Кино

Зомби снова атакуют: Что ждать от фильма «28 лет спустя»

20 июня в мировой прокат выходит «28 лет спустя» – продолжение культового постапокалиптического хоррора «28 дней спустя» и его сиквела «28 недель спустя». В режиссерском кресле вновь Дэнни Бойл, сценарий снова написал Алекс Гарленд (совместно с Бойлом) – творческий дуэт, подаривший зрителям первый фильм. Долгие годы планы на триквел оставались лишь мечтой: проект застрял в «производственном аду», сталкиваясь с разногласиями правообладателей и сомнениями самих авторов.

В начале 2024 года официально запустили производство – причем планируется не один фильм, а целая новая трилогия. Бойл станет режиссером первого фильма, Гарленд пишет сценарии ко всем частям. Бюджет каждой заложен на уровне $60 млн – колоссальный скачок по сравнению с $8 млн, на которые в 2002 году сняли оригинальный фильм.

28 дней, которые изменили жанр

Кадр из фильма «28 дней спустя» (2002)

Прежде чем заглянуть в будущее, стоит вспомнить, почему продолжение ждали столько лет. «28 дней спустя» произвел эффект разорвавшейся бомбы в мировом кино. Этот низкобюджетный британский триллер внезапно собрал свыше $85 млн по всему миру. Но главное – Дэнни Бойл и Алекс Гарленд радикально переосмыслили устоявшиеся клише фильмов про живых мертвецов.

Их картина ввела концепцию «бегущих зараженных»: монстры здесь не медлительные зомби, а обезумевшие от вируса люди, которые носятся по улицам с бешеной скоростью. Этот новаторский подход вдохнул жизнь в жанр хоррора: «28 дней спустя» фактически возродил моду на истории о зомби-апокалипсисах, породив целую волну последователей: от кинохитов «Рассвет мертвецов» и «Война миров Z» до сериала «Ходячие мертвецы». 

28 недель спустя: эксперимент без Бойла

Кадр из фильма «28 недель спустя» (2007)

Успех первой части закономерно привел к появлению сиквела, однако «28 недель спустя» существенно отличался по тону. Бойл и Гарленд в его создании практически не участвовали, ограничившись статусом исполнительных продюсеров. Режиссером стал испанец Хуан Карлос Фреснадильо, который расширил масштаб действия: второй фильм показал попытку военных восстановить порядок в Лондоне спустя полгода после эпидемии и новый внезапный всплеск инфекции.

Картина стала более зрелищной и высокобюджетной, добавила звезд (Роуз Бирн, Джереми Реннер) и шокирующих сцен – чего стоит хотя бы эпизод, где от вируса пытаются очистить целый район огнеметами и напалмом. Однако у самих «отцов» франшизы отношение к этой главе было неоднозначным. Алекс Гарленд позже признавался, что некоторые сюжетные ходы «28 недель спустя» его откровенно разочаровали, из-за чего он долго не хотел возвращаться к этой истории.

Эстетика апокалипсиса: традиции и новаторство

Кадр из фильма «28 лет спустя» (2025)

Несмотря на новые сюжетные линии, «28 лет спустя» сохраняет визуальную эстетику оригинала, развиваясь технологически. Бойл вновь работает с оператором Энтони Додом Мэнтлом – в 2002 году они первыми использовали цифровые камеры Canon XL-1 для «28 дней спустя».

Теперь они пошли дальше: почти весь фильм снят на iPhone 15 Pro Max с насадками и дронами. Это крупнейший голливудский проект, снятый на смартфоны. Такой выбор помогает вернуть атмосферу документальной достоверности – съемка велась быстро, «партизански», с максимальной реалистичностью. Зритель снова окажется в центре апокалипсиса – среди зомби, в руинах, в тревожной тишине вымершего мира.

Любопытно, что Алекс Гарленд черпал вдохновение вовсе не у коллег по жанру, а в классике британского кино. По его словам, при работе над сценарием «28 лет спустя» большое влияние на него оказала драма Кена Лоуча «Кес» (1969) – история о мальчике из шахтерского городка, чьим единственным утешением становится прирученный сокол. От зомби-триллера до реалистичной социальной притчи – дистанция огромная, и потому такой референс особенно интригует.

Эволюция тем и жанра

Кадр из фильма «28 лет спустя» (2025)

С каждой новой частью создатели франшизы последовательно смещали акценты не только в сюжете, но и в том, каков ее тематический фокус. Первый фильм был по сути исследованием «Ярости» и стремительного разложения социальных норм. Всего за 28 дней цивилизованные люди превращались в хищников, а моральные ориентиры рушились, как карточный домик. Это была история о слепой агрессии – не только зомби, но и самих людей, оказавшихся вне правил.

