Конкурс проходил в два этапа: российский – с 20 по 24 октября, а международный – с 10 по 14 ноября 2025 года.
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между студентами разных стран.
На конкурс поступило 516 заявок из 50 стран и 86 киношкол. а отобрано было 77 фильмов из 50 стран и 56 киношкол. Победителей отбирало компетентное жюри, куда вошли режиссеры Эмир Кустурица, Гао Сюнцзе, Шахрукхан Шерхан Чавада, Мелик Сарачоглу, продюсер Сюань Гуо, актриса Дарья Екамасова, главный редактор крупнейшего в России журнала о кино «КиноРепортер» Мария Лемешева и автор и ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев. В финальный день голосование обсуждение заняло целых 6 часов. Вели церемонию Егор Воронцов и Алла Азимова.
Организаторы особо поблагодарили жюри за их работу, за то, что они отсмотрели огромное количество фильмов, приняли волевые решения и определили победителей. Они убеждены, что визит столь известных деятелей кино международного уровня – это еще одно доказательство того, что фестиваль ВГИК стирает границы между странами и людьми. Жюри не просто выбрало победителей, но и подобрало для каждого обладателя спецприза очень личное определение.

Так специальным дипломом «За пробуждающее послание об одиночестве и жизни» был награжден режиссер из Колумбии Андерс Стивен Викториа Девиа за фильм «Я – это я». Документальная лента-интервью посвящена памяти художника Харбея Гасона, который из-за тяжелой болезни принял решение об эвтаназии и ушел из жизни в марте 2024 года. Этот фильм – гимн тому, как оставаться собой, даже перед лицом смерти.
Специальный приз «За поиск божественного в обыденном» ушел Ангелине Маюловой за фильм «Живите в доме». Анимационная лента об ангеле, хранящем вместе с черным котиком заброшенную церковь и ждущем человека, который продолжит его дело, стала дипломной работой Ангелины.
Специальный приз журнала «КиноРепортер» «За фиксацию кричащей тишины» вместе с сертификатом на право рассказать о своей ленте на страницах издания достался режиссеру Таранеху Эсмаиляну из Ирана за фильм «Почти неуловимо». Отметить ленту, в которой герои могут поговорить друг с другом, только оказавшись на совместных кинопробах, на сцену вышла главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева:

«Я хочу поблагодарить всех участников конкурса за то удовольствие, которое мы получили, отсматривая эти картины. И вчера, когда мы заседали, мы так долго выбирали, потому что было очень сложно выбрать лучших из лучших. И это большая радость, что фестиваль набрал такую мощь, когда действительно очень много профессиональных и достойных работ, несмотря на то, что это картины начинающих кинематографистов. Наш журнал – это ведущий журнал о кино, и мы уже 15 лет работаем вместе со ВГИКом. И мы поддерживаем не только фестиваль, но и самих лауреатов. И потому сегодня я не просто назову победителя, но и вручу сертификат, который дает право использовать наши страницы и наши ресурсы, чтобы рассказать о своей работе. Но мы очень надеемся, что у вас всех будет большое будущее, вы будете создавать прекрасные работы, а мы будем писать о вас. Знайте, что мы рядом», – подчеркнула Мария.
Неудивительно, что «КиноРепотер» отметил режиссера из Ирана, так как журнал всегда славился поддержкой международных связей, неоднократно проводил дни российского кино в Индии и Сербии.
В Белград к режиссеру Адему Тутичу отправился специальный диплом жюри «За открытие микрокосма разделенного мира» за фильм «Тарек».

Специальный диплом «За открытие новых форм диалога» улетел в Ливан Рафке Хэлоу за картину «Издалека кажется, что у кур есть зубы». Ее роад-муви – это своеобразный диалог поколений, а также проникновенный разговор о ценности жизни и свободы на примере куриц, которых везут на бойню.
Специальный диплом профессионального жюри «За гуманизм и возведение мостов вместо стен» присужден «Стене» режиссера из Палестины Ала Абу Зайнех.
«Здорово, что столько работ прилетело к нам из других стран. И нам кажется, что очень важным месседж о том, что нужно возводить мосты вместо стен», – отметила актриса Дарья Екамасова.
Приз за лучший анимационный фильм получил режиссер Сяо Ханьчжи за свою работу «Дилемма круглого стола».
«Эта картина впечатлила всех членов жюри тем, что в ней потрясающая синергия очень профессионального, живого, интересного рисунка с глубоким философским смыслом. Именно то, как эффектный визуальный ряд очень оригинально раскрыл идею, нас и покорил», – подчеркнула Мария Лемешева, вручая приз.

Награда за лучший мультимедиа-проект ушла в Китай режиссерам Сюэ Кай и Хун Цзеси за фильм «Дэвид». Сюэ Кай отметил, что история основана на истории из Харбина, его родного города, где очень чувствуется русское влияние. Вручая приз, режиссер Шахрукхан Шерхан Чавада сказал:
«Перед тем, как я вручу награду, я хочу сказать большое спасибо всем студентам-кинематографистам, которые отправили в этом году свои фильмы на фестиваль. Ваши фильмы напомнили мне, почему мы любим кино. В вас есть невинность и открытость, которые показывают и расширяют границы понимания того, каким может быть кино на самом деле. Когда после учебы мы попадаем в мир коммерческого кино, то часто теряем все это. Я прошу вас сохранить эту невинность и то любопытство, что живет в вашей душе. Не дайте миру забрать это у вас, потому что это и делает ваши голоса уникальными».
Приз за лучший документальный фильм за картину «Племя» получил Саша Козьма, представляющий Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Этому институту также достался приз за лучшую кинопрограмму от киношколы, в которую помимо «Племени» вошли «Макошь» Марии Резниченко, «Ташкентская роща» Ольги Андриановой и документальный «День рождения» Анжелы Павловой.

