Кино

25 байопиков о великих и ужасных режиссерах

«Чаплин» (1992) — Чарли Чаплин

В 1992-м году обладатель «Оскара» за байопик «Ганди» Ричард Аттенборо взялся за жизнеописание не менее любимого исторического персонажа, позвав на главную роль звезду молодежных комедий Роберта Дауни мл. Роль звезды немого кино до сих пор является одной из лучших в карьере актера, чья игра стала главным достижением байопика. «Чаплин» провалился в прокате, зато принес будущему Железному человеку первую номинацию на «Оскар». Нищие детство в Англии, работа с Маком Сеннетом в Голливуде, создание образа Бродяги, многолетняя вражда с директором ФБР Гувером, гонения в США и отношения с многочисленными женами — в 150-минутный хронометраж уместились все главные события в жизни комика. Второстепенных героев тут играют Энтони Хопкинс, Кевин Клайн, Дэн Эйкройд, Дайан Лэйн, Милла Йовович, Дэвид Духовны и Джеймс Вудс, а мать Чаплина изобразила его дочь Джеральдин Чаплин.

«Дорогой дневник» (1993) — Нанни Моретти

Полуавтобиографическая комедия, в которой Нанни Моретти («Комната сына») сыграл сам себя. В первой части, катаясь на мотороллере по полупустому Риму, кинематографист рассказывает, что думает про политику в современном итальянском кино, урбанизацию Вечного города и американские фильмы (хвалит «Танец-вспышку» и язвительно ругает «Генри: Портрет серийного убийцы»). Во второй — ищет одиночества, чтобы поработать над сценарием, а в третьей выясняет у итальянских докторов причины бессонницы и чесотки. Комедийный взгляд на жизнь принес Моретти приз за режиссуру на Каннском фестивале 1994 года.

«Эд Вуд» (1994) — Эд Вуд

Критики считают, что лучшая работа Тима Бертона — биографическая драма о жизни «худшего режиссера всех времен и народов» Эдварда Вуда-младшего. Не зря это единственная бертоновская лента, участвовавшая в конкурсе Каннского кинофестиваля. Создателя культовых фильмов «План 9 из открытого космоса», «Глен или Гленда» и «Невеста монстра» сыграл, разумеется, Джонни Депп, а вот место другого любимчика режиссера — композитора Дэнни Элфмана — занял Говард Шор. Эксцентричный режиссер Вуд любил переодеваться в женскую одежду, дружил со странными персонажами (среди них, например, медиум, борец и ведущая шоу-ужасов), излучал позитив, был настоящим фанатом Белы Лугоши (за роль звезды «Дракулы» Мартин Ландау получил «Оскара») и умер в забвении в возрасте 54 лет. Как и большинство режиссерских байопиков, лента провалилась в прокате.

«Боги и монстры» (1998) — Джеймс Уэйл

Еще до мага Гэндальфа и мутанта Магнето театральный актер Иэн Маккеллен отметился в драме Билла Кондона о поздних годах жизни Джеймса Уэйла — автора классических хорроров «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна» и «Человек-невидимка». По сюжету, пожилой режиссер страдает от последствий инсультов, из-за которых память и творческие способности увядают. Во время депрессии старик-гомосексуал заводит дружбу с молодым садовником Клэйтоном Буном (Брендан Фрэйзер), рассчитывая, что тот поможет ему уйти из жизни. Название фильма отсылает к тосту доктора Преториуса из «Невесты Франкенштейна»: «За новый мир богов и монстров!». Картина получила «Оскара» за лучший адаптированный сценарий, но его события по большей части были вымышлены. Так, герой Фрэйзер — полностью выдуманный персонаж.

«Виго» (1998) — Жан Виго

Жан Виго прожил только 29 лет, но несмотря на короткую жизнь вошел в историю кино, повлияв на поэтический реализм и французскую Новую волну. Он снял четыре фильма, из них всего один — мелодрама «Аталанта» — был полнометражным. Зато в любви к «Аталанте» признавались режиссеры от Годара и Бертолуччи до Джармуша и Норштейна. Меньше месяца спустя после премьеры последней работы француз скончался от туберкулеза. Байопик о Виго поставил Джульен Темпл («Земные девушки легко доступны», «Пуля»), а заглавную роль сыграл Джеймс Фрейн, известный по «Елизавете» и «Настоящей крови». В центре сюжета — отношения режиссера с женой Елизаветой Лозинской (Романа Боренже), которая пережила мужа лишь на 5 лет.