Теперь в «28 лет спустя» Гарленд заложил еще более философский фундамент. По словам Бойла, сценарист определил тематический вектор всей новой трилогии так: первая часть – о скорби и природе семьи, вторая – о природе зла, третья – о природе искупления. И действительно, сюжет новой картины строится вокруг семейной драмы: отношений между отцом и сыном, поисков спасения для больной матери и невыносимого бремени, которое ложится на плечи родителей в разрушенном мире.

При этом Гарленд не уходит от темной стороны и добавляет новые вопросы: что такое зло в постапокалиптическом мире? Откуда оно исходит – от вируса или самих людей? Эти вопросы раскрываются не только через физическую угрозу (например, через образ мутировавших альфа-зараженных), но и через появление религиозного культа, выжившего в условиях морального распада и построившего собственную мрачную этику.

Новые герои и связь с прошлым

Кадр из фильма «28 лет спустя» (2025)

В центре сюжета «28 лет спустя» – новая семья: отец Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон), мать Айла (Джоди Комер) и их сын-подросток Спайк (Альфи Уильямс). Джейми показан как суровый, но заботливый отец, который обучает мальчика выживанию в новом мире. Его образ – с бородой, луком и внутренней болью – напоминает постапокалиптического Арагорна: фигуру одновременно героическую и истерзанную. Спайк, в свою очередь, полон юношеского интереса и бунта – он мечтает выбраться за пределы знакомого острова и увидеть, что осталось от материка. Мать страдает от неизвестной болезни, возможно, связанной с вирусом, и именно ее ухудшающееся состояние толкает Спайка на самостоятельную и крайне опасную вылазку в разрушенный мир.

В ходе путешествия на пути героя появляется таинственный доктор Келсон (Рэйф Файнс) – ученый-отшельник, обитающий среди руин. Сначала он кажется безумцем, окруженным зловещими экспериментами, но со временем выясняется, что именно он обладает важнейшими знаниями о вирусе и его эволюции. Этот персонаж балансирует на грани между пророком и ученым-фанатиком, добавляя истории философскую глубину.

Будущее трилогии: сиквелы, рабочие названия и смена тональности

Кадр из фильма «28 лет спустя» (2025)

Алекс Гарленд задумал сразу три истории: два сценария уже готовы, третий – в разработке. Студия Sony быстро выкупила права у Disney и обеспечила проекту масштабную поддержку, обойдя других претендентов. Первый фильм получил название «28 лет спустя», одновременно отражающее временной интервал и демонстрирующее преемственность по отношению к предыдущим частям.

Второй фильм новой трилогии (4-я часть франшизы) обзавелся рабочим заголовком «28 лет спустя: Храм костей». Дэнни Бойл передал режиссерские обязанности приглашенному постановщику – Ние ДаКосте, знакомой зрителям по ремейку «Кэндимэна» и супергеройскому фильму «Марвелы». Бойл же останется продюсером. Съемки «Храма костей» уже завершены, фильм находится на стадии постпродакшена. Его релиз намечен на начало 2026 года.

В итоге франшиза, когда-то начавшаяся как камерный хоррор о вирусе «Ярости», постепенно превращается в многослойную хронику падения и возможного возрождения человечества с полноценной аркой, охватывающей десятилетия.

«28 лет спустя» – попытка создать не просто еще один зомби-боевик, а событие для всего жанра хоррора. Фильм объединяет в себе ностальгию по оригиналу и амбициозные планы на будущее серии. Если творческому тандему Бойла и Гарленда удастся вновь удивить публику, нас ждет ренессанс «инфицированного» кино с новыми идеями, новыми героями и новой пугающей правдоподобностью. Как говорится, время (пусть и 28 лет) покажет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Завершился IX Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон»

В Анадыре завершился IX Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон». В течение недели на Чукотке проходили кинопоказы, творческие встречи, спектакли, а…

7 часов назад

В России развернется крупномасштабное производство микродрам

Фестиваль веб-сериалов Realist Web Fest, который в последний раз проводился в 2022 году, возрождается на фоне растущего интереса к новому…

9 часов назад

Театр наций покажет свой хит «Кто боится Вирджинии Вулф?» на сцене МГТ

26 июня Театр наций представит свой знаковый спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?» на сцене Московского Губернского театра. Постановку по пьесе…

12 часов назад

«Долина эха»: Джулианна Мур коня на скаку остановит и амбар подожжет

Средних лет фермерша-конезаводчица просыпается каждое утро в крайне подавленном состоянии, потому что все у нее в жизни как-то не очень.…

15 часов назад

«Фабрика Станиславского» подвела итоги

В Московском Губернском театре завершил работу VII Фестиваль «Фабрика Станиславского». Он проходил в столице с 8 июня в формате образовательной…

1 день назад

«Разбойники» в Театре Маяковского: Что, если тяга делать зло станет чуть сильней, чем я?

В Театре имени Маяковского дают «Разбойников», «поэтическую бойню» Фридриха Шиллера, в которой сила чувств, чаще всего отвергнутых, приводит к катастрофическим…

1 день назад