«Здесь соревнуются десятки киношкол мира. Кинематографии, которые представлены на площадке фестиваля ВГИК – это сильно большая часть населения Земли, да практически все страны и континенты, потому что мы живем в мире, где кино проникает сквозь любые границы. Девиз этого фестиваля «Кино без границ» и верность этого лозунга доказывается каждым показанным здесь фильмом», – сказал, вручая награду, Иван Кудрявцев.
Обладателем приза за лучший игровой фильм стал китайский режиссер Чжан Яоюань за фильм «Жизнь – это снег». Объявляя его имя, Дарья Екамасова отметила:
«Дорогие молодые кинематографисты, помните, что наша профессия абсолютно непредсказуема, и если ты работаешь с открытым сердцем и с любовью, у тебя обязательно все получится».

Гран-при фестиваля получила Калерия Котова за ленту «Точка-тире». Представляя ее картину, Иван Кудрявцев сказал:
«Этот год – особенный. Это год 80-летия победы в Великой Отечественной войне, это год окончания Второй мировой войны. Мы живы, мы работаем, мы творим, мы свободны, у нас есть возможность передавать свой опыт следующим поколениям. Эту возможность подарили нам те люди, ценой жизни которых была завоевана та победа».
Фотографии предоставлены пресс-службой ВГИК-фестиваля.
Победители 45-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
Киноконкурс
Гран-при – «Точка-тире», реж. Калерия Котова, ВГИК
Приз за лучшую кинопрограмму от киношколы – Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГИКиТ), Россия
Приз за лучший игровой фильм – «Жизнь – это снег», реж. Чжан Яоюань, Высшая школа кино и новых медиа Токийского университета искусств , Япония, Китай
Приз за лучший документальный фильм – «Племя», реж. Саша Козьма, СПбГИКиТ, Молдова, Россия
Приз за лучший анимационный фильм – «Дилемма круглого стола», реж. Сяо Ханьчжи, Пекинская киноакадемия, Китай
Приз за лучший мультимедиа-проект – «Дэвид», реж. Сюэ Кай и Хун Цзеси, Китайский университет средств коммуникации, факультет анимации и цифровых искусств, Китай
Специальный диплом журнала «КиноРепортер» «За фиксацию кричащей тишины» – «Почти неуловимо», реж. Таранех Эсмаилян, Университет искусств Тегерана, Иран
Специальный диплом профессионального жюри «За гуманизм и возведение мостов вместо стен» – «Стена», реж. Ала Абу Зайнех, Университетский колледж искусств и культуры Дар Аль-Калима, Палестина
Специальный диплом профессионального жюри «За открытие новых форм диалога» – «Издали кажется: у кур есть зубы», реж. Рафка Хелоу, Университет Нотр-Дам, Ливан
Специальный диплом профессионального жюри «За открытие микрокосма разделенного мира – «Тарик», реж. Адем Тутич, Факультет драматического искусства, Белградский университет искусств, Сербия
Специальный диплом профессионального жюри «За поиск божественного в обыденном» – «Живите в доме», реж. Ангелина Маюлова, ВГИК, мастерская А.В. Белоноговой, Россия
Специальный диплом студенческого жюри «За переосмысление судьбы человека» – «Я – это я», реж. Андрес Стивен Виктория Девиа, Объединенная национальная корпорация высшего образования, Колумбия
Специальный диплом профессионального жюри «За пробуждающее послание об одиночестве и жизни» – «Я – это я», реж. Андрес Стивен Виктория Девиа, Объединенная национальная корпорация высшего образования, Колумбия
Приз студенческого жюри за лучший фильм – «Анна-Максим», реж. Йонатан Хандельсман, Колледж Сапир, Израиль
Специальный диплом студенческого жюри «За чувственное осмысление темы поколений» – «В поисках дедушки», реж. Мохамад В. Али, Институт кино и телевидения им. Сатьяджита Рая, Индия
Специальный диплом студенческого жюри «За экранную образность» – «День рождения», реж. Анжела Павлова, СПбГИКиТ, Россия
Приз зрительских симпатий по итогам голосования по регионам – «Немой», реж. Арсен Аристакесян, ВГИК, мастерская А.А. Прошкина, Россия
21-й международный театральный конкурс
Первая премия за лучший актерский ансамбль – «Дачники», Школа-студия МХАТ, мастерская И.Я. Золотовицкий, С.И. Земцов.
Первая премия за лучший актерский ансамбль – «Женихи», ВГИК, мастерская А.Л. Федорова
Лучшая женская роль – Виктория Иванова (роль Варвара Михайловна), Школа-студия МХАТ, мастерская И.Я. Золотовицкий, С.И. Земцов.
Лучшая мужская роль – Даниил Стрельцов (роль Гробовщик), ВГИК, мастерская А.Л. Федорова
Специальный диплом жюри органичное существование в острохарактерной роли – Риста Милутинович (роль Кайгана), «Женитьба», Институт искусств в Белграде
Специальный диплом жюри воплощение национальных поэтических образов средствами театра – «Абу-Лала Маари», Ереванский институт театра и кино


Комментарии