«Проект 281» (1999) — Орсон Уэллс

Будете смеяться, но грядущий «Манк» Дэвида Финчера — уже третий крупный проект о создании «Гражданина Кейна». На исходе века о шедевре решил рассказать продюсер Ридли Скотт, взяв за основу номинированную на «Оскара» документалку «Битва за «Гражданина Кейна». Изначально он хотел лично снять масштабный фильм с поистине впечатляющим актерским составом, в который планировал позвать Эдварда Нортона, Марлона Брандо, Джина Хэкмена, Мэрил Стрип, Мадонну, Дастина Хоффмана и Аль Пачино. Увы, студии пожалели денег, и «Проект 281» увидел свет лишь в виде незамысловатого и достаточно поверхностного 80-минутного телефильма для канала HBO. Впрочем, его наградили «Золотым глобусом». В итоге в Орсона Уэллса перевоплотился Лив Шрайбер, сценариста Германа Манкевича изобразил Джон Малкович, а газетного магната Уильяма Херста и его любовницу Марион Дэвис сыграли Джеймс Кромуэлл и Мелани Гриффит.

«Тень вампира» (2000) — Фридрих Вильгельм Мурнау

Сыграв Манкевича, Джон Малкович тут же «переоделся» в немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау для фантазии о создании великого немого хоррора «Носферату, симфония ужаса». Долгое время ходили легенды, что исполнитель роли вампира Макс Шрек был настоящим кровососом. Роль загадочного актера написали специально для Уиллема Дефо, который получил за свою работу вторую номинацию на «Оскара». Над фильмом работали настоящие фанаты «Носферату»: режиссер Э. Элиас Мэридж (экспериментальный хоррор «Порожденный»), сценарист Стивен Кац («Больница Никербокер») и продюсер Николас Кейдж. У них получилась снять красивое, смешное и удивительное мета-кино о создании классики кинематографа.

«Мерзавец!» (2003) — Мелвин Ван Пиблз

Имя Мелвина Ван Пиблза мало что говорит российскому зрителю, но это культовая фигура в афроамериканском кино. В 1971-м году он написал, спродюсировал и поставил боевик «Свит Свитбэк: Песня мерзавца», который рассказывал, как черный бедняк с огромным членом сражался с коррумпированными белыми полицейскими. Ван Пиблз сам исполнил главную роль и работал над фильмом независимо от студий, вдохновившись французской «новой волной». В итоге копеечный «Свит Свитбэк» породил жанр blaxploitation, стал настольным фильмом «черных пантер» и собрал безумные для своего времени 15 миллионов долларов в прокате. Спустя 30 лет о создании проекта рассказал сын кинематографиста Марио Ван Пиблз, известный по ролям в «Горце 3» и «Челюстях 4». Кинокритик Роджер Эберт назвал «Мерзавца!» одним из лучших фильмов года, но в прокате лента по традиции подборки провалилась.

«Авиатор» (2004) — Говард Хьюз

Второй совместный проект Мартина Скорсезе и Леонардо ДиКаприо. Конечно, в первую очередь страдавший от обсессивно-компульсивного миллионер был известен как авиатор, пилот и инженер, однако в начале карьеры он занимался режиссурой и продюсированием. «Авиатор» рассказывает, как Хьюз работал над военным эпиком «Ангелы ада» (кстати, диалоговые сцены фильма ставил вышеупомянутый автор «Франкенштейна» Джеймс Уэйл!). За три года, что Хьюз посвятил картине, в кино пришли цвет и звук. В ходе съемок гибли пилоты и менялись актрисы, однако режиссер не планировал останавливаться, пока не достигнет желаемого результата. В итоге «Ангелы ада» стали одним из самых дорогих фильмов своего времени. В любви к военной драме признавался даже Стэнли Кубрик. Кстати, сценарий «Авиатора» написал Джон Логан, который работал над «Проектом 281». Скорсезе также уделил  много внимания романам Хьюза с Кэтрин Хепберн (Кейт Бланшетт) и Авой Гарднер (Кейт Бекинсейл).

«Детства» (2007)

Французская антология, состоящая из 6 историй из детства разных великих режиссеров. Причем авторы фильмы попытались передать в короткометражках фирменные приемы своих героев. Сюжеты просты, но взяты не с потолка — в основу биографического альманаха легли реальные интервью или воспоминания режиссеров. Так, Фриц Ланг узнает, что его мать — еврейка. 9-летний Орсон Уэллс переживает из-за смерти матери.  Жак Тати пытается сфотографироваться с одноклассниками, но мешает 180-сантиметровый рост. Мальчик-крестьянин открывает Жану Ренуару разделение на социальные классы. Чувствительный Альфред Хичкок мучается от кошмаров из-за властной и безразличной матери. Малыш Ингмар Бергман переживает из-за рождения сестры.

