Будни паранормальной больницы от авторов «Вне себя» – одно из главных сериальных впечатлений сезона.
Создатели сериала «13 клиническая» сценарист Андрей Золотарев и режиссер Клим Козинский – явно не первые люди, которые увидели в закрытой больнице что-то дьявольское. Но сделать из этого наблюдения комедийный процедурал, не додумался больше никто. Со скучной нормальностью авторы попрощались еще в своем прошлом проекте, психоделическом детективе «Вне себя», и теперь перешли к явлениям паранормальным. В проводники Золотарев и Козинский взяли Данилу Козловского, который в этом году уже пытался разогнать нечисть в «Караморе».
Педантичный хирург Кирилл Акиншин (Козловский) ошибается во время операции. Сначала он думает, что виноват паук, но оказывается, что это опухоль мозга, которая так разрослась, что у врача начались галлюцинации. Акиншину еще нет 40, он крепок, бодр, остроумен и хорош собой, но болезнь неумолима – его ждет смерть. Последняя надежда хирурга – странная больница, где вместо МРТ – исповедальня, вместо капельницы – настой из жуков, а вместо медицинских справочников – литература по демонологии.
Сочетание повседневности и чертовщины – один из главных сериальных трендов этого года («Уэнсдэй», «Конец света», «Сергий против нечисти», второй сезон «Вампиров средней полосы»). Выделиться на этом фоне непросто, но «13 клиническая» действует как вирус – бьет в слабые места. Главное из них – вера в чудо (даже если оно от лукавого). Кажется, здесь впервые со времен «Ночного дозора» удалось скрестить потустороннюю жуть и привычную рутину так, чтобы это не превратилось в балаган, а выглядело как откровение. Козинский и оператор Генрих Медер снимают чертовщину с таким почтением и восторгом, что происходящее легко принять за хоррор.
Другая слабость, которой пользуется «13 клиническая», – ностальгия. Это и дух упомянутых «Дозоров» с их зрелищной постсоветской фантастикой, и атмосфера закрытого советского НИИ как в «Спутнике», и восьмидесятнический синти-поп в саундтреке – прямо как в том самом сериале братьев Даффер. Но даже эти знакомые приемы до этого удавались в основном в кино и по отдельности. А здесь это работает все вместе.
Что касается повседневности, «13 клиническая» не совершает открытий. Все действие происходит в эффектной больнице, с виду напоминающей мавзолей: за ее пределами стерильно и скучно, внутри – врачебная рутина и немножко нервно. Никаких откровений о жизни медиков тут нет, зато есть интересные герои, непростые отношения и секреты, которые двигают сюжет.
Акиншин Козловского – обаятельный трикстер, зазнайка, который постоянно нарушает местные порядки, чтобы спасти пациентов. В напарницах у него гиперответственный врач Аня
(Паулина Андреева), слишком добрая и отзывчивая, чтобы не влюбиться в такого бунтаря. За порядком в больнице присматривает опытный главврач (Владимир Стеклов), который во всем сохраняет нейтралитет, и его роковая зам с непростым характером (Виктория Исакова), которой приходится решать все проблемы.
«13 клиническая» – процедурал: в каждой серии у Акиншина новый пациент и новое дело. Параллельно развивается основной сюжет: что же здесь, черт возьми, происходит? Андрей Золотарев решил не размениваться по мелочам и написал историю, которая заслуживает несколько сезонов. Не будем ее портить и гадать, что хотели сказать авторы, – это ни к чему. Эта зараза вас и так не отпустит. Кого-то свалит с ног сразу на 6 часов, у кого-то будет медленно зудеть внутри целую неделю. Хорошо, что и здесь есть своя сезонность: от избытка впечатлений реальность может показаться удивительно серой.
Комментарии