Кадр из фильма "28 лет спустя" (2025)
20 июня в мировой прокат выходит «28 лет спустя» – продолжение культового постапокалиптического хоррора «28 дней спустя» и его сиквела «28 недель спустя». В режиссерском кресле вновь Дэнни Бойл, сценарий снова написал Алекс Гарленд (совместно с Бойлом) – творческий дуэт, подаривший зрителям первый фильм. Долгие годы планы на триквел оставались лишь мечтой: проект застрял в «производственном аду», сталкиваясь с разногласиями правообладателей и сомнениями самих авторов.
В начале 2024 года официально запустили производство – причем планируется не один фильм, а целая новая трилогия. Бойл станет режиссером первого фильма, Гарленд пишет сценарии ко всем частям. Бюджет каждой заложен на уровне $60 млн – колоссальный скачок по сравнению с $8 млн, на которые в 2002 году сняли оригинальный фильм.
Прежде чем заглянуть в будущее, стоит вспомнить, почему продолжение ждали столько лет. «28 дней спустя» произвел эффект разорвавшейся бомбы в мировом кино. Этот низкобюджетный британский триллер внезапно собрал свыше $85 млн по всему миру. Но главное – Дэнни Бойл и Алекс Гарленд радикально переосмыслили устоявшиеся клише фильмов про живых мертвецов.
Их картина ввела концепцию «бегущих зараженных»: монстры здесь не медлительные зомби, а обезумевшие от вируса люди, которые носятся по улицам с бешеной скоростью. Этот новаторский подход вдохнул жизнь в жанр хоррора: «28 дней спустя» фактически возродил моду на истории о зомби-апокалипсисах, породив целую волну последователей: от кинохитов «Рассвет мертвецов» и «Война миров Z» до сериала «Ходячие мертвецы».
Успех первой части закономерно привел к появлению сиквела, однако «28 недель спустя» существенно отличался по тону. Бойл и Гарленд в его создании практически не участвовали, ограничившись статусом исполнительных продюсеров. Режиссером стал испанец Хуан Карлос Фреснадильо, который расширил масштаб действия: второй фильм показал попытку военных восстановить порядок в Лондоне спустя полгода после эпидемии и новый внезапный всплеск инфекции.
Картина стала более зрелищной и высокобюджетной, добавила звезд (Роуз Бирн, Джереми Реннер) и шокирующих сцен – чего стоит хотя бы эпизод, где от вируса пытаются очистить целый район огнеметами и напалмом. Однако у самих «отцов» франшизы отношение к этой главе было неоднозначным. Алекс Гарленд позже признавался, что некоторые сюжетные ходы «28 недель спустя» его откровенно разочаровали, из-за чего он долго не хотел возвращаться к этой истории.
Несмотря на новые сюжетные линии, «28 лет спустя» сохраняет визуальную эстетику оригинала, развиваясь технологически. Бойл вновь работает с оператором Энтони Додом Мэнтлом – в 2002 году они первыми использовали цифровые камеры Canon XL-1 для «28 дней спустя».
Теперь они пошли дальше: почти весь фильм снят на iPhone 15 Pro Max с насадками и дронами. Это крупнейший голливудский проект, снятый на смартфоны. Такой выбор помогает вернуть атмосферу документальной достоверности – съемка велась быстро, «партизански», с максимальной реалистичностью. Зритель снова окажется в центре апокалипсиса – среди зомби, в руинах, в тревожной тишине вымершего мира.
Любопытно, что Алекс Гарленд черпал вдохновение вовсе не у коллег по жанру, а в классике британского кино. По его словам, при работе над сценарием «28 лет спустя» большое влияние на него оказала драма Кена Лоуча «Кес» (1969) – история о мальчике из шахтерского городка, чьим единственным утешением становится прирученный сокол. От зомби-триллера до реалистичной социальной притчи – дистанция огромная, и потому такой референс особенно интригует.
С каждой новой частью создатели франшизы последовательно смещали акценты не только в сюжете, но и в том, каков ее тематический фокус. Первый фильм был по сути исследованием «Ярости» и стремительного разложения социальных норм. Всего за 28 дней цивилизованные люди превращались в хищников, а моральные ориентиры рушились, как карточный домик. Это была история о слепой агрессии – не только зомби, но и самих людей, оказавшихся вне правил.