«Я и Орсон Уэллс» (2008) — Орсон Уэллс

В полной мере фильм Ричарда Линклейтера нельзя назвать байопиком. По сюжету 17-летний школьник Ричард Сэмюэлс (Зак Эфрон) знакомится с 22-летним Орсоном Уэллсом (Кристиан МакКей), который предлагает парню роль Люция в бродвейской постановке шекспировского «Юлия Цезаря». Действие происходит в 1937 году, когда Уэллс еще не уехал в Голливуд и работал исключительно в театре и на радио. «Я и Орсон Уэллс» стал хитом среди критиков, но долго не мог найти прокатчика и в конечном счете не окупил 25-миллионый бюджет. Зато Кристиана Маккэя многие назвали лучшим исполнителем роли великого и ужасного Уэллса. Даже 106-летний Норман Ллойд, работавший с Уэллсом в театре «Меркурий», отметил талант английского театрального актера.

«Хичкок» (2012) / «Девушка» (2012) — Альфред Хичкок

Ироничная комедия о создании «Психо», в которой в мастера саспенса перевоплотился сэр Энтони Хопкинс. Правда, его игру несколько портит неудачный грим, делающий Хичкока похожим на пингвина. После успеха «На север через северо-запад» режиссер долго не мог определиться со следующим проектом, боясь, что не может сохранить высокую планку. Прочитав роман «Психо», основанный на реальном деле серийного маньяка Эда Гейна, режиссер решил снять первый в карьере чистый фильм ужасов. На протяжении всего байопика Хичкок ведет в голове задушевные беседы с Гейном, подглядывает за актрисами-блондинками (Веру Майлз играет Джессика Бил, Джанет Ли — Скарлетт Йоханссон) и советуется с женой Альмой (Хелен Миррен). В один год с «Хичкоком» на экраны вышел телефильм «Девушка», в котором режиссер выставлен сексуальным преступником, терроризирующим Типпи Хедрен — звезду фильмов «Птицы» и «Марни». Главные роли в нем исполнили уже Тоби Джонс и Сиенна Миллер.

«Параджанов» (2013) — Сергей Параджанов

Биографическая лента Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой о неординарном создателе культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната». Роль опального советского режиссера сыграл сам Аведикян, а его жену Светлану — Юлия Пересильд. Креативным продюсером фильма стал Роман Балаян. Авторы старательно пересказали все основные события в жизни Параджанова (расставание с женой, защита украинской интеллигенции, тюремное наказание за гомосексуальность, получение международного признания), показав создание основных работ. Фильм о режиссере-авторе раскритиковали как раз за отсутствие авторской интонации, однако других байопиков о советских режиссерах на постсоветском пространстве так и не появилось. «Параджанова» сняли совместными усилиями Украины, Франции, Грузии и Армении.

«Пазолини» (2014) / «Козни. Последний сюжет Пазолини» (2016) — Пьер Паоло Пазолини

С разницей в два года байопики о скандальном итальянце сняли нью-йоркский автор Абель Феррара и итальянец Дэвид Греко, работавший у Пазолини ассистентом. У первого ППП сыграл Уиллем Дефо, у второго — Массимо Раньери, чье сходство с режиссером поражало при жизни самого Пазолини. Оба байопика рассказывают об убийстве постановщика и поэта. У Феррары его до смерти избивают юнцы-гомофобы, а по версии авторов «Последнего сюжета…», Пазолини убили преступники, требовавшие выкуп за похищенные пленки скандального фильма «Сало, или 120 дней Содома». «Это был настоящий провидец, предугадавший все, что будет происходить с глобализацией, с экономикой, культурой, обществом, — все, что вскоре произошло с Европой. Это не биография, это портрет. Я попытался проникнуться его произведениями, чтобы представить себя на его месте», — рассказывал в Каннах Дефо.

«Трамбо» (2015) — Далтон Трамбо

В первую очередь Далтон Трамбо — известен как сценарист «Римских каникул», «Мотылька» и «Спартака», которого преследовали за коммунистические взгляды. Однако его единственного режиссерского проекта — культовой антивоенной драмы «Джонни взял ружье» достаточно, чтобы байопик о нем попал в эту подборку. Фильм Джея Роуча с Брайаном Крэнстоном рассказывает, как на Голливуд повлияло создание Черного списка — перечня деятелей культуры и искусства, которым запрещалось заниматься профессиональной деятельностью из-за их политических убеждений. Главного оппонента Трамбо — обозревательницу светской хроники Хедду Хоппер сыграла «жена Хичкока» Хелен Миррен (в «Проекте 281» агрессивную журналистку изобразила Фиона Шоу).

«Эйзенштейн в Гуанахуато» (2015) — Сергей Эйзенштейн

Хулиганский и даже скандальный байопик Питера Гринуэя про приключения автора «Броненосца Потемкина» в Мексике. Там советский гений (его сыграл финн Элмер Бэк) влюбился в гида, лишился девственности и надругался над флагом СССР. В России фильм создателя культовых «Контракта рисовальщика» и «Повара, вора, его жены и ее любовника», понятное дело, в прокате не появился. Эксперт по Эйзенштейну Наум Клейман отметил, что Гринуэй провел в Музее кино «ровно 20 минут» и задавал крайне поверхностные вопросы во время визита. «Я думаю, что то, что он там напридумывал, это больше его «стейтмент», чем портрет Эйзенштейна», — отметил Клейман и был прав.

«Одиссея» (2016) — Жан Ив Кусто

Фильм о жизни океанолога и документалиста Жак-Ива Кусто, который за свои морские исследования стал обладателем трех «Оскаров» и «Золотой пальмовой ветви». Если и был в мире режиссер, чей байопик мог походить на фильм National Geographic, то это Кусто. «Одиссея» — один из самых масштабных проектов в истории современного французского кино — может похвастаться съемками в Южной Африке, Средиземном море и даже Антарктиде. Однако режиссера Жерома Салля интересуют не только всякие черепахи, мурены и скаты, но и главный герой, сыгранный Ламбером Вильсоном. Биографы показывают Кусто противоречивым сумасбродом, который в погоне за мечтой разрушил отношения с близкими.

«Молодой Годар» (2017) — Жан-Люк Годар

Оскароносный создатель черно-белой немой комедии «Артист» Мишель Хазанавичус взялся за байопик едва ли не самого знакового французского режиссера. По сюжету Годар (Луи Гаррель) влюбляется в 19-летнюю актрису Анну Вяземски (Стэйси Мартин) — исполнительницу главной роли в его новом радикальном фильме «Китаянка». Затем создает группу «Дзига Вертов», переживает творческий кризис и бунтует против буржуазного искусства. Хазанавичус превратил жизнь Годара в дружеский шарж, лопающийся от годаровских цитат и приемов. Сам Жан-Люк, которому 3 декабря стукнуло 90 лет, назвал съемки фильма о себе «глупой, глупой идеей». Не впечатлились и критики, которые сетовали, что байопик не только не раскрыл гений француза, но выставил того эгоистом без чувства юмора. Правда, в основу сценария легли как раз мемуары Вяземски.

«Горе-творец» (2017) — Томми Вайсо

Создатель культовой «Комнаты» Томми Вайсо — самый молодой постановщик в нашей подборке, которому повезло получить собственный байопик. Его независимый дебют «Комната» — мелодраматическая нелепица с ужасными диалогами, отвратительной режиссурой и бездарной актерской игрой — стала главным культовым фильмом XXI века. На показах фильма его поклонники выкрикивают вместе с героями реплики и кидаются пластмассовыми ложками в экране. Одним из таких фанатов стал Джеймс Франко, который снял о создании культового зрелища игровой фильм с собой в главной роли. Комедия принесла Франко «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль и, как это ни странно, даже не провалилась в прокате (впрочем, это не помогло кино добраться до российского зрителя). Сценаристы Скотт Нойстедтер и Майкл Х. Уэбер также удостоились номинации на «Оскара».

«Кертиц» (2018) — Майкл Кертиц

Малоизвестный венгерский байопик о создателе «Касабланки» Майкле Кертице, который доступен для просмотра на Netflix. Картину об авторе 177 (!) разножанровых фильмов снял тридцатилетний дебютант Тамаш Тополянски, почему-то решивший изобразить трудоголика-производственника настоящим поэтом. Черно-белую картину, в которой Хамфри Богарт и Ингрид Бергман показаны капризными звездами, а студийные боссы приравниваются едва ли не к фашистам, легко обвинить в излишней романтизации производства классики. Правда, ленту действительно снимали в разгар Второй мировой, а сам Кертиц, венгерский еврей, параллельно пытался вытащить родственников из нацистской Европы.

