вроде бы добропорядочного гражданина, заподозренного в связях с коммунистами. Что приводит к раскрытию международного заговора, естественно. А параллельно герой пытается спасти свой брак, который разваливается из-за патологически склонной к неверности жены. Эта неординарная рифма – неверности супружеской и неверности гражданской – у Ле Карре встретится потом еще не раз. Больная, надо думать, тема.

«Шпион, пришедший с холода» (1965)

Шпиона, провалившего задание в Германии, вышвыривают на улицу. Он вынужден пойти на биржу труда, устраивается на грошовый оклад в библиотеку, усердно прикладывается к бутылке, попадает в тюрьму за дебош. Потом его возвращают в дело и дают шанс отомстить тому, кто тот провал устроил. Для чего и засылают обратно.

Градус пессимизма и депрессии здесь даже относительно других фильмов по Ле Карре зашкаливает. Полнейшая безысходность.

«Кто такие шпионы? Это кучка жалких ублюдков вроде меня. Неудачники, пьяницы, играющие в ковбоев и индейцев, чтобы скрасить свою паршивую жизнь. По-твоему, они задумываются, где черное, а где белое?» – эта цитата, предваряющая трагический финал картины, как нельзя лучше передает суть всего творчества писателя.

Полнометражная версия Мартина Ритта с Ричардом Бертоном (именно он вышеозначенные слова и произносит) – пожалуй, самое лучшее, что когда-либо снималось по Ле Карре.

«Зеркальная война» (1969)

Отчаянный юный поляк сбегает с корабля, чтобы попросить убежища в Англии и воссоединиться с возлюбленной. Добрые дяди из разведки тут же берут его в оборот, выдают ему нож и допотопное оборудование, наспех обучают азам шпионажа и отправляют в ГДР. Потому что кто-то прислал им нечеткую фотографию некоего объекта, очертаниями отдаленно напоминающего ракету, и надо, стало быть, проверить, есть она там или нет.

Снова непроглядная безысходность, но с уклоном в пронзительную лирику. А дополнительной трагичности фильму придает реальная история исполнителя главной роли Кристофера Джонса, который на тот момент был одним из самых многообещающих молодых талантов Голливуда и состоял в дружеских отношениях с Шерон Тейт. После ее страшной гибели от рук приспешников Чарльза Мэнсона актер впал в депрессию и с кино, по большому счету, закончил.

Кроме того, фильм примечателен длинной сценой драки между персонажами Кристофера Джонса и Энтони Хопкинса. Можете себе представить Энтони Хопкинса дерущимся? Вот, пожалуйста.

«Русский отдел» (1990)

Сотрудница московского книжного издательства передает британскому книжному издателю письмо с приложением в виде рукописи. А в рукописи той – секретные данные, что-то про советское вооружение. Британская разведка о том, конечно, прознает и снаряжает издателя в Москву с целью поподробнее все разнюхать.

Чуть меньше безысходности, чуть больше лирики, но важно не это. И даже не то, что «Русский дом» – второй после «Красной жары» голливудский фильм, снятый в СССР. И не то, что адаптацией литературной основы занимался видный драматург Том Стоппард («Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Влюбленный Шекспир»). А важен прежде всего антураж и Шон Коннери в нем.

ВДНХ, Коломенское, улица 1905 года, гостиница «Украина» и другие знакомые любому москвичу места – такие, какими они были на излете советской эпохи. Плюс Шон Коннери на могиле Пастернака в Переделкине. Плюс он же целуется с Мишель Пфайффер в аутентично обставленной советской квартире (камера отъезжает, крупным планом – иконки на стене, в соседней комнате – Николай Пастухов). Каково, а?

«Портной из Панамы» (2001)

Своеобразная эволюция типичного героя Ле Карре: этические границы размылись окончательно и бесследно, моральный облик, как следствие, полностью утрачен, остались лишь цинизм, жажда наживы, похоть, острый ум и приобретенные за годы навыки. С этим багажом он прибывает в Панаму, куда управление его сплавило за ряд серьезных прегрешений.

Опальный шпион не теряется и сразу выходит на соотечественника, местного портного с темным прошлым и связями в высших кругах. С его помощью разведчик-прощелыга разрабатывает и осуществляет крупную международную аферу, которой позавидовал бы Остап Бендер.

Это даже почти смешно. Едкая сатира на тему международной политики (по Пентагону особенно лихо проехались), комический персонаж Джеффри Раша разговаривает с воображаемым дядюшкой, Пирс Броснан, который через год сдаст табельный Walther PPK, играет нарочито расслабленно. Точнее, было бы смешно. Если бы не было так грустно. Человеческая жизнь по-прежнему ничего не стоит, негодяи побеждают, немногие порядочные люди остаются ни с чем.

«Шпион, выйди вон!» (2011)

Джордж Смайли (см. выше) вычисляет засевшего в «Цирке» крота, из-за которого, в частности, застрелили агента в Будапеште. Роман считается opus magnum Джона Ле Карре, его визитной карточкой, если угодно, и был экранизирован дважды. Первый раз – в формате сериала с Алеком Гиннессом, который Оби-Ван. Второй – полнометражный с Гари Олдманом, который на литературный материал налез еле-еле, и швы кое-где с треском разошлись.

Фильму явно не хватает нескольких сцен, из-за чего за сюжетом, густо населенным персонажами, уследить бывает сложно. Но зато какой ансамбль тут собрался! Красивый (не считая прически Камбербэтча), интернациональный. Светлана Ходченкова милуется с Томом Харди, Константин Хабенский травит анекдот про Хрущева, а Санта-Клаус с серпом и молотом на груди и в маске Ленина поет гимн СССР. Умилительнейшее воплощение победившей дружбы народов.

«Маленькая барабанщица» (2018)

Сериал Пак Чхан Ука, создателя «Олдбоя» и «Сквозь снег», среди прочего. Агенты «Моссада» ловят палестинских террористов, внедряя к ним завербованную актрису. Внедряется она причем по системе Станиславского, накрепко вживаясь в роль, и постепенно все сильнее проникается к врагу сочувствием.

Палестинцы, что интересно, выведены чуть ли не в более выгодном свете, чем их израильские оппоненты. Неплохие вообще ребята, душевные, просто их прогнали с родной земли, и поэтому они вынуждены прибегать к террору. Тогда как у израильских товарищей методы не гуманнее. Зачастую даже наоборот.

По сравнению со всеми прочими экранизациями Ле Карре эта – визуально наиболее яркая. В плане костюмов и количества солнечного света. Но содержательно – такой же холодный мрак, как и везде. В частности, нам здесь наглядно демонстрируют, почему концепция «полюбить врага, чтобы его победить» эффективна и какую цену за претворение этой концепции в жизнь приходится платить. Спойлер: очень высокую цену. Включающую психическое здоровье и совесть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

5 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

8 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад