«КиноРепортер» предлагает провести праздники под музыку.
Народный артист РФ, джазовый саксофонист Игорь Бутман рассказал о своих любимых лентах про джазовых музыкантах.
«Снять хороший фильм про джазового музыканта сложно. Практически везде герой обязательно пьет, любит женщин, шумные застолья, имеет противоречивую натуру и сложный характер. Правда ли это? Такой стереотип существует, и он зачастую верный, что тут скрывать. Все музыканты — люди непростые. А в кино это выпячивают, как мне кажется, потому, что сама музыкальная кухня зрителя может не заинтриговать. Жизнь джазмена — это 8 часов репетиций и затем концерт. Кому будет интересно наблюдать за этим процессом, который почти всегда проходит спокойно?
Лично мне нравятся фильмы про джаз, где есть добро и свет. Среди них «Мы из джаза» Карена Шахназарова. Я эту картину посмотрел, когда был юным и амбициозным. Она дала мне толчок идти к своей мечте. А среди голливудских — это «Птица» и «Полночный джаз», хотя там тоже ребята и пьют, и балагурят. Но вот так иногда обстоят дела».
«Веселые ребята» (1934)
Джаз наряду со всем западным долгое время был под запретом в СССР, поэтому фильмов на данную тему у нас очень мало, но шедевры среди них все же есть. Один из первых — «Веселые ребята», признанная классика советской комедии. Ярым фанатом фильма был Чарли Чаплин. Именно в этой картине Григория Александрова джаз впервые прозвучал в отечественном кино. Пастух Костя (Леонид Утесов) в результате недоразумения становится дирижером джазового оркестра, а домработница (Любовь Орлова) — певицей.
«Серенада солнечной долины» (1941)
Мюзикл с оркестром Гленна Миллера изначально хотели сделать лишь небольшим рекламным роликом к выходу альбома именитого биг-бенда. Но как только продюсеры 20th Century Fox увидели результат, то захотели полный метр. В итоге получился один из самых известных музыкальных фильмов в истории кино, где есть и юмор, и музыкальные номера, которые стали классикой джазового свинга. Картина, кстати, поспособствовала и популярности горнолыжного спорта с фигурным катанием в США и Европе — действие фильма происходит на зимнем курорте под названием «Солнечная долина».
«В джазе только девушки» (1959)
Без этой классики никуда! Чикагские музыканты Джо и Джерри случайно становятся свидетелями бандитской перестрелки, они в срочном порядке смываются на поезде во Флориду, переодевшись женщинами. Теперь они — Джозефина и Дафна, новенькие инструменталистки женского джаз-банда. Их маскировка срабатывает, но не надолго. Картина, снятая в эпоху перемен в Голливуде, стала событием и культурным феноменом, повлиявшим на эстетику комедийного кино и кинематографа в целом.
«Мы из джаза» (1983)
Советская комедия Карена Шахназарова о нелегкой судьбе джазового музыканта в СССР. Игорь Скляр играет одесского студента времен НЭПа, увлеченного джазом, которого за любовь к «музыке толстых» выгоняют из техникума, и он начинает новую жизнь — музыканта-бродяги.
В фильме использовано много джазовой музыки в исполнении эстрадного оркестра «Современник» под управлением Анатолия Кролла (соло на рояле) и архивные записи 1920-х.
«Полночный джаз» (1986)
Париж, 1959 год. Камерная история о чернокожем саксофонисте Дейле Тернере, который бежит от шумных американских небоскребов в тихие и сонные улочки Франции. Там он много пьет и гробит свой талант, пока не встречает молодого художника Франсуа, поклонника джаза. Дружба с ним скрашивает одинокую и безрадостную судьбу главного героя. Дейл вновь начинает сочинять музыку.
Музыкальное оформление, созданное культовым джазменом Херби Хенкоком и исполнителем главной роли Декстером Гордоном, было по достоинству оценено Американской киноакадемией — в 1987 году фильм взял «Оскара» за лучший оригинальный саундтрек.
«Птица» (1988)
В 1988 году Клинт Иствуд снял свое признание в любви золотой эпохе джаза. Байопик о Чарли Паркере — гении саксофона, ставшем легендой еще при жизни, — имел успех у зрителей. Но в музыкальной тусовке фильм осудили за то, что режиссер вывел на первый план алкоголизм и наркозависимость Паркера по прозвищу Птица. А ведь именно он придумал бибоп. За перевоплощение в Паркера молодой Форест Уитакер взял награду за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале.
«Одержимость» (2013)
Драма о стремлении к совершенству, с которой будущий постановщик «Ла-Ла Ленда» Дэмьен Шазелл заявил о себе в Голливуде. В центре сюжета конфликт между молодым ударником Эндрю (Майлз Теллер) и деспотичным руководителем самого известного джазового ансамбля в Нью-Йорке Терренсом Флетчером (Дж. К. Симмонс). Чтобы стать лучшим, главный герой руки сбивает в кровь, пот с него льется ведрами, личная жизнь летит к черту, а наставник бросает в него стулья, унижает и приговаривает, что нет слова вреднее и опаснее, чем «Молодец». Фильм стал одним из хитов 2013 года, а Симмонс получил за свою роль «Оскара».
Комментарии