Теперь в «28 лет спустя» Гарленд заложил еще более философский фундамент. По словам Бойла, сценарист определил тематический вектор всей новой трилогии так: первая часть – о скорби и природе семьи, вторая – о природе зла, третья – о природе искупления. И действительно, сюжет новой картины строится вокруг семейной драмы: отношений между отцом и сыном, поисков спасения для больной матери и невыносимого бремени, которое ложится на плечи родителей в разрушенном мире.
При этом Гарленд не уходит от темной стороны и добавляет новые вопросы: что такое зло в постапокалиптическом мире? Откуда оно исходит – от вируса или самих людей? Эти вопросы раскрываются не только через физическую угрозу (например, через образ мутировавших альфа-зараженных), но и через появление религиозного культа, выжившего в условиях морального распада и построившего собственную мрачную этику.
В центре сюжета «28 лет спустя» – новая семья: отец Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон), мать Айла (Джоди Комер) и их сын-подросток Спайк (Альфи Уильямс). Джейми показан как суровый, но заботливый отец, который обучает мальчика выживанию в новом мире. Его образ – с бородой, луком и внутренней болью – напоминает постапокалиптического Арагорна: фигуру одновременно героическую и истерзанную. Спайк, в свою очередь, полон юношеского интереса и бунта – он мечтает выбраться за пределы знакомого острова и увидеть, что осталось от материка. Мать страдает от неизвестной болезни, возможно, связанной с вирусом, и именно ее ухудшающееся состояние толкает Спайка на самостоятельную и крайне опасную вылазку в разрушенный мир.
В ходе путешествия на пути героя появляется таинственный доктор Келсон (Рэйф Файнс) – ученый-отшельник, обитающий среди руин. Сначала он кажется безумцем, окруженным зловещими экспериментами, но со временем выясняется, что именно он обладает важнейшими знаниями о вирусе и его эволюции. Этот персонаж балансирует на грани между пророком и ученым-фанатиком, добавляя истории философскую глубину.
Алекс Гарленд задумал сразу три истории: два сценария уже готовы, третий – в разработке. Студия Sony быстро выкупила права у Disney и обеспечила проекту масштабную поддержку, обойдя других претендентов. Первый фильм получил название «28 лет спустя», одновременно отражающее временной интервал и демонстрирующее преемственность по отношению к предыдущим частям.
Второй фильм новой трилогии (4-я часть франшизы) обзавелся рабочим заголовком «28 лет спустя: Храм костей». Дэнни Бойл передал режиссерские обязанности приглашенному постановщику – Ние ДаКосте, знакомой зрителям по ремейку «Кэндимэна» и супергеройскому фильму «Марвелы». Бойл же останется продюсером. Съемки «Храма костей» уже завершены, фильм находится на стадии постпродакшена. Его релиз намечен на начало 2026 года.
В итоге франшиза, когда-то начавшаяся как камерный хоррор о вирусе «Ярости», постепенно превращается в многослойную хронику падения и возможного возрождения человечества с полноценной аркой, охватывающей десятилетия.
«28 лет спустя» – попытка создать не просто еще один зомби-боевик, а событие для всего жанра хоррора. Фильм объединяет в себе ностальгию по оригиналу и амбициозные планы на будущее серии. Если творческому тандему Бойла и Гарленда удастся вновь удивить публику, нас ждет ренессанс «инфицированного» кино с новыми идеями, новыми героями и новой пугающей правдоподобностью. Как говорится, время (пусть и 28 лет) покажет.
В Анадыре завершился IX Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон». В течение недели на Чукотке проходили кинопоказы, творческие встречи, спектакли, а…
Фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, который в последний раз проводился в 2022 году, возрождается на фоне растущего интереса к новому…
26 июня Театр наций представит свой знаковый спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?» на сцене Московского Губернского театра. Постановку по пьесе…
Средних лет фермерша-конезаводчица просыпается каждое утро в крайне подавленном состоянии, потому что все у нее в жизни как-то не очень.…
В Московском Губернском театре завершил работу VII Фестиваль «Фабрика Станиславского». Он проходил в столице с 8 июня в формате образовательной…
В Театре имени Маяковского дают «Разбойников», «поэтическую бойню» Фридриха Шиллера, в которой сила чувств, чаще всего отвергнутых, приводит к катастрофическим…