«Бунюэль в лабиринте черепах» (2018) — Луис Бунюэль

После успеха шокирующего «Андалузского пса» (1929) и антиклерикального «Золотого века» (1930) режиссер Луис Бунюэль находится на пике своей скандальной славы. Испанец решает отправиться в беднейший испанский регион Лас-Урдес, население которого практически отрезано от цивилизации и медленно вымирает от голода и болезней. Там он планирует снять об этом документальный фильм «Земля без хлеба» (1932). Режиссер Сальвадор Симо взял за основу комикс Фермино Солиса, рассказывавший о создании нетипичной картины в фильмографии Бунюэля. Это традиционно отрисованный мультфильм, отсылающий графически к Пикассо и опытам сюрреалистов.

«Фассбиндер» (2020) — Райнер Вернер Фассбиндер

Райнер Вернер Фасбиндер был диктатором на площадке, третировал любовников (преимущественно мужчин, но и женщин тоже), много пил и употреблял наркотики. Несмотря на это, к 37 годам, когда он скончался от передоза, он снял больше 40 фильмов, добился признания и получил несколько важных кинонаград, в том числе «Золотого медведя». Очень кинематографичную биографию Фасбиндера экранизировал немецкий режиссер Оскар Рёлер. И экранизировал подобающим предмету образом: действие фильма происходит на сцене или на съемочной площадке, где между декорациями ходит пузатый Фассбиндер (Оливер Мазуччи). Он настоящий Enfant Terrible (как в оригинале называется фильм) — то даст пощечину актрисе, то упадет на пол в истерике от того, что окружающие не понимают всей важности процесса, священных киносъемок. Это кино скандальное, вызывающее, провоцирующее зрителя, но искреннее и моментами завораживающее — где-то среди всей этой бутафории, под лучами софитов рождается искусство кино (Катя Загвоздкина). 

«Парень из Асакусы» (2021) — Такеши Китано

Netflix продолжит чествовать японских режиссеров. Вслед за сериалом о порнографе Тору Мураниси «Голый режиссер» стриминг сервис драматизирует биографию Такеши Китано — актера, режиссера, комика и телеведущего. Фильмы японца «Затоiчи», «Брат якудзы», «Кикуджиро», «Беспредел» и «Фейерверк» стали известнее за рубежом больше, чем на родине, где Китано в первую очередь имел славу телеведущего. В основу ленты «Парень из Асакусы» лягут одноименные мемуары кинематографиста, в которых рассказывается о раннем этапе карьеры Китано. Фильм поставит Хитори Гэкидан, а главную роль исполнит Юя Ягира. Кино сконцентрируется на взаимоотношениях молодого Такеши с владельцем стрип-клуба, где будущий лауреат «Золотого льва» начинал свою карьеру комика.

«Большое прощание» (TBA) — Роман Полански

В августе 2020-го Бен Аффлек заявил, что напишет и поставит для Paramount фильм о создании классического нуара «Китайский квартал» (1974). В основу проекта ляжет документальная книга Сэма Уоссона «Большое прощание», детализирующая закулисные интриги вокруг фильма Романа Полански. Детектив стал одним из символов «Нового Голливуда» и последней картиной Полански, снятой в США. Лента получила 11 номинаций на «Оскар», но награда досталась лишь сценаристу Роберту Тауну. Ожидается, что среди героев фильма будут Полански и Таун, исполнители главных ролей Джек Николсон, Фэй Данауэй и Джон Хьюстон, а также продюсер Роберт Эванс, который управлял Paramount в 1970-х. Таким образом, в некотором роде «Большое прощание» станет сиквелом трагикомедии Квентина Тарантино «Однажды в … Голливуде».

«Фрэнсис и Крестный отец» (TBA) — Фрэнсис Форд Коппола

Еще одним легендарным фильмом Paramount из эпохи «Нового Голливуда», который обзаведется игровым фильмом о создании, станет гангстерская сага «Крестный отец». Джейк Джилленхол и Оскар Айзек сыграют режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и продюсера Роберта Эванса соответственно. Проектом занимается оскароносный Барри Левинсон, который уже рассказывал о том, как функционирует «фабрика грез» в сатирах «Плутовство» и «Однажды в Голливуде». Из его новой ленты мы узнаем, как Коппола пытался убедить студию в необходимости создания «Крестного отца», отстаивал кандидатуру Марлона Брандо на роль Вито Корлеоне и получал угрозы от настоящих бандитов. Сам Коппола, который в этом году выпустит новую версию «Крестного отца 3», одобрил проект Барри Левинсона.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

35 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

17 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад